СИД

СИД
СИД (исп. Cid; араб.: альсеид - господин) - герой испанской героической поэмы «Песнь о моем Сиде», сохранившейся в единственном списке, составленном в 1307 г. Однако сложилась она, видимо, около 1140 г., т.е. меньше чем через полвека после смерти Сида - реально существующего Родриго (Руя) Диаса де Бивар - известного испанского военачальника эпохи Реконкисты, жившего с 1040 по 1099 г. Это обусловливает большую степень исторической достоверности поэмы.
С.- главный положительный герой «Песни». Оклеветанный завистниками и изгнанный королем Альфонсом VI из Кастилии, он вынужден взяться за оружие и идти в поход против мавров. С. отвоевывает у неверных Валенсию и другие земли благодаря воинскому таланту и житейской мудрости (последнее отличает его от Роланда, каким тот изображен в «Песне о Роланде»). Герой также захватывает богатую военную добычу, что позволяет ему примириться с королем.
В «Песни» подчеркивается непререкаемый авторитет С. среди родичей и вассалов, который основывается не только на его мудрости, но и на справедливости, отеческой заботе о семье и войске. С. наделен чертами идеального эпического властителя (что сближает его с образом Карла Великого). С. совершенно чужда героическая неистовость, эпическая безмерность. Он уравновешен, рассудочен и дальновиден, несмотря на то что в поход против мавров выступает движимый обидой на несправедливость Альфонса VI.
В поэме дается разносторонняя характеристика С. Прежде всего герой предстает как славный воин и верный вассал, который освобождает испанскую землю от мавров и не забывает отсылать часть военной добычи своему сюзерену - королю Кастилии. Сказитель подчеркивает также благородство и великодушие С. Эти черты характера герой проявляет по отношению к маврам, которым он позволяет мирно жить и трудиться на отвоеванных землях. За это мавры его любят и благословляют. Более того, С. поддерживает дружеские отношения с «врагом» - правителем Молины мавром Абенгальбоном. Поэма подчеркивает присущее С. чувство собственного достоинства, силу душевных чувств и сдержанность в их проявлении. Характерен в этом смысле эпизод суда над инфантами Карионскими. После того как инфанты бросили в лесу своих жен (дочерей С.) и обрекли тем самым на смерть, чтобы завладеть их состоянием, С. требует созвать кортесы и осудить этот поступок. Сам С. не удостаивает обидчиков поединком. Он отбирает у них свой подарок - боевые мечи Ко-ладу и Тисону, подчеркивая тем самым, что люди, поднявшие руку на беззащитных женщин, недостойны называться мужчинами. Попранная честь С. и его дочерей восстанавливается в ходе судебного поединка воинов С. с инфантами.
В отличие от Роланда С. изображается также и в буднично-прозаической сфере. Много внимания сказитель уделяет привязанности С. к жене и дочерям. В отношениях с ними проявляется эмоциональная сторона его характера. Так, сцену прощания С. с женой Хименой перед походом на Валенсию принято сравнивать по накалу чувств со сценой прощания Гектора и Андромахи. Сказитель подчеркивает «демократичность» образа С., вводя эпизод с бургосскими ростовщиками, которым он оставляет в залог сундуки, набитые песком и камнями. Так С. проявляет обычно не свойственную эпическому герою хитрость. Позднее, однако, он щедро расплачивается с ростовщиками.
С. также становится героем ряда других эпических поэм в Испании. Он является прототипом испанских романсеро и героя трагедии П.Корнеля «Сид» (1636).
Лит.: Менендес Пидаль Р. Песнь о Моем Сиде; Поэзия и история в «Песни о Моем Сиде»
//Менендес Пидаль Р. Избранные произведения. М., 1961; Смирнов А.А. Испанский героический эпос и сказания о Сиде
//Песнь о Сиде: Староиспанский героический эпос. М.; Л., 1959.
Е.Э.Гущина
СИД (фр. Le Cid) - герой трагедии П.Корне-ля «Сид» (1636; второй вариант - 1660). В тексте - Дон Родриго. Исторический прототип - Родриго (Руй) Диас де Бивар, легендарный испанский полководец времен Реконкисты (XI в.), прозванный Сидом (то есть господином, повелителем). Литературные прообразы героя Корнеля многочисленны. Это прежде всего Сид народных испанских романсе-ро; ближайший драматургический прообраз - Родриго, герой трагикомедии Гильена де Кастро «Молодые годы Сида».
Сюжет трагедии (история превращения Родриго, юного отпрыска воинственного испанского рода, в могучего, одаренного мистической властью над покоренными маврами Сида) имеет реальные исторические основания. Структура образа героя чрезвычайно многослойна. В нем различимы черты мифологического героя, а судьба его (как она представлена в трагедии) обладает всеми атрибутами «героической судьбы», как трактует последнюю миф. Можно сказать, что «внутри» сюжета корнелевской пьесы живет древняя модель ар-хетипического сюжета с традиционными мотивами формирования героя: местью за отца, инициацией, испытаниями и даже ритуальным «поединком за невесту». В трагедии присутствует тема ритуальной смерти и воскрешения героя: главный персонаж в известном смысле «умирает» как Родриго и «возрождается» Си-дом. При этом фольклорно-мифологический пласт занимает в семантическом пространстве образа подчиненное место. Гораздо более очевидны в облике Родриго черты современного Корнелю кавалера, следующего галантной этике века абсолютизма: «...предать любовь свою
//Не лучше, чем сробеть пред недругом в бою». Средневековая история о юноше, отомстившем отцу любимой за поруганную честь дома, а затем прославившемся в качестве защитника Отечества, превратилась под пером Корнеля в трагическое повествование о герое, способном встать вровень с испытывающей его судьбой, противопоставив ей решение, плод совместного напряжения ума и сердца, а также о цене, которую платит личность за осуществление своего призвания.
В названии пьесы дана своеобразная экспозиция героя, сопровождающая юного Родриго на всем протяжении рассказа некоей «формулой узнавания». Так, юный возлюбленный Хи-мены для читателя и зрителя уже заранее несет на себе отсвет славы легендарного воителя, хотя в трагедии героя никто Сидом не называет. Прозвище великого полководца, вынесенное в название пьесы, оказывается кодом ее прочтения. Перед нами не частная история, но складывающаяся на наших глаза формула героизма. Образом Родриго-Сида Корнель стремится ответить на вопрос: что есть герой, результатом каких внутриличностных процессов является тот человеческий тип, который несет на своих плечах миссию общественного служения, жертвуя жизнью сердца, преодолевая дисгармонию духа. Решая вопрос о мести отцу любимой, Родриго не просто находится перед известной дилеммой «чувства и долга», но выбирает для себя жизненную программу, тип существования. В знаменитой сцене Стансов в Родриго происходит своеобразный любовный 371 катарсис: страсть к Химене как бы очищается от своей чувственно-эгоистической оболочки, ибо герой теряет право обладать предметом своих желаний. И на развалинах любви первоначальной возникает чувство, чуждое грубо-конкретных претензий, проникнутое ощущением трагической невозможности его удовлетворения. Родриго «посвящает» свое чувство родовому долгу, как бы подтверждая идеальную зависимость любви и общественных отношений, в конечном счете складывающихся из близости людзй.
Приняв решение мстить отцу любимой, Родриго становится Сидом прежде, чем совершает свои военные подвиги. Диалектика этого решения в том, что с «рождением» Сида как бы отмирает юношеская часть его существа, делавшая его «рыцарем Химены». Он становится теперь «рыцарем Отечества». Целостность героического существования, обретенная в служении долгу, дается герою ценой отказа от полноты личностного бытия.
Родриго - истинный трагический герой: он и «жрец», и «жертва» одновременно. Ведь Сид - это формула победы, безусловной власти, социального превосходства, но Сид - это и символ чуждости (прозвище ему дали враги-мавры), знак потери.
Образ Родриго-Сида занимает во французской культуре особое место. Существует поговорка: «Прекрасен, как Сид», выражающая национальное отношение к герою Корнеля, ставшему мерилом достоинств представителей сильного пола.
Первым исполнителем роли С. в зимний сезон 1636/37 г. в театре «Маре» стал великий Мондори. Самые знаменитые исполнители роли: Тальма, Муне-Сюлли, Ж.-Л.Барро, Жерар Филип (1951). В России Сида с успехом сыграл В.А.Каратыгин (1822).
Лит.: Сигал Н.А. Пьер Корнель. М., 1957; Nadale О. Le sentiment de 1'amour dans 1'oeuvre de Pierre Coraeille. Paris, 1948; Doubrovsky S. Comeille et la dialectique du heros. Paris, 1983.
Л.Е.Баженова

