ПОДЗЕМНЫЙ МИР это:

ПОДЗЕМНЫЙ МИР
   • Infĕri,
         Представление о подземном мире, царстве смерти и жилище Аида (Άΐδης, Άϊδωνεύς, 'Άϊς), называющемся в послегомеровский период тем же именем, как и само божество, а именно 'Άιδης, Аид, у Гомера еще неопределенно и просто. Это темное место внутри земли (Il. 20, 61), имеющее вход и преддверие на крайнем западе, по ту сторону Океана, куда уже не проникают лучи солнца. В это преддверие пришел Одиссей (Ноm. Od. 10, 508 слл.), чтобы вызвать из мрака подземного мира Тиресия и других умерших. Он высадился на западном краю Океана, в стране погруженных в туман и облака киммерийцев, народа тьмы, на суровом берегу, где находятся рощи Перceфоны, состоящие из неплодородных тополей и ив. Ноm. Od. 10, 508. 11, 14. Асфодельский луг начинается в этом преддверии подземного мира, но простирается под землею через все пространство ада. Ноm. Od. 11, 539. 573. 24, 13. В Эреб, т. е. в более густой мрак, собственное местопребывание Аида, не проник Одиссей. Ноm. Od. 11, 564; ср. 627 слл. В последующие столетия помещение ада было определено подробнее и наполнено разнообразными существами. В подземное царство с поверхности земли спускались страшные расселины, напр., пещера при Тенаре, в Гермионе, на Колоне близ Афин, у Кум в Италии. Сам ад обтекали большие мутные реки. У Гомера еще нет окружающих ад рек. Он называет в некоторых местах Стигс, как реку подземного мира (Il. 8, 369. Ноm. Od. 5, 185); она является у него представительницей подземного мира, и потому боги клянутся ее именем, выражая этим, что они готовы потерпеть смерть и уничтожение, если нарушат клятву. В подобном виде Стигс является и у Гесиода; как лицо — это самая выдающаяся дочь Океана и Тефеи; от нее родились Ζη̃λος, Νίκη, Κράτος и Βίη; Зевс высоко почитает ее и назначает, чтобы самой священной клятвой для богов была клятва ее именем. Она живет при входе в ад, в высокой горной пещере, подпираемой серебряными столбами; река ее — рукав Океана и течет из десятого его источника (Hesiod. theog. 361. 383 слл., 775 слл.). Здесь, как и у Гомера, нет речи о том, что ад обтекается реками. Других рек подземного мира не встречается у Гесиода, а у Гомера, кажется, Стигс также первоначально единственная подземная река. Только Ноm. Od. 10, 513 упоминается об Ахеронте, в который в западной части входа в преисподнюю впадает Пирифлегитонт, и о Коките, который вытекает из Стигса. Но это место, вероятно, позднейшая вставка. По более позднему представлению, эти реки обтекают ад и окружают его со всех сторон. Об Ахеронте см. Acheron, Ахеронт. У Вергилия (А. 6. 296) говорится, что он впадает в Кокит, медленно текущую, болотистую реку, и вместе с ним образует Стигское озеро (6, 323). Когда стали представлять ад окруженным реками, оказалась необходимость в перевозчике, который перевозил бы умершиx через реки и через Стигское и Ахеронское озера. Таковым является в период после Гомера Харон (Χάρων от χαίρω, муж радости, евфимизм, вместо муж печали). Пирифлегитонт или Флегетонт, который обыкновенно соединяется с остальными реками, представляется ужасным огненным потоком и по причине этого свойства у Вергилия (А. 6, 548 слл.), отдельно от других обтекает Тартар, место мук, составляющее у Вергилия особенную часть преисподней. К числу рек во времена после Гомера присоединилась еще Лефа, река забвения, из которой души пьют забвение своей земной жизни. У ворот подземного мира сторожем находился Кербер, многоглавый пес, произведенный Тифаоном и Ехидною (Hesiod. theog. 311), медноголосый, ужасно дикий, по позднейшему представлению, треглавый, с хвостом и гривой, состоящими из змей. Verg. Aen. 6, 417. Ov. met. 4. 450. Входящих он пропускал спокойно, но не выпускал никого обратно. Гомер упоминает «Аидова пса», которого Геракл принес на землю, в двух местах (Il. 8, 367. Ноm. Od. 11, 623), не называя его, однако, по имени и не обозначая его как сторожа при входе в ад, чего, впрочем, нет и у Гесиода. У Гомера (Ноm. Od. 11, 568) творящий суд царь Миной, охотящийся Орион (572) и грозящий своим луком Геракл (601) упоминаются в том виде, что они, будучи тенями, продолжают исполнять то, чем занимались во время жизни на свете. Впрочем, все это место «Одиссеи» (11, 565 — 627) — позднейшая вставка. Мысль о том, что будто бы жизнь в подземном мире нечто иное, как отражение и