ПОСЕЙДОН

ПОСЕЙДОН
   • Ποσειδω̃ν,
         Ποσειδάων, сын Кроноса и Реи, брат Зевса (Hesiod. theog. 453), по Геродоту — старший, по Гомеру — младший, после победы на титанами при разделе господства над миром получил на свою долю море (Ноm. Il. 15, 187 слл.); он темнокудрый (κυανοχαίτης), объемлющий и держащий землю (γαιήοχος), властитель моря ('άναξ, ευ̉ρυκρείων, α̉ρχιθάλασσος, ει̉νάλιος) и всех морских богов, имеющий свой дворец в глубине моря (при Эгах, Αι̉γαί, Ноm. Il. 13, 21. Ноm. Od. 5, 381), самим Зевсом признаваемый за πρεσβύτατος καὶ 'άριστος между богами. Ноm. Od. 13, 142. Все морские явления происходят от него: он посылает бурю и успокаивает волны; если он на своих быстрых меднокопытных конях проезжает по морю, то оно выравнивается в гладкую поверхность, а если он в гневе ударяет по морю своим страшным оружием, трезубцем, то поднимаются кипучие волны, поглощают корабли, затопляют страны и погребают в своих недрах города. Как колебатель земли (ε̉ννοσίγαιος, ε̉νοσίχθων, κινάκτωρ γαίας), Π. производит землетрясения и своим трезубцем рассекает скалы. Так, в Фессалии, во время затопления страны разливом Пенея, он ударом трезубца открыл Темпейскую долину, чтобы дать выход реке; поэтому в Фессалии он называется πετραι̃ος, сокрушителем скал. Яростен гнев этого бога, так же как и его стихия. С неумолимым гневом преследует он тех, кто его оскорбляет. Так, Одиссея, который ослепил сына его, циклопа Полифема, он гоняет по всему морю до тех пор, пока Зевс, который долго уже снисходил к его гневу, воспользовавшись его отсутствием, не решил вместе с прочими богами возвратить несчастного героя. Ноm. Od. 1, 11 слл. На Трою П. обратил весь свой гнев, с тех пор как царь Лаомедонт, которому он вместе с Аполлоном построил стены Илиона (Ноm. Il. 7, 452. 21, 443), не заплатил ему условленной платы (Horat. Od. 3, 3, 22). Он наслал для наказания этой страны морское чудовище, которому должны были отдать на съедение дочь Лаомедонта Гесиону (см. Hesione, Гесиона), и всеми способами поддерживал греческих героев при осаде этого города. Даже Зевсу, который имел верховную власть над ним и над всеми богами и которому он, как старшему брату, обыкновенно уступает и угождает, он иногда отваживается сопротивляться. Ноm. Il. 1, 400. 15, 185 слл. В древнепеласгическое время П. был не только богом моря, но и богом всех вод, распространенных на земле и вокруг нее; он дает начало источникам, рекам и озерам. Поэтому он был также питателем и оплодотворителем растительного царства (φυτάλμιος в Гермионе) и стоял близко к Деметре, матери земли. Поэтому он почитался во многих местах, не прилегавших к морю; но с тех пор как он сделался исключительно богом моря, его культ в этих местах мало-помалу исчез, и вместо него явилось почитание других божеств. Отсюда возникли рассказы о многочисленных спорах из-за покровительства над разными местами, которые он вел с другими богами, и об обменах; с Афиною спорил он из-за обладания Аттикой (см. Cecrops, Кекропс) и Трэзеном, с Герою из-за Арголиды, а свою часть в Дельфах уступил Аполлону в обмен на Калаврию (Καλαύρεια). Π. имел отношение к коню (П. 'ίππιος) также вследствие своего первоначального значения, как бог всех вод. Именно он, по преданию, создал коня, который пасется на влажных, обильных травою лугах при ручьях и реках, научил управлять им, и потому на конских ристалищах его призывали как покровителя конских состязаний и умилостивляли жертвами и обетами. Этот П. 'ίππιος часто находился вместе с Афиною ι̉ππία, которая изобрела узду для коня. Супруга П. была Амфитрита; впрочем, Гомер еще не знает о ней, как о его супруге; только Гесиод (Hesiod. theog. 930) повествует о рождении от этого брака Тритона. Со многими другими возлюбленными он также произвел многочисленное потомство, именно героев и основателей таких племен и городов, которые его почитали. Поклонение П. было в Греции распространено повсюду, но преимущественно он почитался на побережьях и островах; особенно богат местами его почитания был Пелопоннес; у Гомера главным местом поклонения П. является Пилос, город Нестора, который от него вел свой род (Ноm. Od. 11, 253 слл.); на Истме, близ Коринфа, через каждые три года праздновались в честь его Истмийские игры. Праздник в честь П. в Онхесте, в Беотии, также упоминается уже у Гомера (Il. 2, 506). Ионийцы почитали П. как покровителя своего племени. Процветавшее в ионийских городах на северном берегу Пелопоннеса, особенно в Гелике и Эгахе (Ноm. Il. 8, 203), поклонение П. удержалось также и после переселения их; когда они выселились в Малую Азию, то принесли с собой поклонение геликонскому П. и основали в честь его на мысе Микале его главный храм, при котором они праздновали народный праздник Паннонии. Hdt. 1, 148. Геродот (2, 50. 4, 188) упоминает о поклонении П. в Ливии, но ошибочно утверждает, что этот бог отсюда пришел к грекам. П. посвящен был, кроме коня, дельфин, а между деревьями — сосна, по причине ее темно-зеленого цвета, цвета моря, и потому что из нее строятся корабли. В жертву ему приносились быки, особенно черные, также кабаны, бараны; в Арголиде в честь его ввергались в ручей Дейну взнузданные лошади. Он часто изображался в группах с Амфитритой и другими морскими божествами и с дельфинами; он величествен и силен, но ему недостает спокойного величия Зевса, с которым он имеет фамильное сходство. Соответственно его стихии в нем есть что-то неспокойное и сердитое, какое-то упрямство и недовольство. Тело его стройнее, чем у Зевса, но с более сильной мускулатурой; лицо имеет более угловатые формы, в чертах лица меньше ясности и спокойствия, волосы более взъерошены и отдельные пряди разбросаны в беспорядке. Римляне отождествляли своего морского бога Нептуна, Neptunus, с греческим П. В древнейшие времена поклонение ему было незначительно, т. к. римляне мало имели дело с морем. Когда впоследствии греческие представления перенесены были на Нептуна, то особенно выдавалось в нем отношение к коню и к конскому ристанию. Подобно Ποσειδών 'ίππιος, он называется Neptunus equester. Ему был поставлен жертвенник в цирке Фламиния и вблизи храмa; в Великом цирке (Circus maximus), где он равным образом имел храм, в честь его как N. Census ежегодно праздновались установленные будто Ромулом (Liv. 1, 9) Consualia с ристаниями. Имя Consus объясняют как советчик, но, кажется, что Consus первоначально был древнеиталийский бог земли и посевов.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. . 1914.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ПОСЕЙДОН" в других словарях:

