Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.


Местное самоуправление

Перевод
Местное самоуправление
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
(local government) Административное учреждение, власть которого распространяется на определенную территорию внутри страны; в федеральных системах – на определенную территорию в пределах субъекта федерации (штата или области, например). Власть местной администрации основывается на выборности – этот фактор также способствует значительным колебаниям ее позиции по вопросам как международной, так и внутренней политики. В Европе структура местной власти, как правило, многоуровневая. В Федеративной Германии ниже уровня земель (соответствующих штатам) обычно существует местная власть двух уровней: высшего округа (Kreise) и нижнего – муниципалитетов. Страны с делением на административные районы, такие как Италия, Испания, Португалия, Бельгия и Франция, имеют аналогичное устройство – с тремя уровнями местной власти: область провинции либо графства и – как основная власть нижнего уровня – община. Напротив, многие скандинавские страны, Англия и ряд ее бывших колоний предпочли трехуровневой системе местной власти двухуровневую. В Великобритании после 1888 г. сложилась система, в которой нижний уровень образуют окружные власти, а высший – власти графства (в Англии и Уэльсе) либо области (в Шотландии с 1972 г.). Развернувшаяся в 1990-е гг. в Великобритании полемика о преобразовании этой системы возродила идею одного уровня местной власти. Города и сельские районы с развитым сознанием общности, такие как Ратленд или остров Уайт, будут иметь один уровень местной власти, а в других местах сохранится двухуровневая структура. С 1996 г. вся Шотландия и весь Уэльс делятся на административные образования с одним уровнем управления. В США ниже уровня штата обычно имеется один уровень местной власти – администрация графства; второй уровень власти – муниципалитеты – существует не везде, т.к. создается исключительно по просьбе местных жителей. Часто штат имеет два уровня местной власти в одних районах, преимущественно в городах, и всего один уровень в других – главным образом в сельских местностях. Более того, некоторые сферы деятельности, такие как, например, образование, которые в Европе находятся в ведении местной власти разных уровней, в американских штатах обычно являются прерогативой специально для этого избранных местных органов. Организация выборной исполнительной власти на местах варьируется главным образом между системой власти, возглавляемой мэром, и системой комитетов. В первом случае (Франция и США) мэр чаще всего избирается отдельно как политический руководитель совета (в некоторых небольших городах США мэр лишь номинально является городским головой, а руководит всем неизбираемый "управляющий городом" ("city manager"). При системе комитетов (Великобритания и Швеция) избираются члены совета, которые принимают решения коллегиально. В Великобритании члены совета обычно являются одновременно членами партийных групп; лидер от партии, имеющей большинство, в таких случаях становится председателем комитета по основным вопросам политики и ресурсам и – фактически – руководителем совета. Основу организации невыборного персонала составляют крупные отделы по направлениям деятельности, в которых работают постоянные сотрудники. Однако начиная с 80-х гг., численность аппарата чиновников местного самоуправления стала сокращаться, т.