- ИНДИВИДУАЛИЗМ
- ИНДИВИДУАЛИЗМ
-
(individualism) Политический индивидуализм (в его наиболее распространенном, хотя и не единственном смысле) – основополагающая убежденность в защите прав личности от посягательств со стороны государства и политической власти. Вместе с тем индивидуализм многомерен и вполне может проявляться в различных областях. В расхожем употреблении термин применяется по отношению к человеку с явно выраженным или необычным характером и манерой поведения, которые выделяют его из общей массы. В метафизике или онтологии индивидуализм – это мировоззрение, согласно которому Вселенная состоит из индивидуальных частиц, отдельных единиц (общностей). Противников такого индивидуализма называют холистами или монистами. Типичное холистическое воззрение состоит в том, что отношения (обычно в некотором роде систематические) между общностями обладают более основательным существованием, чем сами общности. По определению норвежского философа-эколога Арне Наесса, холизм предписывает понимание мира как "соотносительного, охватывающего целиком все пространство отображения", в котором индивидуальные организмы суть всего лишь "узлы в биосферной сети либо в пространстве внутренне обусловленных отношений". В рамках христианской религии индивидуализм тесно связан с протестантизмом и верой в непосредственное общение человека с Богом. "Экономическим индивидуализмом" обычно называется вера в способность индивидуального действия или устремления через рынок создать благосостояние и обеспечить прогресс. Политический индивидуализм, судя по данному выше определению, понятие более неопределенное. Главный вопрос индивидуализма per ce (как такового) касается связи между этими измерениями. Как тесно они связаны и какова форма такой связи? Часто приводят слова Маргарет Тэтчер: "Никакого общества нет, есть только личности", – нарочито онтологический постулат, заставляющий задуматься и о политике, и об этике. На самом деле М. Тэтчер добавила еще: "И семьи" – и эти два слова можно воспринять как острие более коллективистского философского клина. Связи между многими из этих измерений не имеют логического воплощения: нет противоречия в том, что вы, будучи монистом в философии, все же считаете, что личная инициатива является основным двигателем экономического прогресса или что личности обладают правами, которые следует защищать от власти государства. Однако стремление к идеологической последовательности создает связь между различными измерениями индивидуализма. В сердцевине индивидуализма кроется еще один важный парадокс. Джон Стюарт Милль (Mill) предлагает одну из самых привлекательных, с точки зрения морали, картин индивидуалистического общества, в котором люди не связаны подчинением и способны совершенствовать цивилизацию в высшей степени свободным развитием собственных идей и форм выражения. Только как достичь такого индивидуалистического общества? Обществом, которое недвусмысленно утверждает в своих нормах и институтах веру в экономический индивидуализм, а в своей Конституции – защиту индивидуальных прав, являются США. Однако эту страну часто критикуют за склонность нивелировать людей, продукцию, места обитания и за требования подчинения личностей. Многократно замечалось, что отказ от авторитарных требований подчинения в школах подменяется более действенным побуждением к социальному подчинению, исходящим от самих учеников. Многие считают, что "тоталитарный" СССР дал миру более великих личностей и в искусстве, и в политике, чем множество более свободных стран. In extremis (в крайнем выражении) данный парадокс означает, что для расцвета личности необходим элемент деспотизма, что авторитарные политические структуры могут защищать личность от социального и экономического принуждения.
Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.
Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.