  • Посейдон — (Ποσειδω̃ν, Neptunus). Сын Кроноса и Реи, брат Зевса, получивший после победы над титанами господство над морем и другими водами. Супругой его была Амфитрита. Дворец его находился на дне моря близ о. Эвбеи. По морю он ездит на своих меднокопытных …   Энциклопедия мифологии

  • Посейдон — Посейдон. Римская мраморная копия с греческого оригинала 2 ой пол. 4 в. до н.э. Ватиканские музеи. ПОСЕЙДОН, в греческой мифологии один из богов олимпийцев, сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Аида, с которыми он поделил господство над миром.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Посейдон — и дельфин. 430 410 гг. до н. э. Посейдон и дельфин. 430 410 гг. до н. э. Посейдон в мифах древних греков один из богов олимпийцев, сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Аида, с которыми он поделил господство над миром, получив в удел море. Его атрибут… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • ПОСЕЙДОН — (греч.). У древних греков бог морей, то же, что Нептун. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПОСЕЙДОН в греч. мио., бог морей, брат Зевса. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Посейдон — (лат. Нептун) в греческой мифологии бог воды, сын Кроноса и Реи. Его атрибут трезубец, к рым он рассекает скалы, вызывая из них ручьи. Его местопребывание замок на дне моря, там же находятся его кони, на к рых он ездит по волнам. Он поднимает… …   Литературная энциклопедия

  • посейдон — Нептун, Посидон Словарь русских синонимов. посейдон сущ., кол во синонимов: 5 • бог (375) • гиппиас …   Словарь синонимов

  • ПОСЕЙДОН — в греческой мифологии один из богов олимпийцев, повелитель морей, управляющий ими с помощью трезубца; сын Кроноса и Реи. Ему соответствует римский Нептун …   Большой Энциклопедический словарь

  • Посейдон — (Poseidwn; много вариантов Posoidan и др.) в греческоймифологии бог властитель моря и всей водной стихии, как это явствует изкорня pot, встречающегося в греческих словах potoV, potizw, potamoV, влат. poto и т. д. П. олицетворял собою элемент… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Посейдон — У этого термина существуют и другие значения, см. Посейдон (значения). Посейдон …   Википедия

  • Посейдон — (греч. Poseidon)    в греческой мифологии брат Зевса, владыка морей. Античные скульпторы изображали П. в виде строгого старца с трезубцем в руке, которым он вздымал морские волны. В Риме культ П. воплотился в италийском боге морей и покровителе… …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • ПОСЕЙДОН — У греков – бог землетрясений, позже – моря. Посейдон почитался вместе со своими конями, которые первоначально были хтоническими, а не морскими. Согласно легенде, Посейдон имел от Медузы сына Пегаса, а от Геи – Антея. Сам Посейдон считался сыном… …   Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»