- КЕМАЛИЗМ
- КЕМАЛИЗМ
-
(Kemalism) Идеология, выдвинутая Мустафой Кемалем (известным как Ататюрк) (1881–1938) и его сподвижниками после создания Турецкой республики (1923). Кемализм основан на идеалах прагматизма и необходимости. Реформы, начатые в Османской империи в 1839 г. и получившие название "Танзимат" (реорганизация), привели к появлению "молодых османцев", вслед за которыми появились "младотурки". Они и определили основные черты кемализма. Реформы создали класс государственных служащих, гражданских и военных технократов, обладающих знаниями и организаторскими способностями, умением и возможностью контактировать с коллегами в Европе. "Танзимат" привел к принятию светского кодекса законов и реорганизации государственного управления на европейский лад, однако сохранил традиционные институты шариата (исламского права) вместе с его судами и исламскими школами. Позже реформаторы, в т.ч. и Кемаль, считали, что это существенно ослабило реформы XIX в. Основатель Турецкой республики сформулировал шесть принципов кемализма. 1. Республиканизм, охвативший Европу на волне крушения империй и провозгласивший идеи народного суверенитета, свободы и равенства перед законом. 2. Секуляризм – краеугольный камень реформ и необходимый компонент модернизации и социальных перемен. Это означало отделение государства от религии и установление светского контроля над правовой системой и образованием. В 1924 г. был ликвидирован халифат, позже – шариатские суды, на смену которым пришли швейцарский гражданский (1925) и итальянский уголовный (1926) кодексы. Одновременно ликвидировались монастыри и религиозные школы, был принят латинский алфавит, насильственно внедрялся европейский стиль в одежде, проведена эмансипация женщин. Коран приведен в соответствие с новой нормой турецкого языка. 3. Национальное единство крепилось на принципе лингвистического сообщества, на том, что турецкий язык, свободный от расовых, религиозных или этнических различий, объединяет всех живущих в пределах Турции. 4. Усилия народа стремились направить на цели реформ и перемен, поэтому много и расплывчато говорили о народном суверенитете, обоюдной ответственности государства и гражданина, а также об отсутствии социальных классов. 5. Революционный настрой сопровождался упорядоченным преобразованием общества, с тем чтобы ввести его в семью развитых наций. Для этого требовалось изменить взгляды людей, принять западный стиль, преодолеть сопротивление невежества и суеверия, привлечь в страну новую технику и новые технологии, одновременно способствуя развитию отечественной экономики и науки. 6. Проводимая политика этатизма (активного государственного регулирования) предполагала, что государство должно играть активную роль в экономическом, социальном и культурном развитии страны.
Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.
Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.