Литературные герои. — Академик. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "СИД" в других словарях:

  • СИД — совместная инвестиционная деятельность Источник: http://www.geonews.com.ua/d271003 01.html СиД самолёт и двигатели авиа СИД СД светоизлучающий диод светодиод СИД …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Сид — Сид, Игорь Игорь Сид Игорь Сид (Игорь Олегович Сидоренко) (род. 5 января 1963, Крым)  русский литератор (поэт, переводчик, журналист) …   Википедия

  • Сид — герой средневекового испанского эпоса, главный персонаж «Поэмы о Сиде» (точное название «Песнь о моем Сиде»), написанной неизвестным автором около 1140. С. лицо вполне историческое; настоящее имя его Руй (т.е. Родриго) Диас, а С. лишь его… …   Литературная энциклопедия

  • СИД — Прозвание знаменитого испанского воина в XI веке, дона Родриго Диана графа Бивар. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. СИДИ или СИД (ново араб. sejid). Господин,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • СИД — СИД, аббревиатура от слов «светоизлучающий диод» для обозначения СВЕТОДИОДА …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • сид — сущ., кол во синонимов: 2 • господин (32) • сиди (10) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • -сид — См. ЦИД …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Сид — (Кампеадор) (El Cid, араб. al Said господин, исп. campeador воитель), исп. герой. Его настоящее имя Родриго Диас де Бивар. С. принадлежал к кастильской знати. Изгнанный после войны между братьями Санчо II, королем Кастилии, и Альфонсо VI, королем …   Всемирная история

  • сидіти — дієслово недоконаного виду …   Орфографічний словник української мови

  • СИД и СР — Служба по исправительным делам и социальной реабилитации …   Словарь сокращений и аббревиатур


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»