Разделение властей это:

Разделение властей
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ
(separation of powers) Основополагающий принцип, согласно которому политическая власть должна быть поделена между несколькими структурами для предотвращения тирании. Разделение властей, противостоявшее абсолютизму королевской власти, парламенту и другим органам, представляло собой ведущую идею средневековой Европы, известную как "два меча" (см. также: средневековая теория политики). Большинство мыслителей соглашалось с разделением власти между государством и Церковью. Однако убедительных аргументов в пользу превосходства одной из ветвей власти над другой не выдвигалось. Сторонники превосходства государства были вынуждены считаться с тем, что королям даровалась божественная власть, а Церковь претендовала на право отлучать королей от Церкви (что и произошло с английским королем Иоанном). Тем же, кто ставил Церковь выше государства, приходилось разъяснять заповедь Иисуса: "Воздай Кесарю Кесарево, а Божье Богу". Таким образом, в средневековой Европе произошло разделение властей de facto. Идея разделения властей возродилась в XVII в. как реакция на возобновившиеся притязания монархов на Божественное право и абсолютный суверенитет (см.: Filmer – Филмер, Hobbes – Гоббс). Локк (Lock) различал исполнительную, законодательную и федеративную (ведавшую внешней политикой) власти, хотя и не считал, что каждая существует в отдельности. Он ориентировался на английскую систему, при которой исполнительная власть (executive) пополнялась (по крайней мере частично) за счет перехода в нее членов законодательной власти (legislature) и была (во всяком случае, в финансовом отношении) подотчетна ей. Монтескье (Montesqueu) развил эти представления в полновесную теорию разделения законодательной, исполнительной и судебной власти (основанную, как об этом часто говорят, на непонимании английской политической жизни). От него принцип разделения властей попал в Конституцию США, его обоснования содержались в "Федералисте" ("Federalist Papers"). Система сдержек и противовесов американской управленческой машины включает в себя разделение как по вертикали – между исполнительной (президент), законодательной (Конгресс из двух палат, каждая из которых играет роль сдерживающих механизмов и противовесов по отношению к другой) и судебной (федеральные суды) властями, так и по горизонтали – между правительствами страны и штатов. Сторонники разделения властей утверждают, что это необходимо для борьбы с тиранией, в т.ч. и тиранией большинства (tyranny of the majority). Противники доказывают, что суверенитет кому-то должен принадлежать и что лучше, и видимо демократичнее, гарантировать его постоянную принадлежность одной структуре (например, парламенту).

Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". . 2001.

Разделение властей
(принцип)
основополагающее исходное начало качественного строения и функционирования государственной власти.
Родоначальником теории разделения властей является английский мыслитель Д.Локк. Из теории общественного договора он выводит происхождение отдельных видов власти и все другие вопросы политико-государственного устройства общества, механизмы их функционирования. Он различал законодательную, исполнительную и федеративную власти, последняя рассматривалась им в единстве с исполнительной, так как они находятся в одних руках.
Француз Ш.Монтескье впервые выделил судебную власть как самостоятельную. Он выдвинул идею независимых властей, сдерживающих друг друга, старался разработать механизмы их взаимодействия.
Данный принцип нашел юридическое закрепление впервые в Конституции США, конституционных актах Великой Французской революции. В Конституции России 1993 года в качестве одной из основ конституционного строя выступает принцип разделения властей. Статья 10 фиксирует:» государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Разделение государственной власти на три ее ветви необходимо, во-первых, для исключения абсолютизации. Концентрации власти в руках одного человека или государственного органа, что неизбежно приводит к злоупотреблениям, установлению диктатуры и т.п. Во-вторых, четкое разграничение функций между ветвями государственной власти позволяет эффективно выполнять важные государственные полномочия каждой из них. В-третьих, осуществляется взаимный контроль, создается система сдержек и противовесов. Разделение властей представляет собой функциональный разрез единой государственной власти и не означает многовластия. Власть является единой, так как ее единственным источником является народ. Поэтому речь идет только о разграничении полномочий между ветвями неделимой государственной власти.
Шпак В.Ю.

Политология. Словарь. — М: РГУ. . 2010.

Разделение властей
1) важнейший принцип организации политической власти в правовом государстве, исключающий возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в руках одного человека или господствующей группы (органа власти);
2) важнейший механизм функционирования демократической государственной власти, в соответствии с которыми единая политическая власть в государстве включает три особые самостоятельные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Первая представлена обычно парламентом, вторая - правительством; третья - судами различных уровней.
Суть разделения властей состоит в том, что: все три ветви власти должны быть представлены различными органами и людьми; каждая из них независима, автономна и равноправна; никакая ветвь власти не должна вмешиваться в права и полномочия другой; в то же время все они взаимодействуют, осуществляют взаимный контроль, уравновешивают и сдерживают друг друга; судебная власть независима от политики и подчиняется только закону. Принцип разделения властей положен в основу конституционного устройства большинства демократических государств мира. Он нашел своеобразное отражение и в Конституции РФ 1993 г. Иногда он рассматривается и в ином ракурсе (напр., как разделение прав и полномочий между федерацией и ее субъектами, между центром и местами и т.д.). Теория разделения властей впервые выдвинута Дж. Локком, развита Ш. Монтескье. Сыграла значительную роль в борьбе против абсолютизма. По принципу разделения властей впервые была построена конституция США.

Политическая наука: Словарь-справочник. . 2010.


Политология. Словарь. — РГУ. . 2010.

Смотреть что такое "Разделение властей" в других словарях:

  • РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ — общепризнанный принцип построения и функционирования аппарата управления в современных демократических гос вах, основанный на системе сдержек и противовесов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Впервые в классической форме… …   Философская энциклопедия

  • РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ — РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ, в конституционном праве принцип, согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти (исполнительная, законодательная и судебная), уравновешивающие друг друга (так называемая система сдержек и… …   Современная энциклопедия

  • РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ — в конституционном праве принцип, согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти (исполнительная, законодательная и судебная), уравновешивающие друг друга (т. н. система сдержек и противовесов). Теория разделения… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Разделение властей — РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ, в конституционном праве принцип, согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти (исполнительная, законодательная и судебная), уравновешивающие друг друга (так называемая система сдержек и… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ — один из краеугольных принципов конституционализма, выражающийся в относительной независимости и самостоятельности основных государственных властей: законодательной, исполнительной и судебной. Смысл этого разделения состоит в препятствовании… …   Юридическая энциклопедия

  • РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ — один из основополагающих принципов конституционализма, согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга законодательную, исполнительную и судебную (наряду с которыми иногда выделяют… …   Юридический словарь

  • РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ — англ. division of authorities; нем. Gewalten teilung. Принцип, согласно к рому законодательная, исполнительная и судебная власти в государстве должны осуществляться различными, независимыми и взаимно уравновешивающими друг друга органами.… …   Энциклопедия социологии

  • Разделение властей — (англ. division of powers) в праве принцип, согласно которому в правовом государстве должны сосуществовать самостоятельные и независимые друг от друга ветви (направления, функции) гос ной власти законодательная, исполнительная и судебная, каждая… …   Энциклопедия права

  • Разделение властей — политико правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном… …   Википедия

  • разделение властей — в конституционном праве принцип, согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти (исполнительная, законодательная и судебная), уравновешивающие друг друга (так называемая система сдержек и противовесов). Теория… …   Энциклопедический словарь

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»