КАТЕРИНА это:

КАТЕРИНА
КАТЕРИНА - героиня драмы А.Н.Островского «Гроза» (1859). Пьеса Островского имеет все основания именоваться «русской трагедией». Конструктивные элементы жанра трагедии выступают в ней, преображенные спецификой национальной жизни. В качестве «рока» выступают «роковая» страсть героини, ведущая к «погибели», образ «грозы», пронизывающий все действие, прорицания сумасшедшей барыни, в которых воскресает миф «о трагической вине, заложенной в красоте» (П.А.Марков). Обитатели города Калинова, свидетели и комментаторы важнейших событий, как бы образуют хор. Протагонисткой трагедии является К. В ней более всего выражено начало драмы с ее предчувствием беды и неотвратимости возмездия, с ее сознанием трагической вины («греха»).
В литературе о «Грозе» сложились три толкования образа К. Первое, «добролюбовское», рассматривает К. как вольнолюбивую натуру, страдающую под гнетом «темного царства» и ценой жизни бросающую вызов его косности и жестокости. В толковании, предложенном А.А.Григорьевым, «темное царство» рассматривается как категория душевной жизни, подверженной борьбе страстей. Образ К. рассматривается как «органическое» выражение народной души. «Символическая» версия под «темным царством» понимает власть демонических сил, видя в К. вестницу иного, идеального мира, скорбно отрешенную от жизни. При любом истолковании остается несомненной в образе К. ее народность.
Тайна К. открылась в пьесе единственному человеку, Борису, увидевшему ее в церкви и пораженному тем, «какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится». В этом внутреннем свете души К. - ее «неотмирность», ее целостное «средневековое» мироощущение: жизнь пред Богом, в ощущении Его близости. Этим живым переживанием наполнен рассказ о детстве К. («Отчего люди не летают») и страх грозы, налетевшей как раз в тот момент, когда она признавалась Варваре в своих греховных помыслах.
К. отнюдь не экзальтированная, мистически настроенная натура. Она земная страстная женщина, неожиданно для себя охваченная чувством любви. Замужняя женщина, К. полюбила всем своим существом, и всем своим существом она сознает греховность своего чувства. Борьба К. с собой определяет перипетии пьесы. Она ищет спасения в молитве и «не отмолится никак». Она стремится подавить в себе «незаконную» тягу к Борису, хочет «мужа любить» - и не может. Она ищет в муже поддержки - и не находит. В сцене отъезда Тихона она пытается «заклясть» судьбу («Умереть мне без покаяния, если я...»), но Тихон останавливает ее («Что ты! Какой грех-то! Я и слушать не хочу!»). Последующий монолог К. раскрывает ее внутреннюю борьбу с соблазном и победу страсти: «Мне хоть умереть, да увидеть его».
Сцена свидания с Борисом наполнена атмосферой греховной и сладкой любви. Здесь во всей полноте проявляется отважная, решительная натура К., отбросившей все сомнения и смело идущей навстречу самому страшному - небесному наказанию. «Геенна огненная», о которой вещала сумасшедшая барыня, такая же реальность для К., как и гроза - вестник гнева Божия. Понятно, что перед этой абсолютностью «небесного» меркнут все условности «мирского»: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда».
Прилюдное признание в содеянном - во время грозы, перед фреской с изображением страшного суда - доказывает правоту и прямоту слов К. Она призналась, но, как показывают события пьесы, не покаялась в содеянном. К. не может осудить свой грех, не может отречься от своей любви. «Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет Божий не мил»,- говорит она в монологе, полном предсмертной тоски. Благодатное, полное счастье переживание красоты Божьего мира - в начале трагедии и «Свет Божий не мил» - в финале - такова эволюция К. в пьесе. Трагическая коллизия между неодолимыми требованиями жизни, натуры и максимализмом христианского народного миропонимания приводит героиню к потере благодати, к утрате желания жить.
Расставаясь навсегда с Борисом, она просит его не пропустить по дороге ни одного нищего, каждому подать, «чтоб молились за мою грешную душу». Мысль о смерти овладевает К. и перебивается другой - мыслью о неиску-пимости греха самоубийства: «Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться...»
Смерть К. вызвана категорической невозможностью примирить «земное» и «небесное», крушением ее целостного, глубоко народного, религиозного в основе миросозерцания.
Первая исполнительница роли К.- Л.П.Ни-кулина-Косицкая (1859). Среди других исполнительниц - Г.Н.Федотова (1863), М.Н.Ермолова (1873), П.А.Стрепетова (1873), Е.Н.Рощина-Инсарова (1916), А.Г Коонен (1924).
Лит.: Добролюбов Н.А. Луч света в темном царстве
//А.Н.Островский в русской критике. М, 1948; Ревякиы А.И. «Гроза» А.Н.Островского. М.; Л., 1955; Вишневская И.Л. Великая пьеса
//Театр. 1988. №6; Вайль П., Генис А. Мещанская трагедия
//Звезда. 1992. №7.
Н.А.Шалимова

Литературные герои. — Академик. 2009.

Синонимы:

Смотреть что такое "КАТЕРИНА" в других словарях:

  • Катерина — ы, жен. Разг. к (см. Екатерина). Словарь личных имён. Катерина ж Чистая, непорочная (греч.). 7 декабря (24 ноября) – великомученица Екатерина. День Ангела. Справочник по именам и именинам. 2010 …   Словарь личных имен

  • катерина — Катюша, Екатерина Словарь русских синонимов. катерина сущ., кол во синонимов: 2 • екатерина (7) • катю …   Словарь синонимов

  • "Катерина" — КАТЕРИ́НА , балет в 3 актах 7 картинах на муз. А. Адана и А. Г. Рубинштейна, сцен. и балетм. Л. М. Лавровский. 25. 5. 1935, выпускной спектакль Ленингр. хореографич. уч ща, на сцене Т ра им. Кирова (муз. обр. и инструментовка Е. А. Дубовского),… …   Балет. Энциклопедия

  • КАТЕРИНА — Ваша Катерина да нашей Орине двоюродная Прасковья. Народн. Шутл. ирон. О дальнем родственнике, отдалённом родстве. ДП, 389 …   Большой словарь русских поговорок

  • Катерина — Катери/на, ы, жен. разг. к Екатерина …   Словарь личных имён и отчеств

  • катерина — [ I, 273] Дрог. (пор. буковин. катеринка «біганка»), «камерна посудина для фізіологічних потреб» [ОГ] …   Толковый украинский словарь

  • Катерина — іменник жіночого роду, істота …   Орфографічний словник української мови

  • Катерина — – сиенская – см. Екатерина …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Катерина Ягеллонка — Katarzyna Jagiellonka …   Википедия

  • Катерина Сити — (Katerina City) современный бизнес отель в центре Москвы, расположен на Шлюзовой набережной реки Москвы, входит в гостиничную сеть «Катерина» российской управляющей компании «ЮМАКО». Описание «Катерина Сити» состоит из двух соединённых между… …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «КАТЕРИНА» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»