РЕАЛИЗМ

РЕАЛИЗМ
РЕАЛИЗМ
(realism) Реализмом называют традиционный подход (в числе других политических подходов) к пониманию международных отношений (international relations). Реалистическое мышление принято противопоставлять идеализму (idealism). Реализм доминировал в данной области в течение десятилетий после 2-й мировой войны, и, несмотря на многочисленные возражения, можно утверждать, что он остается преобладающим традиционным подходом к этому предмету. Реализм претендует на идейное наследие, восходящее к Фукидиду (Thucydides), Макиавелли (Machiavelli), Гоббсу (Hobbes) и Руссо (Rousseau). В послевоенное время наибольшим влиянием пользовались работы Э.Х. Карра, Ханса Моргентау и Джона Херца. В конце 1970-х гг., благодаря Кеннету Н. Уолтцу, началось возрожденное реалистическое направление – только под названием неореализм. Те, кто стремится расширить анализ Уолтца, чтобы соединить его с работой в русле либеральной традиции, сосредоточенной на изучении экономических отношений, режимов и международного сообщества (international society), отдают предпочтение термину "структурный реализм". Реализм во всех его формах подчеркивает преемственность условий человеческого существования, в частности на международном уровне. Классические реалисты склонны видеть источник единства этих условий в неизменности природы человека, отражающейся в политическом устройстве государств. Неореалисты считают такое единство условий следствием анархической структуры международной системы, являющейся, по их мнению, жизненно важной и исторически непреходящей силой, формирующей поведение и устройство государств. Исходя из преемственности условий человеческого существования, реалисты считают силу главной побудительной причиной или движущим фактором всей политической жизни. Их интересуют больше группы, чем индивид, а поскольку государство использует силу наиболее эффективно, то оно и является главной человеческой группой, будь то в форме племени, города-государства, империи или национального государства. Поскольку отношения между государствами движимы силой, а анархическая структура не дает возможности существенно ограничить ее применение, реализм подчеркивает состязательную и конфликтную сторону международных отношений. Идея баланса сил (balance of power) является одним из самых давнишних аналитических инструментов реализма, она обеспечивает связь между изучением силовой политики в целом и более специфическим анализом военных отношений в стратегических исследованиях. Неореалисты превратили баланс сил в составную часть структурного анализа, так что распределение возможностей в международной системе – с точки зрения числа великих держав (полярность) – рассматривается как часть ее структуры. Это привело к появлению большого количества работ, посвященных различию между биполярной и многополярной системами. Реалисты склонны моделировать государство как единую рациональную силу, действующую в условиях неопределенности и недостаточной информации. Как для реализма, так и для неореализма характерно сознательное заимствование из микроэкономической теории: государство рассматривается как аналог фирм, анархическая структура – как аналог рыночной структуры, а сила – как аналог полезности. Получилось нечто вроде философского эксперимента, когда несколько социологов истории, в частности Майкл Манн, Чарльз Тилли и Перри Андерсон, занимающиеся макроисторическими исследованиями, пришли к аналитическим выводам, поразительно похожим на взгляды классического реализма. Немногие из этих авторов были знакомы с традиционным реализмом в области международных отношений, однако все выделили войну (war) как решающий фактор эволюции современного государства. С конца 1960-х гг. зазвучали получившие признание утверждения о том, что методология и теория, связанные с классическим реализмом, стали анахронизмом. Теперь уже сети, а не бильярдные шары казались наиболее подходящей метафорой для международной политики, а бихевиористы (behaviouralism) утверждали, что работы классических реалистов уже не отвечают канонам научных исследований. С резкой критикой выступили представители академических кругов, занимающиеся проблемами взаимозависимости, политической экономии (political economy) и межнациональных отношений. Объектом критики стало главенство государства и военной силы в теории реализма, который обвиняли в неспособности объяснить ни отдельные проблемы, ни характер международных отношений во взаимозависимом мире; критиковали также логику и моральную сторону склонности реалистов ставить конфликты во главу угла всех проблем. Неореализм дал новое, более прочное обоснование логики политики с позиции силы, показав ограниченность подхода, основанного на взаимозависимости в международных отношениях, и вновь заявив о главенстве американской державы в международной системе. Этому значительно способствовало начало в 1979 г. второго этапа "холодной войны" (Cold War), поколебавшего позиции приверженцев взаимозависимости и межнациональных связей, которые продолжали уверенно выступать с объяснениями, основывавшимися на чрезмерном использовании силы в международных отношениях и дроблении мощи государства. Работы, написанные с этих позиций в 1980-е гг., во многих случаях несли на себе отпечаток теоретической и методологической переоценки, вызванной критикой, данной в работе Уолтца. С окончанием "холодной войны" можно ожидать нового кризиса реализма, но это еще впереди. А пока, по мере того как обнаруживается теневая сторона падения коммунизма, многие из положений реализма находят подтверждение.

Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". . 2001.


Политология. Словарь. — РГУ. . 2010.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "РЕАЛИЗМ" в других словарях:

  • Реализм — I. Общий характер реализма. II. Этапы реализма А. Реализм в литературе докапиталистического общества. Б. Буржуазный реализм на Западе. В. Буржуазно дворянский реализм в России. Г. Реализм революционно демократический. Д. Пролетарский реализм.… …   Литературная энциклопедия

  • РЕАЛИЗМ — (от позднелат. realis вещественный, действительный) филос. направление, признающее находящуюся вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания,… …   Философская энциклопедия

  • Реализм —         (от позднелат. realis вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе развития искусства реализм… …   Художественная энциклопедия

  • реализм — а, м. realisme m. 1. Направление в литературе и искусстве, ставящее свой целью правдивое воспроизведение объективной действительности в ее типических чертах; правдивое изображение действительности. БАС 1. Уловить и передать правдивую черту… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Реализм —  Реализм  ♦ Réalisme    В распространенном смысле слова видение вещей такими, какие они есть, и способность к ним приспосабливаться. Противоположным реализму в этом смысле является отнюдь не идеализм, а глупость, утопизм или витание в облаках. В… …   Философский словарь Спонвиля

  • РЕАЛИЗМ — (ново лат., от realis действительный, с греч. окончанием). Философская система средних веков, приписывавшая общим понятиям действительность их существования, в противоположность номинализму философии: признавание сущности внешних предметов… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • реализм — реализма, м. [от латин. realis действительный] (книжн.). 1. Термин, к к–рому прибегали в 19 в. и начале 20 в. многие эклектики в философии для обозначения своих философских систем (филос.). «…Слово “реализм” захватано позитивистами и прочими… …   Толковый словарь Ушакова

  • РЕАЛИЗМ — в искусстве, 1) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так широко понимаемый… …   Современная энциклопедия

  • РЕАЛИЗМ — в искусстве 1) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так, широко понимаемый… …   Большой Энциклопедический словарь

  • РЕАЛИЗМ — (на средневековой латыни realis вещественный, действительный) в философии, направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект… …   Современная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»