АННА КАРЕНИНА

АННА КАРЕНИНА
АННА КАРЕНИНА - героиня романа Л.Н.ТОЛСТОГО «Анна Каренина» (1873-1877); один из наиболее популярных женских образов русской классической литературы. Толстому хотелось написать роман о женщине из высшего общества, «потерявшей себя», вокруг которой легко сгруппировались многие мужские типы, будившие творческое воображение писателя. Во многом к реализации этого замысла Толстого подтолкнули мотивы пушкинского творчества, в частности неоконченные прозаические отрывки «На углу маленькой площади» и «Гости съезжались на дачу». Героиня последнего Зинаида Вольская может быть частично соотнесена с А.К. Это обстоятельство позволяет литературоведам считать произведение «пушкинским романом» Толстого, а к прототипам А.К. относить Татьяну Ларину, мысленно продолжая историю ее жизни в свете (Б.М.Эйхенбаум). Достоверно известно, что внешний облик героини сложился у писателя под впечатлением встречи со старшей дочерью Пушкина М.А.Гартунг. Однако у А.К. были и другие прототипы, в том числе сестра близкого друга Толстого М.А.Дьякова-Сухотина, пережившая бракоразводный процесс и имевшая вторую семью. Современники находили и многие другие прототипы, отдельные обстоятельства жизни и смерти которых соотносились с сюжетной линией героини романа, в частности упоминается история взаимоотношений актрисы М.Г.Савиной с Н.Ф.Сазоновым.
Трактовки образа А.К. в литературоведении чаще всего определяются тем или иным пониманием смысла эпиграфа к роману («Мне отмщение, и Аз воздам»), а также зависят от исторически изменяющегося отношения к роли женщины в семейной и общественной жизни. На характер, судьбу героини оказали влияние не только реально увиденные Толстым социально-исторические условия жизни 1870-х годов, трагизм разобщенности людей в семье и обществе, но и лежащие в основе авторской интерпретации событий романа традиционные народные религиозно-нравственные представления. А.К. одновременно привлекательная, правдивая, несчастная, жалкая и виноватая. В современных оценках образа А.К. начинает преобладать традиционный народно-нравственный подход, в отличие от безусловного оправдания героини в ее праве на любовь. В работах В.Е.Ветловской и А.Г.Гродец-кой, например, прослеживается зависимость внутреннего содержания образа А.К. от евангельских и агиографических мотивов, сюжетов и нравственных оценок.
В первой части романа героиня предстает примерной матерью и женой, уважаемой светской дамой и даже примирительницей неурядиц в семье Облонских. Жизнь Анны Аркадьевны более всего наполняла любовь к сыну, хотя свою роль любящей матери она несколько преувеличенно подчеркивала. Лишь Долли Облонская чутко улавливала во всем складе семейной жизни Карениных что-то фальшивое, хотя отношение А.К. к мужу строилось на безусловном уважении.
После встречи с Вронским, еще не дав воли зарождающемуся чувству, А.К. осознает в себе не только пробудившуюся жажду жизни и любви, желания нравиться, но и некую неподвластную ей силу, которая независимо от ее воли управляет поступками, толкая к сближению с Вронским и создавая ощущение защищенности «непроницаемой броней лжи». Ки и Щербацкая, увлеченная Вронским, во время рокового для нее бала видит «дьявольский блеск» в глазах А.К. и ощущает в ней «что-то чуждое, бесовское и прелестное». Следует отметить, что, в отличие от Каренина, Долли, Кити, А.К. совсем не религиозна. Правдивая, искренняя А.К., ненавидящая всякую фальшь и ложь, имеющая в свете репутацию справедливой и морально безукоризненной женщины, сама запутывается в лживых и фальшивых отношениях с мужем и светом.
Под влиянием встречи с Вронским резко изменяются отношения А.К. со всеми окружающими: она не может терпеть фальши светских отношений, фальши взаимоотношений в своей семье, но существующий помимо ее воли дух обмана и лжи увлекает ее все дальше к падению. Сблизившись с Вронским, А.К. осознает себя преступницей. После неоднократно проявленного мужем по отношению к ней великодушия, особенно после полученного во время послеродовой болезни прощения, А.К. все больше и больше начинает ненавидеть его, болезненно ощущая свою вину и сознавая нравственное превосходство мужа.
Ни маленькая дочь, ни поездка с Вронским в Италию, ни жизнь в его имении не дают ей желаемого покоя, а приносят лишь осознание глубины своего несчастья (как при тайном свидании с сыном) и унижения (скандально-унизительный эпизод в театре). Больше всего мучений А.К. испытывает от невозможности соединить вместе сына и Вронского. Углубляющийся душевный разлад, двусмысленность общественного положения не могут компенсировать ни окружение, искусственно создаваемое Вронским, ни роскошь, ни чтение, ни интеллектуальные интересы, ни привычка к успокоительным лекарствам с морфием. А.К. постоянно чувствует свою полную зависимость от воли и любви Вронского, что раздражает ее, делает подозрительной, а иногда побуждает к несвойственному ей кокетству. Постепенно А.К. приходит к полному отчаянию, мыслям о смерти, которой она хочет наказать Вронского, оставшись для всех не виноватой, а жалкой. История жизни А.К. обнаруживает незыблемость «мысли семейной» в произведении: невозможности достижения собственного счастья за счет несчастья других и забвения своего долга и нравственного закона.
Образ А.К. получил множество воплощений на сцене и в кинематографе. Самая знаменитая инсценировка отечественного театра - МХАТ, режиссер В.И.Немирович-Данченко, в главной роли А.К.Тарасова (1937). В кино роль А.К. исполняли Грета Гарбо (193 7), Вивь-ен Ли (1948), Т.Е.Самойлова (1968). По мотивам романа был создан балет (на музыку Р.К.Щедрина) с М.М.Плисецкой в главной партии (она же и хореограф спектакля; Большой театр, 1972).
Лит.: Эйхенбаум Л. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1960; Горная В. Многоплановость образа Анны Карениной
//Ученые записки Моск. области. пед. ин-та им. Крупской. Русская литература. Т. 122.
Вып. 8. М., 1963; Бабаев Э.Г. Роман и время. «Анна Каренина» Льва Николаевича Толстого. Тула, 1975; Свительский В.А. Трагедия Анны Карениной и авторская оценка в романе Л. Толстого
//Русская литература 1870-1890 годов. Свердловск, 1977; Гродец-кая А.Г. Агиографические прообразы в «Анне Карениной» (жития блудниц и любодеиц и сюжетная линия главной героини романа)
//Труды Отдела древнерусской литературы (Пушкинский дом). СПб., 1993. Т. 48.
Е.В.Николаева