к. выполняемая ими работа все чаще передается частным подрядчикам. Расходы местной власти обычно составляют немалую долю ВВП: от 11% в Великобритании до 30% в Дании (1988) (см. также: финансы местной власти). Крупные размеры этих расходов в скандинавских странах объясняются тем, что дорогостоящие социальные услуги, включая социальное обеспечение, среднее образование и здравоохранение, вменены в обязанность местным властям на уровне графства/провинции, а коммунальные услуги, такие как водо-, газо- и электроснабжение, – на уровне общины/муниципалитета. В других странах этого нет, но, например, в Англии местные власти по-прежнему в значительной мере отвечают за образование, планировку и состояние дорог, охрану окружающей среды, предоставление услуг в сфере досуга; все более значительной становится их роль в экономическом развитии. Роль местных властей в политической системе рассматривается прежде всего в свете их отношений с центральным правительством. Анализ либерально-демократических взглядов позволяет выделить две основы формирования таких отношений, начиная с XIX в. Во-первых, местная власть считается важным фактором, способствующим росту политической образованности и активности, а также базой для предоставления услуг согласно местным потребностям. Вследствие этого, отношения с центром строятся на принципах партнерства свободных демократических институтов. Во-вторых, наличие местной власти считается целесообразным с административной точки зрения, т.к. позволяет по указанию центра эффективно предоставлять коммунальные услуги там, где это необходимо. Соответственно местная власть рассматривается как представитель центрального правительства. Франция может служить типичным примером такого института местной власти, когда внимание уделяется обеим указанным основам. Участие в политической деятельности обеспечивается благодаря развитому общинному самосознанию, служащему поддержкой местного самоуправления общины, а прочная увязка действий местной власти с интересами государства осуществляется через службу главы соответствующего департамента. В Великобритании перед местной властью стоит более утилитарная задача – обеспечить эффективное управление, поэтому там местные власти, даже низшего уровня, могут управлять территорией с большим населением, чем в других странах власти графства/провинции. Начиная с 1970-х гг. финансовые трудности и изменившийся подход к вопросам управления вынуждают пересматривать сложившиеся отношения с центральной властью. Центральная власть стремится контролировать бюджет и расходы местных властей, а там, где общинная основа местной власти недостаточно сильна (как в Великобритании), контроль распространяется и на сферу услуг. В то же время в большинстве стран местным властям все чаще отводится роль выступающего от имени общественности покупателя услуг (что лучше всего может быть обеспечено частным сектором на конкурсной основе), а также роль местного института управления, чьи обязанности следовало бы сократить ввиду его перегруженности. В Великобритании местные власти также уступили многие из своих обязанностей неизбираемым местным кванго (quangos), создаваемым либо поддерживаемым центральным правительством, так что местная политическая жизнь все чаще видится как управление, при котором местная власть низведена до положения одного из многих действующих лиц. Прогнозируют, что роль местной власти в Англии сведется к роли "подрядчика" услуг, зажатого в тисках правил, установленных центральным правительством. В континентальной Европе, где местная власть строится строго по территориальному принципу, в Северной Америке и Скандинавии, где больше озабочены тем, как вдохнуть в управление новую жизнь нежели тем, как его приватизировать, автономия местной власти сохранится. Возможно, роль ее будет состоять не в непосредственной поставке услуг, а в определении местных потребностей, удовлетворить которые должны будут другие "поставщики".

Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". . 2001.

Местное самоуправление
самостоятельна, ответственная деятельность местных сообществ людей по решению вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью в соответствии с Конституцией России, федеральными и иными законами, нормами, правовыми актами органов государственной власти субъектов Федерации, федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» Местное самоуправление осуществляется населением через представительные и исполнительные органы местного самоуправления. А также непосредственно – путем проведения местных референдумов, сходов, собраний, конференций жителей и в других формах. Но главным субъектом местного самоуправления является местное население. Представительные органы местного самоуправления выявляют волю, интересы местного населения и выражают их в виде решений, которые реализует местная исполнительная власть. Представительные органы выбираются населением в количестве от 5 до25 делегатов) в зависимости от численности населения соответствующей территории) сроком на 4 года. Основная часть депутатов этих органов работает на непостоянной основе. В составе представительного органа местного самоуправления работают постоянные депутатские комиссии и комитеты. Важные вопросы местного значения решаются на сессиях – собраниях депутатов представительного органа (местный бюджет, отчет о его исполнении, установление местных налогов и сборов, программа развития территории и др.).
Местная администрация является муниципальным органом управления, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции. Во главе ее находится глава администрации. В составе местной администрации создаются отделы, управления, комиссии, в крупных городах – департаменты.
Местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти. Однако их органы могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Основными принципами организации местного самоуправления являются: самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий; многообразие форм организации местного самоуправления; защита прав местного населения на местное самоуправление; выборность органов местного самоуправления; участие населения в выработке, принятии и реализации решений по проблемам местного значения; гласность и учет общественного мнения; ответственность органов местного самоуправления за принимаемые решения; сочетание интересов местных сообществ и государственных интересов и др.
Местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органом государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами.
Шпак В.Ю. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ (политико-правовой аспект). Местное самоуправление представляет собой одну из форм организации публичной власти, сущность которой состоит в обеспечении самостоятельного и под свою ответственность решения населением непосредственно или через образуемые им органы вопросов местного значения. Все способы установления взаимоотношений между государством и обществом являются способами формирования местной власти. Особенности политического, экономического и социального развития страны, ее демократические традиции и государственное устройство определяют форму организации и особенности функционирования местного самоуправления. Местное самоуправление является органической частью системы сдержек и противовесов, оно помогает найти оптимальное сочетание общегосударственных интересов с интересами каждого отдельного муниципального или районного образования. В сферу взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления включаются следующие вопросы: установление предметов ведения местного самоуправления; возложение отдельных государственных полномочий на органы местного самоуправления; формирование его ресурсной, финансовой и материальной базы. Оптимальность такого взаимодействия достигается лишь в том случае, если система м. с. понимается не как придаток государственных органов или нижняя ступенька в их иерархии, но как, относительно самостоятельный институт власти организационно обособленный от государственной.
Местное самоуправление - это способ организации местного сообщества, представляющий собой первичный уровень народовластия, основы функционирования которого законодательно закреплены в Конституции государства и других законодательных актах. Основная задача законодательного установления принципов самоуправления в государстве – это обеспечение самостоятельности местного самоуправления, гарантированной действующим законодательством. Осуществляется через право населения на самостоятельность в формировании органов м. с. и выработку механизмов, позволяющих органам м. с. решать вопросы избравшего их населения. Для этого требуется наличие законодательства, наделяющего их необходимой компетенцией и соответствующими правовыми гарантиями, а также, наличием у местного самоуправления финансово-экономической базы и права самостоятельно ею распоряжаться. Реализация этих положений должна достигаться с помощью:
1. создания законодательной и нормативной базы местного самоуправления;
2. создания организационных структур местного самоуправления;
3. проведения разграничения полномочий, финансов и собственности между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Нанавьян С.М.

Политология. Словарь. — М: РГУ. . 2010.


Политология. Словарь. — РГУ. . 2010.

См. также в других словарях:

  • Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.[1] В современном мире большое… …   Википедия

  • Местное самоуправление — в РФ признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его …   Финансовый словарь

  • МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ — в РФ признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность граждан по решению непосредственно или через органы М.с. вопросов местного значения. М.с. как выражение власти народа составляет одну из… …   Юридический словарь

  • Местное самоуправление — Система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. В современном мире большое… …   Словарь бизнес-терминов

  • МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ — одна из форм непосредственного народовластия, саморегулирующееся общественное устройство, позволяющее территориальным образованиям решать вопросы местного значения без привлечения органов центральной власти. Во всем мире местное самоуправление… …   Большая актуальная политическая энциклопедия

  • Местное самоуправление — самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. См.… …   Российское избирательное право: словарь-справочник

  • Местное самоуправление — гарантированное законом право территориальных общностей граждан и органов, которые они избирают, самостоятельно, под свою ответственность решать все вопросы местного значения, действуя в рамках закона и исходя из интересов населения. Местное… …   Теория государства и права в схемах и определениях

  • МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ — (МСУ) в РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через избираемые им органы (органы местного самоуправления)вопросов данной территории, исходя из своих интересов, исторических и иных… …   Энциклопедия юриста

  • Местное самоуправление —    признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его… …   Административное право. Словарь-справочник

  • Местное самоуправление — 2. Местное самоуправление в Российской Федерации форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами,… …   Официальная терминология