ПАНАФИНЕИ это:

ПАНАФИНЕИ
   • Panathenaea,
         Παναθήναια, самый большой и, несомненно, древнейший всенародный праздник афинян в честь Афины, защитницы городов (Πολιάς). Установление этого праздника, называвшегося раньше Άθήναια, приписывали Эрихфонию. Сначала это был только деревенский праздник, но Тесей, по сказаниям, установил его на вечные времена для всех жителей Аттики, соединенных в одно государство, и дал ему название «П.». В память самого соединения был учрежден (только не Тесеем, а, вероятно, уже после Писистрата) особый праздник Συνοίκια или Συνοικέσια, который праздновался в 16-й день Гекатомбеона. При архонте Гиппоклиде в 566 г. до Р. X. П. получили особый блеск оттого, что распорядитель Писистрат к прежним конным состязаниям прибавил еще гимнастические; тогда же было установлено праздновать его каждые пять лет, а впоследствии в третий год каждой Олимпиады. Перикл (в 446 г.) прибавил еще музыкальные состязания; с этих пор праздник продолжался с 24 по 29 или с 21 по 29 Гекатомбеона. В первый день происходили музыкальные состязания в Одеоне, построенном Периклом (Plut. Per. 13); здесь участвовали разные артисты, особенно те, которые играли и пели под звуки кифары и флейты. Раньше, по крайней мере одно время, по постановлению Солона читали отрывки из песен Гомера. За музыкальными состязаниями следовали гимнастические и конные. Хороводы, соединенные с пантомимами, факельщики (λαμπαδηδρομία) и триеры старались друг перед другом заслужить награду. Распорядители (α̉θλοθέται) всех состязаний, числом 10, избирались по филам на каждое пятилетие. Наградой, по крайней мере для победителей в гимнастических состязаниях, служил оливковый венок и красивый, большой глиняный сосуд, наполненный маслом священного оливкового дерева. Pind. nem. 10, 34. Самую блестящую часть праздника составляло торжественное шествие (πομπή); эта часть праздника, в отличие от предыдущих, называлась α̉γὼν ε̉ορτή. Оно совершалось в день рождения богини, 28 Гекатомбеона, и состояло в том, что переносили из Керамейка, лежавшего вне города, в Эрехтей (см. Эрехтейон), храм в Акрополе, платье богини, повешенное в виде паруса на судне с колесами. Платье это (πέπλος) шафранного цвета, предназначаемое для древней статуи Паллады Афины, ткали афинские женщины (так называемые Эргастины) каждый раз перед праздником в продолжение последних 9 месяцев и украшали его множеством узоров. Благородные девицы несли на голове корзины с жертвенными сосудами (κανηφόροι), за ними следовали почтенные старики с оливковыми ветвями в руках (θαλλοφόροι, нарядить их как можно пышнее составляло государственную повинность, λειτουργία); жены и дочери вольноотпущенников и метэков несли чаши и кувшины для употребления при жертвоприношении (σκαφηφόροι, υ̉δριαφόροι) или же стулья и зонтики для жен и девиц граждан (διφροφόροι, σκιαδηφόροι). В этом шествии участвовали граждане со своими начальниками, демархами, молодое воинство в полном вооружении, верхом и пешком, победители в разных состязаниях во время этого праздника, а затем посольства из других государств, особенно из афинских колоний. Афины выказывали в этом шествии свое величие и силу. Отдельные части панафинейского шествия были изображены потом рельефами на фризе в целле (cella) Парфенона; сохранилось большое количество этих плит; многие ученые, впрочем, видят в них изображение Плинтерий или Аррефорий. Праздник оканчивался большим жертвоприношением, при котором приносили в жертву множество быков и коров (ε̉κατόμβη), и общим угощением (ε̉στίασις). Кроме Великих П. праздновались еще ежегодно Малые П., которые были гораздо короче и проще, без торжественного шествия и состояли только в состязаниях. Если упоминаются П. без всякого определения, то надо подразумевать τὰ μεγάλα. В позднейшее время П. праздновались весной, может быть вследствие римского влияния, и совпадали, таким образом, с римскими Quinquitrus. Были П. и в других местах: в Магнезии, где они были учреждены Фемистоклом, Теосе, в Родосе. ср.: Müller, Panathenaica (1837). Р. W. Forchhammer, Panathenäiche Festrede (1841). A. Mommsen, Heortologie, p. 116-205.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. . 1914.

