Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.


Гнесины

Гнесины
семья музыкантов. В культурной жизни Москвы проявили себя пять сестёр и один из братьев Гнесиных. Музыкальные таланты унаследовали от матери, Б.И. Флетзингер, происходившей из семьи еврейского народного певца. С 1890-х гг. Гнесины получили известность в среде московской художественной интеллигенции. Среди их близких друзей — С.В. Рахманинов, А.И. Скрябин, К.С. Станиславский, В.И. Качалов, О.Л. Книппер-Чехова.
В 1885 в Москву из Ростова-на-Дону приехала Евгения Фабиановна (в замужестве Савина-Гнесина) (1871, Ростов-на-Дону — 1940, Москва), пианистка, педагог, музыкально-общественный деятель, заслуженная артистка Республики (1925), заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Окончила в 1889 фортепьянный факультет Московской консерватории (класс В.И. Сафонова); занималась также композицией с А.С. Аренским и С.И. Танеевым. В 1895 основала вместе с сёстрами Еленой и Марией «Музыкальное училище сестёр Е. и М. Гнесиных» (располагалось в Гагаринском переулке, в доме, где жила семья Гнесиных; с 1901 — на Собачьей площадке, 5). Осуществляла общее художественное руководство училищем (с 20-х гг. совместно с Еленой Фабиановной), преподавала элементарную теорию музыки, сольфеджио, хор и фортепьяно (среди её учеников — пианист Н.А. Орлов), заведовала фортепьянным отделением.
Выдающуюся роль в истории русского музыкального образования сыграла Елена Фабиановна (1872, Ростов-на-Дону — 1967, Москва), пианистка, педагог, музыкально-общественный деятель, заслуженная артистка Республики (1925), заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Жила в Москве с двенадцатилетнего возраста. Окончила в 1893 Московскую консерваторию (классы Э.Л. Лангера, Ф. Бузони и Сафонова). Концертировала, участвовала в собраниях Кружка любителей русской музыки. Была одним из основоположников современной трёхступенчатой системы музыкального образования в России (включающей детскую музыкальную школу, музыкальное училище и вуз). Взяла на себя административное руководство училищем Гнесиных с момента его основания. Благодаря её организаторскому дару, а также умению заручиться поддержкой влиятельных политических деятелей (в том числе А.В. Луначарского и К.Е. Ворошилова) деятельность училища постепенно расширялась. В 1920, после национализации, оно было преобразовано в детскую музыкальную школу и техникум (с 1925 школа и техникум имени Гнесиных; с 1930 — на Собачьей площадке, 7). В 1944 были основаны Государственный музыкально-педагогический институт (ГМПИ) имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных) и при нём в 1946 Московская средняя специальная музыкальная школа имени Гнесиных, построены здания института и училища, концертный зал. До конца жизни возглавляла весь этот комплекс учебных заведений; вела фортепьянный класс в училище и институте (с 1943 профессор), развивая педагогические принципы Сафонова (в числе её многочисленных учеников — А.И. Хачатурян, Л.Н. Оборин, Е.Ф. Светланов), а также методику преподавания фортепьяно, что было новшеством в первые годы существования училища и заложило основу педагогической направленности обучения в учебных заведениях имени Гнесиных. Автор детских песен, фортепьянных пьес (в том числе «Фортепьянной азбуки»), этюдов и упражнений. Жила в 1901—06 в здании училища и школы (Собачья площадка, 5), затем — института имени Гнесиных (улица Воровского, ныне Поварская улица, 30). В 1970 при институте организован Музей-квартира Елены Фабиановны.
Мария Фабиановна (1876, Ростов-на-Дону — 1918, Москва), пианистка, педагог. Окончила в 1895 Московскую консерваторию (класс Н.Е. Шишкина). Одна из основательниц училища; преподавала фортепьяно.
Елизавета Фабиановна Гнесина-Витачек (1879, Ростов-на-Дону — 1953, Москва), скрипачка, педагог, заслуженная артистка РСФСР (1935), заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Жена Е.Ф. Витачека. По окончании в 1901 Московской консерватории (класс И.В. Гржимали) вела классы скрипки, теории и сольфеджио в училище Гнесиных. Впоследствии преподавала также ансамблевую игру, руководила оркестром, заведовала струнным отделом. С организацией института имени Гнесиных вела в нём класс скрипки (с 1947 доцент).
Ольга Фабиановна Александрова-Гнесина (1881, Ростов-на-Дону — 1963, Москва), пианистка, педагог, заслуженная артистка РСФСР (1935), заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Окончила в 1901 училище Гнесиных (класс Елены Фабиановны), преподавала там же и в обеих музыкальных школах: детской и средней специальной.
Михаил Фабианович (1883, Ростов-на-Дону — 1957, Москва), композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1927), доктор искусстведения (1943). В 1901—09 учился в Петербургской консерватории у Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Лядова, А.К. Глазунова. С 1923 преподавал композицию в училище имени Гнесиных и Московской консерватории (с 1925 профессор). В 1935—44 в Ленинграде. В 1944—51 профессор, заведующий кафедрой композиции Института имени Гнесиных. Среди его учеников — А.И. Хачатурян, Т.Н. Хренников. Автор новой методики обучения композиторов (изложена в его книге «Начальный курс практической композиции», М.-Л., 1941). Оставил также «Мысли и воспоминания о Н.А. Римском-Корсакове» (М., 1956). Его раннее музыкальное творчество было связано с новаторскими исканиями в русском искусстве начала XX в. — поэзией символистов, театром В.Э. Мейерхольда (вокальные циклы на стихи К.Д. Бальмонта, А.А. Блока, В.И. Иванова, музыка к трагедиям Софокла и Еврипида). В дальнейшем обратился к претворению в вокальных и инструментальных произведениях еврейского фольклора (опера «Юность Авраама», поэма для оркестра «Песнь о древней родине»). Государственная премия СССР (1946).
Похоронены на Новодевичьем кладбище.
Литература: М.Ф. Гнесин. Статьи, воспоминания, материалы, М., 1961; Ел.Ф. Гнесина. Воспоминания современников, М., 1982.
С.В. Грохотов.

Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1992.

См. также в других словарях: