МАКСУДОВ это:

МАКСУДОВ
МАКСУДОВ - герой романа М.А.Булгакова «Записки покойника» (1936-1937; цензурное назв. «Театральный роман»), написанного от первого лица. По свидетельству «публикатора», «маленький сотрудник газеты «Вестник пароходства», перед тем как кинуться в Днепр с Цепного моста, отправил ему «толстейшую бандероль и письмо». М. - автор не одного, а двух романов: первый - «Записки покойника», второй - «Черный снег», превращению которого в пьесу для Независимого театра и посвящена исповедь самоубийцы.
Подобно диккенсовской «Тайне Эдвина Друда», неоконченный роман Булгакова воспринимается как завершенный; возможно, прежде всего потому, что перспектива жизни героя с самого начала определена. И без предисловия «публикатора» понятно, что М. - «не жилец», «покойник по определению», потому что в «мирах», где он поочередно побывал, поселившись в чужой для него, не принявшей его, не принятой им самим Москве, ему нет места. Образ М. откровенно автобиографичен (по одной из версий, фамилия героя происходит от домашнего имени самого Булгакова - «Мака»; существуют также и другие интерпретации, например «тюркская» - Бул-гак/Максуд). Но образ М. еще и автопародия - юмористическая и патетическая. В гротескном автопортрете отчетлива трагическая доминанта, еще более очевидная благодаря присущему лексике рассказчика неистребимому юмору («Какая ветчина была, какое масло! Минуты счастья!»), благодаря его способности не только других, но и себя самого описывать смешно. Среди частых в литературе героев-рассказчиков М. выделяется способностью воспринимать себя со стороны: он не только становится «персонажем» своего повествования, но и легко распознает себя в описании приятеля Ликоспастова: «Брюки те же самые, втянутая в плечи голова и волчьи глаза... ну я, одним словом». Есть особая, диккенсовская, пластика в облике М., в его поведении. «Капу-стнический» дух романа рождается не столько из мхатовской традиции, сколько благодаря театральному способу восприятия мира героем (и автором). При этом М. - естественное существо; он решительно не соответствует духу столичного суетливого, жесткого мира, деформирующего и поглощающего индивидуальность.
Тема одиночества - участи многих героев Булгакова - в образе М. находит обостренное выражение. У Мастера была Маргарита. У М. - в существующем варианте романа - ее нет. Правда, у него есть дорогое ему прошлое, в котором были родные люди, музыка, любимый город - все теперь невозвратимо утраченное. В романе М. совершенно одинок. Ближе других ему актер Петр Бомбардов, который воспринимается как его отражение, тоже «очень злой, наблюдательный человек».
Единственная возможность для М. избавиться от одиночества - обрести новый мир. События, описанные им, - попытка такого обретения. Сначала, написав роман, он попадает в круг писателей и быстро в них разочаровывается. Но бессонными ночами перед ним - «в коробочке», в «волшебной камере» - роман оживает, и тогда рождается подлинная, настоящая жизнь, какую он потом увидит на сцене Независимого театра. К этой жизни он будет доверчиво и робко приживаться, испытывая восхищение, в котором он тоже одинок: преданность театру актеров и прочих служащих Независимого театра во главе с Иваном Васильевичем и Аристархом Платоновичем другого свойства. Никто здесь с такой трепетностью не переживает волшебное счастье посвящения. Сцена пленяет его своей способностью создать спасительную и самодостаточную реальность. Подобно Фаусту, внутренне помолодевший и похорошевший М. воспринимает новую жизнь радостно, упоенно. «Это мир мой», - говорит он о театре. Но в сценическую реальность он пытается прорваться через закулисье. И не попадает - чересчур вязкая и холодная система этот театр. Оказывается, что он не похож на тот другой мир, из коробочки. Этот - пошл, фальшив и даже напоминает отвратительный в представлении героя мир литературы.
М. по натуре и по судьбе «волк-одиночка»: недаром что-то волчье замечают в нем «собратья» по перу, «Волкодавом» подписывается автор обидного фельетона. (Ср. строки из письма правительству Булгакова: «На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк».) М. не поддается внушениям, которым пытается его подвергнуть в процессе работы над пьесой великий актер и реформатор сцены Иван Васильевич, не случайно называющий М. то Леонтием Леонтьевичем, то Сергеем Сергеевичем, то Леонтием Сергеевичем и т.д., только один раз попав правильно. Подобное происходит с автобиографическим для М. героем его романа и пьесы Бахтиным, немедленно и прочно переименованным Иваном Васильевичем в Бехтеева. Театр оказывается для М. губительным: здесь его долго пытаются «переделать», а потом «вымарывают» из жизни, как вымарывается из пьесы один из его героев. Театральное призвание оказывается невоплощенным. М. нет места нигде. Он катастрофически «неуместен». Даже не зная предположительного финала романа (героя, по замыслу автора, ожидал брак, смерть жены и шумный провал спектакля), нельзя не понять, что М. обречен.
Смерть М. нельзя назвать самоубийством - его «выталкивает» жизнь как таковая. Он приобщается к смерти через наиболее адекватную для себя стихию - водную. В разных мифологиях вода - это символ женственного начала, безусловно доминирующего в природе М., не призванного лидировать, активно формировать собственную судьбу. Тема «водной природы» героя подкрепляется постоянными в романе образами дождя, потоков ручьев, талого черного снега. Неоднократное и вроде бы абсурдное упоминание Днепра в знаменитой сцене «совета старейшин» оказывается неожиданно значимым. М. возвращается в Киев, в Днепр, находя спасение в родной стихии.
Лит.: Мягков Б. Тайны «Тайного друга» и «Театрального романа»
//Мягков Б. Булгаковская Москва. М., 1993. С. 71-92; Смелянский А. Михаил Булгаков в Художественном театре. М., 1980.
Т.Н.Суханова

Литературные герои. — Академик. 2009.

Смотреть что такое "МАКСУДОВ" в других словарях:

  • Максудов — Максудов  татарская и азербайджанская фамилии. Максудов, Садретдин Низаметдинович (Садри Максуди) российский и турецкий государственный и общественно политический деятель. Максудов, Фарамаз Газанфар оглы (Fəraməz Maqsudov; 1930 2000)… …   Википедия

  • Максудов — Отчество от мужского личного имени Максуд (араб. maksud «желанный»); оглушение конечного согласного, обязательное в русском произношении, могло произойти еще в тюркских языках, через которые пришло это имя. (Н). (Источник: «Словарь русских… …   Русские фамилии

  • Максудов, Садретдин Низаметдинович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Максудов. Садретдин Максудов. 1907. Садретдин Низаметдинович Максудов (Садри Максуди, тат.  …   Википедия

  • Максудов, Фарамаз Газанфар оглы — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Максудов. Фарамаз Газанфар оглы Максудов (азерб. Fəraməz Maqsudov; 1930 2000)  азербайджанский математик, доктор физико математических наук, профессор, академик НАН Азербайджана,… …   Википедия

  • Максудов, Садретдин — Садретдин Максудов. 1907. Садретдин Низаметдинович Максудов (Садри Максуди, тат. Sadrıy Maqsudıy, Sadretdin Nizametdin uğli Maqsudov; Садрый Максудый, Садретдин Низаметдин улы Максудов, тур. Sadri Maksudi Arsal) (1878, д. Ташсу Казанского уезда… …   Википедия

  • Максудов С. — Садретдин Максудов. 1907. Садретдин Низаметдинович Максудов (Садри Максуди, тат. Sadrıy Maqsudıy, Sadretdin Nizametdin uğli Maqsudov; Садрый Максудый, Садретдин Низаметдин улы Максудов, тур. Sadri Maksudi Arsal) (1878, д. Ташсу Казанского уезда… …   Википедия

  • Максудов С. Н. — Садретдин Максудов. 1907. Садретдин Низаметдинович Максудов (Садри Максуди, тат. Sadrıy Maqsudıy, Sadretdin Nizametdin uğli Maqsudov; Садрый Максудый, Садретдин Низаметдин улы Максудов, тур. Sadri Maksudi Arsal) (1878, д. Ташсу Казанского уезда… …   Википедия

  • Максудов Садретдин Низаметдинович — Садретдин Максудов. 1907. Садретдин Низаметдинович Максудов (Садри Максуди, тат. Sadrıy Maqsudıy, Sadretdin Nizametdin uğli Maqsudov; Садрый Максудый, Садретдин Низаметдин улы Максудов, тур. Sadri Maksudi Arsal) (1878, д. Ташсу Казанского уезда… …   Википедия

  • Максудов, Фарамаз Газанфар-оглы — (род. 20.03.1930) советский математик и механик. Акад. АН АзССР (1980; чл. кор. 1976). Чл. КПСС с 1961. Род. в Нахичевани (АзССР). Окончил Азерб. ун т (1954). Д р физико матем. наук (1974), проф. (1976). Работает в Ин те математики и механики АН… …   Большая биографическая энциклопедия

  • МАКСУДОВ (Максуди), Ахмедхади Низамутдинович — (1868 1941)   Tатар. языковед, педагог, исламовед популяризатор, полит. и общ. деятель. Один из наиболее известных татар. интеллигентов начала ХХ в. Род. в Студено Ключинской вол. Казанской губ., в семье муллы. Ок. медресе в Казани; 2 года был… …   Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период

Книги

Другие книги по запросу «МАКСУДОВ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»