- ПЕДЕРАСТИЯ
- • Παιδεραστία,любовь к мальчикам, явление в своем чистом виде столь же безупречное и нравственное, сколько в своем извращении безнравственное и порочное; в греческой жизни, соответственно особенностям разных племен, оно принимало различный характер. В самом первоначальном своем виде оно является в дорийских государствах, сохранивших древний племенной характер доризма и лучше всего может быть узнана из законодательств критского и Ликургова. Здесь это были чисто нравственные отношения, одобряемые и даже предписываемые правилами воспитания. В Спарте любящий назывался ει̉σπνήλας, и любовь с его стороны обозначалась словом ει̉σπνει̃ν (вдыхать), а предмет любви назывался α̉ΐτας (слушатель), так что уже в самих обозначениях выражалась духовная сущность этих отношений. Каждый мальчик безупречного поведения имел своего поклонника, и каждый благовоспитанный муж должен был искать себе предмет любви. Обыкновенно начало такой связи шло от поклонника, а иногда они начинались и по добровольной просьбе самого мальчика. Взаимные отношения были задушевные и близкие и находили себе полное признание в общественной жизни. Мужчина был примером и образцом для мальчика, в битве имея его возле себя и в народном собрании являясь заступником; величайшая верность и преданность сохранялась часто до самой смерти. На острове Крите, в стране, которая иногда называется матерью любви к мальчикам, для благовоспитанного мальчика считалось позором не иметь поклонника; поэтому предмет любви назывался κλεινός (прославленный), а любящий — φιλήτωρ. Как в Спарте похищали невест, так здесь похищали мальчиков; за три дня об этом намерении заявлялось родным, но серьезное сопротивление оказывалось ими в том лишь случае, если похититель казался недостойным. После двух месяцев, которые мальчик и его друг проводили вместе, занимаясь большею частью охотой, первый с богатыми подарками был отпускаем домой. Если после того он чувствовал влечение к этому другу, он вступал с ним в боевое побратимство и тогда во всех битвах сражался рядом с ним. Отсюда развивались благороднейшие и прекраснейшие отношения, не раз трогательным образом проявлявшие свою силу. Но эта одушевленная привязанность мужчин к мальчикам, во всяком случае, основывалась не на одних только нравственных преимуществах последних, а также и на чувственном восхищении отроческой свежестью, красотой и пластичностью форм. За злоупотребление такими отношениями предмет любви мог преследовать виновного по суду; наказанием полагалась атимия, изгнание и даже смерть. В самую выдающуюся эпоху фиванской истории любовь к мальчикам стояла там, вероятно, в близкой связи с учреждением политических обществ или гетерий, как это видно из личных отношений, объединявших священный отряд трехсот фиванцев, павших смертью героев при Херонее. Напротив, в жизни древних ахеян, как можно заключить из гомеровских поэм, встречались, как кажется, не более как одни только зародыши такой задушевности дружбы и боевого побратимства. Но, вероятно, уже с раннего времени эти отношения считались привлекательным сюжетом для поэтического произведения, который и был обрабатываем лириками в 'ύμνοι παιδικοί. Но эта любовь к мальчикам, по несомненно справедливому предположению К. О. Мюллера, была совершенно различна от мужеложства, перешедшего к грекам, вероятно, из Лидии; в Греции уже в ранние времена являются законы, карающие его тяжкими наказаниями, даже смертью. Тот, кто обращал себя в орудие этого, лишался доступа к государственным и почетным должностям, в храмы и на религиозные празднества и в более древнее время этот вид разврата встречался, вероятно, лишь очень редко, пока во времена, последовавшие за Пелопоннесской войной, и особенно в македонский период оплот строгости нравов не был окончательно прерван. У римлян чистая и благородная любовь к мальчикам, по всей вероятности, никогда не имела для себя твердой почвы; напротив, этот отвратительный, порок особенно во времена Империи, пользовался постыднейшей распространенностью. ср. особенно Fr. Cramer, Geschichte der Erziehung und des Unterrichts 1, 255 слл.
Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. Ф. Любкер. 1914.