Синонимы:

Смотреть что такое "ПАНАФИНЕИ" в других словарях:

  • Панафинеи — Панафинеи, Панафинейские игры (др. греч. Παναθήναια, лат. Panathenaia) самые крупные религиозно политические празднества в античных Афинах, проводившиеся в честь покровительницы города богини Афины. История …   Википедия

  • ПАНАФИНЕИ — в древней Аттике празднества в честь богини Афины (Великие панафинеи раз в 4 года, Малые ежегодно). В программу входили: главный обряд шествие к акрополю, жертвоприношение и состязания (гимнастические, конные, поэтические и музыкальные) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Панафинеи — в Древней Греции праздник в честь богини Афины. Сначала местный афинский, позднее при Тесее (по преданию) становится общеаттическим. В программу Панафиней входили состязания певцов рапсодов, музыкальные, гимнастические, конные состязания. Главный …   Исторический словарь

  • ПАНАФИНЕИ — (греч.). Древнейшее и величайшее празднество в Афинах, в честь Афины (Минервы). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАНАФИНЕИ греч. panathenaia, от pan, все, и Athene, Афина. Празднества в честь Афины.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Панафинеи — праздник в честь богини города Афин. Основателем празднеств считался Тесей. (Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь справочник.» EdwART, 2009.) …   Энциклопедия мифологии

  • панафинеи — сущ., кол во синонимов: 1 • праздник (133) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • панафинеи — в древней Аттике празднества в честь богини Афины (Великие панафинеи  раз в 4 года, Малые  ежегодно). В программу входили: главный обряд  шествие к акрополю, жертвоприношение и состязания (гимнастические, конные, поэтические и музыкальные). * * * …   Энциклопедический словарь

  • Панафинеи — празднества в честь Афины, совершавшиеся в середине лета раз в четыре года в день рождения богини, 28 числа первого месяца года (Гекатомпедона). Со времён правителя Афин Писистрата (565 г. до н. э.) стали называться Великими Панафинеями, в… …   Художественная энциклопедия

  • Панафинеи — в Древней Греции праздник в честь богини Афины. Сначала местный афинский, позднее при Тесее () становится общеаттическим. В программу Панафиней входили состязания певцов рапсодов, музыкальные, гимнастические, конные состязания. Главный обряд… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • Панафинеи — (Panathénaia)         древнейший аттический праздник в честь богини Афины; происходил ежегодно в месяце гекатомбеоне (конец июля начало августа). П. восходят к доисторическому времени. Первоначально местный афинский праздник П. при легендарном… …   Большая советская энциклопедия

  • Панафинеи — (Παναθήναια) древнейший аттический праздник в честь Афины Полиады и Эрехтея, восходит к доисторическому времени, как ликейский и олимпийский праздники; учреждение его, по преданию, относится к 729 г. до 1 й олимпиады. Праздник назывался сперва… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Олимпийские игры в памятниках античной литературы, Гвоздева Т.. Гвоздева Татьяна Борисовна кандидат исторических наук, доцент. Закончила с отличием Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова, исторический факультет. Специализировалась на… Подробнее  Купить за 455 руб
  • Судьба Парфенона, Маринович Л. П., Кошеленко Г. А.. Парфенон - замечательный древнегреческий храм, стоящий на вершине афинского Акрополя. «Здание имеет свою судьбу», - говорили древние римляне. Мы проследим историю этого здания-символа,… Подробнее  Купить за 220 руб
  • Софисты, Наживин И. Ф.. Наживин Иван Федорович (1874 - 1940) - русский писатель, автор исторической и фантастической прозы, публицист русской эмиграции.Вниманию читателей предлагается исторический роман… Подробнее  Купить за 60 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»