бессодержательное продолжение земной жизни, еще чужда Гомеру. Позднее Миноя сделали судьею в преисподней над умершими, а кроме того, такими же судьями считали Радамантия, Эака и Триптолема. По словам Платона, Радамантий судит азиатов, Эак европейцев, а Миною Зевс поручил решение сомнительных случаев. Эак считается обыкновенно также ключником ада и изображается с ключом и скипетром. Это представление о судьях в преисподней могло образоваться лишь тогда, когда стали верить в награду и наказание на том свете за действия, совершенные во время земной жизни. В Гомеровские времена этого верования еще не было, и места о наказаниях, которым подвергаются Титий, Тантал и Сизиф (Ноm. Od. 11, 576), признаны позднейшими вставками. Притом эти наказания не наложены на них в силу учиненного над ними суда в подземном мире, но являются как бы последствиями проклятия, которому они были преданы богами еще во время земной жизни. В последнее время к этим представителям грешников, караемых богами после смерти, прибавили еще Иксиона, Данаид, Салмонея. Пирифоя, Флегия и др. Когда это разделение умерших на награждаемых и караемых установилось, тогда и назначили для каждого из этих двух разрядов особые места в подземном мире и определили Тартар как место муки (Plat. r. р. 10 р. 616 A. Verg. Aen. 6, 534 слл.), а Елисий как место блаженства (Verg. Aen. 6, 637 слл.); относительно же тех, которые вели жизнь среднюю между добром и злом, полагали, что они скитаются по Асфодельскому лугу в виде бестелесных теней. Тартар (как лицо, он считается сыном Эфира и Земли, произведший с Землею Гигантов и Тифоея. Hesiod. theog. 821) у Гомера обозначает место заключения Титанов, совершенно различное от ада. Между тем как ад находится в земле, Тартар помещается на самом глубоком конце земли и моря, на таком расстоянии под земною поверхностью, на каком небо находится над нею. Ноm. Il. 8, 13 слл.; ср. Hesiod. theog. 720 слл. Однако в другом месте (Hesiod. scut. 255) Тартар сопоставляется с адом. Впоследствии слово Тартар употреблялось для обозначения подземного мира вообще. Об Елисии см. Elysium, Елизий. Представления о состоянии людей после смерти в гомеровских песнях различны, смотря по времени происхождения отдельных частей эпоса. По древнейшему представлению, свойственному Гомеру, умершие являются тенями, имеющими лишь наружный вид прежнего тела, но без плотности, без силы, без плоти и костей, без голоса и без сознания, которое они могут получить на короткое время, лишь выпивая кровь, т. е. принимая в себя телесное существо; для существования личности тело является главным делом; душа, ψυχή, оживляющая тело, хотя и удерживается и сохраняется от полного уничтожения, но при смерти лишается своего настоящего бытия; духовная сила человека, φρένες, погибает. Дальнейшее развитие, каковое представляет, напр., гомеровское место о Миное, состоит в том, что у некоторых личностей сохраняется и после смерти характерный образ или любимое их занятие при жизни. Третья степень развития обозначается представлением (Ноm. Od. 24), по которому умершие, и не напиваясь крови, обладают сознанием и словом, значит, сохраняют свою личность. На этом далее основывается и то верование, что умершие различным образом могут влиять на земную жизнь. При всех этих укоренившихся и в сознании народа верованиях, даже после того, когда таинственные учения (см. Eleusinia, Элевсинский культ) и философия распространили более отрадные надежды на загробную жизнь, все-таки осталось в силе свойственно грекам чувство, что жизнь в свете составляет единственный предмет желания и что радость находится по эту сторону могилы. «Быть поденщиком на земле лучше, чем властвовать надо всеми тенями», — говорил Ахиллей в преисподней (Ноm. Od. 11, 489). Человек ухватывается за земную жизнь, и, даже после смерти желая, хотя бы и только мысленно, жить на земле в памяти людей, он хочет, чтобы его оплакивали, хоронили и поминали его (Ноm. Od. 11, 71 слл.). Римляне восприняли греческие представления о подземном мире, но и национальные их воззрения не совсем потеряли свои силы. Подземный мир (inferi) и божество, управляющее им, называлось Orcus; встречается и название mundus, в особенности в выражении: mundus patet. см. Religiosi dies; далее: Manes, Маны, Lares, Лары, Larvae, Ларвы.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. . 1914.

