ЛОРЕЛЕЯ

ЛОРЕЛЕЯ
ЛОРЕЛЕЯ (нем. Lore Lay) - центральный персонаж романтической поэзии. Мифологический прообраз: Л.- дева-чаровница, речная фея, героиня немецких народных легенд. Имя Л. восходит к названию крутого утеса .Лурлей (Lurlei) на Рейне близ Бахараха. Это название, буквально означавшее «сланцевая скала», позднее было дважды переосмыслено: сначала как «сторожевой утес», а затем как «скала коварства». Лурлея упоминается в немецких текстах X в. По свидетельству миннезингера XIII в. Марнера, именно у этой скалы хитрые карлики (Luri, Lurli) оберегают сокровища Нибелунгов. Легенда о Л. долгое время оставалась лишь местным преданием: «В древние времена в сумерки и при лунном свете на скале Лурлей появлялась девушка, которая пела столь обольстительно, что пленяла всех, кто ее слушал. Многие пловцы разбивались о подводные камни или погибали в пучине, потому что забывали о своей лодке, и небесный голос певицы-волшебницы как бы уносил их от жизни» (Алоиз Шрейбер. Справочник для путешествующих по Рейну. 1818). В разных версиях легенды появлялись мотивы «мести за преданную любовь», «договора с царем-демоном Рейна», «каменного сердца», «пробуждения от зачарованного сна» (см.: ЭЛабулэ. Немецкие сказки минувших времен. 1869; Народные легенды, собранные Верне-ромЯнсеном. 1922).
1.
Литературную жизнь образу Л., как и само литературное имя, дал немецкий поэт-романтик, участник гейдельбергского кружка Клеменс Брентано в своей стихотворной балладе «ЛОРЕЛЕЯ» («Die Lore Lay»), включенной им первоначально в роман «Годви» (1801-1802). Л. у Брентано - не просто колдунья, русалка, равнодушно губящая людей, - это несчастная женщина, тяготящаяся своим роковым волшебством. Л. пленяет каждого, кто приблизится к ней, но эти «победы» ей не нужны, потому что возлюбленный покинул ее. Она сама является на суд к епископу и просит сжечь ее на костре, но очарованный ею священник приговаривает Л. лишь к монастырскому заточению. По дороге к монастырю Л. убегает от сопровождающих ее рыцарей и «взлетает» на неприступный утес. Ей кажется, что где-то по Рейну плывет ее возлюбленный, - она бросается вниз и гибнет в водах Рейна. Смерть от тоски ожидает и рыцарей. По мнению Н.И.Балашова, «Лорелея» Брентано «стала для читателей воплощением романтической лирики начала XIX века».
2.
Героиня одного из самых знаменитых стихотворений Г. Гейне «Лорелея» (1823), включенных им в цикл «Опять на родине» (1824).
В стихотворении Гейне сохраняется трагическая серьезность чувств, но трагедия становится уже уделом пловца, а не Л. Сама героиня здесь предстает как средоточие романтических «тревог» и «скорбей», как олицетворение неумолимой судьбы, гибельного рока. Стихотворение заканчивается ставшими сакраментальными словами: «И всякий так погибает
//от песни Лорелей». Это стихотворение стало в Германии народной песней. Ему присуща особенная, трудно переводимая инто-национность. В России его перевел в 1909 г. А.Блок («Не знаю, что значит такое...»). В письме к С.А.Венгерову (19 нояб.1909) Блок писал: «Позвольте предложить Вам для Сборника Литературного Фонда мой перевод знаменитой «Лорелей». Решаюсь остановиться именно на этом стихотворении, так как в нем мне удалось, кажется, передать все тонкости размера, и, насколько я знаю, впервые».
К образу Л. в разное время обращались и другие поэты: Йозеф Эйхендорф (1815), Отто фон Лебен (1821), Жерар де Нерваль (1852), Гийом Аполлинер (1904). Например, у Лебена Л- тривиальная соблазнительница, а у Эйхендорфа - лесная волшебница.
В русской поэзии к образу Л. два раза обращался 0. Мандельштам. В стихотворении «Декабрист» (1917) Л. являет один из ликов России: Все перепуталось и сладко повторять: Россия, Лета, Лорелея.
В другом стихотворении, «Стансы» (1935), образ Л. символизирует коварство фашистского режима в Германии: Я помню все: немецких братьев шеи И что лиловым гребнем Лорелей Садовник и палач наполнил свой досуг.
Лит.: Балашов Н.И. Структура стихотворения Брентано «Лорелея» и неформальный анализ
//Филологические науки. 1963. №3.
А.Л.Цуканов

Литературные герои. — Академик. 2009.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ЛОРЕЛЕЯ" в других словарях:

  • ЛОРЕЛЕЯ — или ЛУРЛЕЯ По немецким сказаниям, рейнская фея, манящая к себе едущих по Рейну и уносящая их в волны. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛУРЛЕЯ, или ЛОРЕЛЕЯ по германскому народному сказании нимфа,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • лорелея — сущ., кол во синонимов: 2 • имя (1104) • фея (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Лорелея — Лорелей, скала на реке Рейн Лорелей Вид, открывающийся на Рейн со скалы Лорелей …   Википедия

  • ЛОРЕЛЕЯ — (в герм. мифологии нимфа, живущая в водах Рейна; см. тж ЛОРЕЛЕЙ) Красен факел у негра в руках, Реки света струятся зигзагами... Клеопатра ли там в жемчугах? Лорелея ли с рейнскими сагами? Цв908 (I,23.1); Все перепуталось, и некому сказать, Что,… …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • ЛУРЛЕЯ — ЛОРЕЛЕЯ или ЛУРЛЕЯ По немецким сказаниям, рейнская фея, манящая к себе едущих по Рейну и уносящая их в волны. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛУРЛЕЯ, или ЛОРЕЛЕЯ по германскому народному сказании… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Лорелей — У этого термина существуют и другие значения, см. Лорелей (значения). Лорелей, скала на реке Рейн …   Википедия

  • Лист Ф. —         (Liszt) Ференц (Франц) (22 X 1811, дер. Доборьян, комитат Шопрон, Венгрия 31 VII 1886, Байрёйт, Бавария) венг. композитор, пианист, дирижёр, педагог, муз. писатель и обществ. деятель. Отец Л., смотритель овчарни князя М. Эстерхази, играл… …   Музыкальная энциклопедия

  • Энгельгард — (Фридрих Вильгельм Engelhard; род. в 1813 г.) немецкий скульптор, вначале занимался в Париже и Лондоне резьбой из кости, а потом, в 1837 39 гг. учился ваянию в ганноверском политехническом училище, пробыл недолго в мастерской Торвальдсена в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Энгельгард Фридрих-Вильгельм — скульптор (Engelhard; род. в 1813 г.) нем. скульптор, вначале занимался в Париже и Лондоне резьбой из кости, а потом, в 1837 39 гг. учился ваянию в ганноверском политехническом училище, пробыл недолго в мастерской Торвальдсена в Копенгагене и,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Брух М. —         (Bruch) Макс (6 I 1838, Кёльн 2 X 1920, Берлин) нем. композитор и дирижёр. Начальное муз. образование получил у своей матери певицы. Рано проявил муз. дарование: писал музыку с 11 лет, как композитор дебютировал в 14 лет (симфония Б. исп …   Музыкальная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»