МИЛЛЬ ДЖОН СТЮАРТ

МИЛЛЬ ДЖОН СТЮАРТ
МИЛЛЬ ДЖОН СТЮАРТ
(Mill, John Stuart) (1806–73) Родился в Лондоне, в Пентонвилле, был первым из шести детей Джеймса Милля (James Mill) и Харриет Барроуз. Обучал его дома отец в обстановке мрачной и невеселой. Время от времени с ним дополнительно занимались Бентам (Bentham) и Френсис Плейс. Джон Стюарт начал учить греческий в возрасте трех лет, латынь – в 8 лет (прочитал шесть диалогов Платона (Plato) до того, как ему исполнилось 10) и химию с логикой – не достигнув и 12 лет. Владел он и европейскими языками, усвоив их, как видно, с легкостью, особенно французский и немецкий. Программа домашнего обучения была составлена так, чтобы, помимо прочего, развить в нем утилитаристские убеждения с целью подготовить Джона Стюарта к свершению тех реформ, которые Бентам и Джеймс Милль могли не успеть осуществить. "Бедному мальчику", как настойчиво объяснял его суровый отец, предстояло стать "преемником, достойным нас обоих". Кстати, хотя римское право Джон Стюарт изучал с Джоном Остином, видным и почти забытым философом-утилитаристом, систематически читать Бентама он начал только в 15 лет. Окончательно же он обратился в веру Бентама только в 1821–22 гг., познакомившись с французским изданием Дюмона сочинений Бентама. За этим, помимо службы в Министерстве по делам Индии, последовали четыре года уверенной политической деятельности, когда он выступал за установление контроля за рождаемостью, проведение парламентской реформы и введение всеобщего избирательного права для мужчин. В 1826–27 гг. Джон Стюарт перенес жестокий и, по-видимому, длительный нервный срыв. Пережитое за этот период изменило все. Нетрудно определить три пункта "отступления" от прежних позиций философского радикализма. Первый из них – его переход к пламенной вере в самосовершенствование и самоулучшение и, соответственно, отход от характерного для Бентама безразличия к характеру личности. Новый или переосмысленный утилитаризм Джона Стюарта теперь основывался непосредственно на этике самосовершенствования, а вовсе не на гедонизме; при этом вдохновение он черпал, хотя бы частично, у Колриджа (Coleridge) и европейских романтиков. В своем знаменитом эссе "О свободе" ("On Liberty", 1859) он утверждает, что интерес к характеру личности означает еще и тщательное изучение поведения, связанного с заботой о собственных интересах. Сам принцип свободы требует от индивида бескорыстной заботы о совершенствовании собственного поведения и характера. Подобно Вордсворту, Милль пришел к выводу, что прогресс только тогда станет реальностью, когда человек воспитает и разовьет свои "внутренние страсти", а не просто преобразует "внешние обстоятельства". Второе отступление, возможно, немного труднее уловить, но оно не менее важно. После нервного срыва Джона Стюарта все больше интересовало достижение согласия путем отказа от обращения к первичным или конечным принципам; он начал предпочитать вторичные или промежуточные максимы, способные обеспечить широкое согласие. Даже "Система логики" ("System of Logic", 1843) была задумана и написана не с целью развязать философский спор. И хотя "Логика" едва ли стала "нейтральной", поскольку представляла собой бескомпромиссную защиту индуктивной школы в науке, Милль полагал, что логика – это область, которая могла бы объединить представителей самых различных философских направлений. Короче говоря, Джон Стюарт возглагал большие надежды на согласие не только в философских дискуссиях, но и в политической практике; считал, что перед образованным меньшинством стоит ответственнейшая задача – поддерживать и развивать это согласие в своей среде. Без него политическая стабильность менее вероятна и очевидна, интеллектуальная власть либо сильно уменьшится, либо будет полностью утрачена. Третье, и последнее, отступление от прежних идей и убеждений было сделано в направлении спокойного, созерцательного "консерватизма". У Милля возник стойкий интерес к проблемам национального характера, а также появилась сильная неприязнь к таким культурам (наподобие английской или американской), в которых господствовали стяжательство, накопительство и конкуренция в погоне за наживой. Для него все большее значение приобретали сильная власть и благородные идеалы, что воспринималось порой как пренебрежение аристократа к прозаичной натуре простого человека. А вот в презрении к рядовому английскому консерватору сомневаться не приходилось. Как члену парламента от Либеральной партии по Вестминстерскому округу, ему было предъявлено обвинение в Палате общин в том, что он якобы сказал, что все консерваторы – глупцы. Джон Стюарт опроверг это, ответив, что на самом деле он заметил, что все глупые люди являются консерваторами. Милль был видным либеральным феминистом своего времени. Он написал "Подчинение женщин" ("The Subjection of Women", 1869) – единственную из его книг, которой не сопутствовал коммерческий успех, и предложил поправку к Биллю о реформе 1867 г., заменяющую термин "человек" (равнозначный в английском языке понятию "мужчина") на термин "лицо". Поправка не прошла, но за нее проголосовали 73 человека. Как и в эссе "О свободе", Милль отмечал, что на его взгляды на эмансипацию женщин сильное влияние оказала его жена Харриет Тейлор (Harriet Tayler). Его отношения с женой очень походили на те, что сложились у Кондорсе (Condorcet) с Софи де Груши (Sophie de Grouchy). Это позволяло тем, кто был не согласен с двумя вышеназванными книгами Милля, приписывать их влиянию жены.

Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". . 2001.


Политология. Словарь. — РГУ. . 2010.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "МИЛЛЬ ДЖОН СТЮАРТ" в других словарях:

  • Милль, Джон Стюарт — Джон Стюарт Милль John Stuart Mill Дата рождения …   Википедия

  • Милль Джон Стюарт — (Mill) (1806 1873), английский философ и экономист, идеолог либерализма. Сын Дж. Милля. Основатель английского позитивизма, последователь О. Конта. В «Системе логики» (т. 1 2, 1843) разработал индуктивную логику, которую трактовал как общую… …   Энциклопедический словарь

  • Милль, Джон Стюарт — (1806 1873) английский философ утилитарист, экономист, либеральный политический мыслитель, государственный деятель. Свобода индивида та «командная высота», с которой Милль рассматривает ключевые для себя политические и правовые проблемы. Их… …   Политология. Словарь.

  • Милль Джон Стюарт — (1806–1873) английский философ и психолог. Один из лидеров эмпирической психологии (см. ассоцианизм). Считал, что при объяснении сознания следует ориентироваться не на механику, а на химию, поскольку элементы сознания не существуют изолированно,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • МИЛЛЬ Джон Стюарт — (Mill), (20 мая 1806 – 8 мая 1873) – англ. философ позитивист, логик и экономист. Филос. взгляды М., оформившиеся под влиянием Беркли, Юма, Бентама и Конта, изложены им в соч. Обзор философии сэра В. Гамильтона ( An examination of Sir W. Hamilton …   Философская энциклопедия

  • МИЛЛЬ Джон Стюарт — (1806 73) английский философ и экономист. Идеолог либерализма. Сын Дж. Милля. Основатель английского позитивизма, последователь О. Конта. В Системе логики (т. 1 2, 1843) разработал индуктивную логику, которую трактовал как общую методологию наук …   Большой Энциклопедический словарь

  • Милль Джон Стюарт — (1806 1873) английский философ, экономист, представитель ассоциативной психологии. В качестве методологической основы своей ментальной химии выдвигал тезис о несводимости свойств результата ассоциативного объединения к сумме свойств его составных …   Психологический словарь

  • Милль Джон Стюарт — (Mill, John Stuart) (1806 73), шотланд. философ и экономист, сын Джеймса Милля, историка и сторонника утилитаризма. Один из ведущих толкователей утилитаристской философии Бен тама, М. в поздние годы своей жизни энергично критиковал ее. В кн.… …   Всемирная история

  • МИЛЛЬ Джон Стюарт — (Mill, John Stuart) ДЖОН СТЮАРТ МИЛЛЬ (1806 1873), английский философ и экономист. Родился в Лондоне 20 мая 1806 в семье Джеймса Милля, шотландского экономиста и философа, занимавшего высокий пост в Ост Индской компании. Кальвинистские взгляды,… …   Энциклопедия Кольера

  • Милль Джон Стюарт — Джон Стюарт Милль: кризис двадцатилетнего философа     Дом Джеймса Милля, отца Джона Стюарта Милля (1806 1873), часто посещали английские радикалы, среди них Рикардо и Бентам. «С вниманием и интересом я слушал их беседы, вспоминал Джон в… …   Западная философия от истоков до наших дней


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»