Смотреть что такое "ПОДЗЕМНЫЙ МИР" в других словарях:

  • подземный мир — сущ., кол во синонимов: 1 • подземность (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Подземный мир —         Для обозначения П. м. у греков существовало неск. назв.: «Аид» (рим. Орк) обозначало как сам П. м., так и его владыку. Со словом «Эреб» связывалось представление о подземной тьме. Тартар мыслился местом наказания умерших …   Словарь античности

  • Мир воды Санкт-Петербурга (музей) — Музейный комплекс «Вселенная Воды» один из новых музеев России, расположенный в Санкт Петербурге. Содержание 1 История 2 Экспозиции …   Википедия

  • Мир иной (фильм) — Мир иной Netherworld Жанр триллер, фильм ужасов Режиссёр Дэвид Шмеллер Продюсер Thomas Bradford Charles Band …   Википедия

  • Мир иной — Netherworld Жанр триллер, фильм ужасов Режиссёр Дэвид Шмеллер Продюсер Thomas Bradford Charles Band …   Википедия

  • Мир воды Санкт-Петербурга — Музей «Мир воды Санкт Петербурга» один из новых музеев России, расположенный в Санкт Петербурге. Содержание 1 История 2 Экспозиции 2.1 …   Википедия

  • Подземный трамвай — в Антверпене, Бельгия Подземный трамвай (также: метротрам)  рельсовый городской транспорт подземного надземного типа, разновидность скоростного трамвая (легкорельсовый транспорт), реже  обычного трамвая …   Википедия

  • Подземный ветер — Автор: Марина и Сергей Дяченко Жанр: феерия Язык оригинала …   Википедия

  • Подземный туннель (фильм) — Подземный туннель Il tunnel sotto il mondo Жанр кинофантастика Режиссёр Луиджи Коцци Автор сценария Альфредо Кастелли …   Википедия

  • Мир Gunnm — Небесный город Салем в аниме Battle Angel. Мир Gunnm  вымышленный мир, в котором происходит действие аниме и манги Bat …   Википедия

Книги

  • Подземный мир, . Книга, посвященная тому, что находится под землей, из серии "Зачем и почему" ответит юному почемучке на множество вопросов. Какие-то ответы и увлекательные рассказы он найдет непосредственно… Подробнее  Купить за 487 руб
  • Подземный мир, Херманн Хайке. Ого! Яна и Денис расскажут читателю о загадочном подземном мире. Кто такие спелеологи? Есть ли разница между сталактитом и сталагмитом? Как добывают полезные ископаемые? Это и многое другое… Подробнее  Купить за 481 руб
  • Подземный мир, Херманн, Хайке. Ого! Яна и Денис расскажут читателю о загадочном подземном мире. Кто такие спелеологи? Есть ли разница между сталактитом и сталагмитом? Как добывают полезные ископаемые? Это и многое другое… Подробнее  Купить за 477 руб
Другие книги по запросу «ПОДЗЕМНЫЙ МИР» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»