ФАМИРА

ФАМИРА
ФАМИРА - герой «вакхической драмы» Ин.Ф.Анненского «Фамира-кифарэд» (1906). Вслед за недошедшей до нас трагедией Софокла Ин.Анненский замыслил «трагического Фа-миру». Исторический мотив в изложении автора таков: «сын фракийского царя Филаммона и нимфы Агриопы, Ф. или Фамирид, прославился своей игрой на кифаре; его надменность дошла до того, что он вызвал на состязание муз, но был побежден и в наказание лишен музыкального дара». Ин.Анненский осложняет эту схему внезапной любовью нимфы к своему сыну и рисует последнего мечтателем, чуждым любви и все-таки погибающим в сетях влюбленной в него женщины. Рок является в образе блистательно равнодушной музы лирической поэзии - Эвтерпы. Ф. выжигает себе углем глаза и идет выпрашивать подаяния; преступная мать, превращенная в птицу, сопровождает его в скитаниях, она вытаскивает жребии из уже бесполезной кифары. Ф.- безумец мечты, ее мученик. Он отрешен от жизни, одержим музыкой и напоминает отшельника, живущего только духовными радостями. Он признает единственного бога - созерцателя Аполлона - и не желает присоединяться к плотским радостям дионисийских действ сатиров, вакханок и менад. Предложение кимфы о состязании с Эвтерпой заставляет Ф. метаться между «звездами и женщинами», он мечтает стать титаном, похитившим с небес огонь. За гордыню Ф. наказан Зевсом, приговорившим его, «чтоб музыки не помнил и не слышал». В приступе отчаяния он лишает себя дара зрения.
Сюжет иного времени, иной культуры интерпретировался Ин.Анненским в соответствии с идеями начала XX века, «с болезненной осторожностью современного человека», как писал О.Э.Мандельштам. Модифицированный миф становился способом самовыражения поэта, воплощением тоски, одиночества человека, неспособного восстановить связи с миром, утратившего надежду на гармонию. Возвышенные мечты Ф. оказались разбитыми при соприкосновении с косной материей жизни, но его «мыслестрадание» сеяло сомнение в правомерности существующего миропорядка, в котором невозможно свободное существование личности. Эта тема подчеркнута контрастами между лирическим и будничным, дана в соотношениях комических и трагических элементов драмы, в ее пространственно-цветовой гамме сцен, вереницей движущихся от «бледно-холодной», «голубой эмали» к «пыльно-лунной», «белесоватой» и «заревой».
Роль Ф. исполнял Н.М.Церетели (Камерный театр, 1961).
Лит.: Хрусталева О.О. Эволюция героя в драматургии Иннокентия Аиненского
//Русский театр и драматургия эпохи революции 1905-1907 годов. Л., 1987.
Н.И.Короткова

Литературные герои. — Академик. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ФАМИРА" в других словарях:

  • Церетелли Николай Михайлович — (1890 1942), актёр и режиссёр. Играл в труппе Немецкого театра под руководством М. Рейнхардта, в 1916 28 (кроме 1924) в Камерном театре; затем работал в ряде других театров, главным образом как режиссёр. Роли: Фамира («Фамира Кифаред»… …   Энциклопедический словарь

  • Анненский, Иннокентий Федорович — писатель и педагог. Род. в 1856 г. Окончил курс историко филологического факультета СПб. университета. Был директором коллегии Галагана в Киеве; теперь директор Царскосельской гимназии. Литературную деятельность начал рецензиями и критическими… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Анненский — Иннокентий Федорович (1856–1909) поэт. Р. в состоятельной чиновничьей семье. Рос в Петербурге, в среде, где соединялись элементы бюрократические и помещичьи. По окончании (1879) историко филологического факультета Петербургского университета… …   Литературная энциклопедия

  • Камерный театр — московский, основан в 1914 режиссером А. Я. Таировым, с 1920 академический. Провозгласив эстетическую независимость театра как вида искусства, стремясь к синтетическому творчеству, воспитанию актёра  виртуозного мастера всех театральных жанров и… …   Энциклопедический словарь

  • ЦЕРЕТЕЛЛИ Николай Михайлович — (1890 1942) российский актер и режиссер. Играл в труппе Немецкого театра под руководством М. Рейнхардта, в 1916 28 (кроме 1924) в Камерном театре; затем работал в ряде театров, главным образом как режиссер. Роли: Фамира ( Фамира кифарэд И. Ф.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Драма — Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро …   Литературная энциклопедия

  • Таиров Александр Яковлевич — (1885 1950), режиссёр, народный артист РСФСР (1935). Сценическая деятельность с 1905. Один из реформаторов сцены, Таиров стремился к «синтетическому театру» преимущественно романтического и трагедийного репертуара, воспитанию актёра виртуозного… …   Энциклопедический словарь

  • Анненский, Иннокентий Фёдорович — У этого термина существуют и другие значения, см. Анненский. Иннокентий Фёдорович Анненский Псевдонимы …   Википедия

  • Таиров, Александр Яковлевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Таиров. Александр Таиров Александр Яковлевич Таиров …   Википедия

  • Экстер, Александра Александровна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Экстер. Александра Экстер …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»