Литературные герои. — Академик. 2009.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "АННА КАРЕНИНА" в других словарях:

  • Анна Каренина — У этого термина существуют и другие значения, см. Анна Каренина (значения). Анна Каренина …   Википедия

  • АННА КАРЕНИНА — Роман Л.Н. Толстого*. Над романом «Анна Каренина» Л.Н. Толстой работал 5 лет с 1873 по 1877 г. Впервые роман был напечатан в 1877 г. События романа развиваются в 70 е гг. ХIХ в. после отмены крепостного права и последовавших за этим реформ… …   Лингвострановедческий словарь

  • "Анна Каренина" — ÁННА КАРÉНИНА , балет в 3 актах (по Л. H. Толстому). Комп. Р. К. Щедрин, сцен. Б. А. Львов Анохин. 10.6.1972, Большой т р, балетм. М. М. Плисецкая, Н. И. Рыженко, В. В. Смирнов Голованов, худ. В. Я. Левенталь, дирижёр Ю. И. Симонов; Анна –… …   Балет. Энциклопедия

  • Анна Каренина (значения) — Анна Каренина: «Анна Каренина»  роман Льва Толстого. Анна Каренина  главный персонаж романа Льва Толстого «Анна Каренина» «Анна Каренина»  многочисленные экранизации романа Льва Толстого «Анна Каренина» «Анна Каренина» … …   Википедия

  • Анна Каренина (фильм — Анна Каренина (фильм, 1911) Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Анна Каренина (фильм). Анна Каренина Жанр короткометражный, драма Режиссёр Морис Метр В главных ролях Нико …   Википедия

  • АННА КАРЕНИНА (1967) — АННА КАРЕНИНА, СССР, Мосфильм, 1967, цв., 145 мин. Кинороман. По одноименному роману Л. Н. Толстого. «Анна Каренина» самое экранизируемое произведение Льва Толстого, не только у нас, но и во всем мире. Татьяна Самойлова с ее актерской темой… …   Энциклопедия кино

  • АННА КАРЕНИНА (1996) — АННА КАРЕНИНА (Anna Karenina), США, Warner Bros. и Icon Entertainment International, 1996, 108 мин. Экранизация одноименного романа Л. Н. Толстого. После успеха «Храброго сердца» кинофирма Мела Гибсона Icon Entertainment International решила… …   Энциклопедия кино

  • Анна Каренина (балет) — «Анна Каренина»  балет Б. Я. Эйфмана на музыку Чайковского «Анна Каренина»  балеты на музыку Р. К. Щедрина …   Википедия

  • АННА КАРЕНИНА (1914) — АННА КАРЕНИНА, Россия, Русская золотая серия/Венгеров и Ко, 1914, ч/б. Кинороман. По одноименному роману Л.Н.Толстого. Первая экранизация «Анны Карениной», одна из самых удачных и хорошо рекламируемых «Русской золотой серией». Первое выступление… …   Энциклопедия кино

  • АННА КАРЕНИНА (1953) — АННА КАРЕНИНА, СССР, Мосфильм, 1953, ч/б, 165 мин. Фильм спектакль, мелодрама, кинороман. По одноименному роману Л.Н.Толстого. Спектакль МХАТ (постановка В.Немировича Данченко и В.Сахновского, инсценировка Н.Д.Волкова, художник спектакля… …   Энциклопедия кино


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»