ВАРРАВА это:

ВАРРАВА
ВАРРАВА (англ.- Barabas) - герой трагедии английского драматурга К.Марло «Мальтийский еврей» (1589). Образ В. стоит первым в многочисленном ряду персонажей английской драматургии XVI-XVII вв., объединенных общим названием - «макьявель» - по имени итальянского философа и писателя Никколо Макиавелли (1469-1527), приобретшего европейскую известность благодаря трактату «Государь», в котором обосновывал право политических деятелей нарушать христианские заповеди и законы рыцарской чести в том случае, если это диктуется интересами государственной политики. В Англии сочинения Макиавелли стали известны в конце XVI века в основном по пересказам и памфлетам, в которых его теория интерпретировалась как проповедь всеобщего аморализма в политике и в частной жизни. «Макьявель» стал особым типом литературного героя, изображающим уродливо разросшуюся личность, аморальную, безнравственную и антигуманную во всех своих проявлениях - в сфере духовной, семейной и политической.
В творчестве Марло, которого обвиняли в атеизме, что, по-видимому, и послужило причиной его гибели, образ В. занимает центральное место, как персонаж, объединяющий тип «героя-сверхчеловека» (Фауст и Тамерлан) и тип «макьявеля» (Мортимер Младший и Гиз). Для В. богатство является средством достижения власти. С помощью денег он может осуществлять самые жестокие и чудовищные из своих замыслов - в его душе нет ни любви к людям, ни сострадания к ним. Он исполнен ненавистью и жаждой мести ко всем: к христианам - за то, что они преследуют евреев; к власть имущим - за то, что власть принадлежит им, а не ему; к богатым - за то, что у них остается золото, которым он еще не овладел; к бедным - за то, что им вообще, по его мнению, незачем жить. «Макьявелизм» для В. является не просто средством достижения цели, а самой сутью его личности. Для того чтобы подчеркнуть это, Марло предваряет трагедию прологом, который произносит сам Макиавелли: «Пускай все знают: я Макиавелли.
//Что люди мне и что мне их слова?»
В. заявляет, что его «Флоренция учила лести», еще до событий на Мальте он занимался тем, что облыжно доносил на честных людей, был ростовщиком, доводя своих должников до сумасшествия, до самоубийства. Наибольшее «удовольствие» для него - убивать по ночам нищих и больных, ютящихся под городскими стенами, отравлять воду в колодцах. В. отвергает честность и благородство не потому, что они бесполезны, а потому, что они ненавистны ему по самой своей сути. В трагедии Марло, где нет вообще положительных героев (кроме дочери В.- Абигайль), герой выступает в роли «худшего из худших». Этот образ В. вырисовывается даже вне коллизий самой пьесы, которые служат скорее иллюстрацией неизбежности гибели В., постепенно все более запутывающегося в собственных сетях. Единственная своего рода «положительная» функция В. в трагедии - то, что он своими ядовито-ироническими репликами разоблачает те же, по сути «макьявелиетские», устремления других героев, показывая, что они не многим лучше его самого.
В. представляет собой гротескный образ «абсолютно темного» героя, в чьем облике нет ии единого проблеска. Даже его родительская привязанность к Абигайль (которую он «любит, как Агамемнон Ифигению») кончается тем, что он отравляет ее, а вместе с ней и весь женский монастырь. Видимо, для Марло значимым было само имя героя, которое в евангельских текстах олицетворяло то зло (разбойника Варраву), которое иудеи предпочли добру (Иисусу Христу).
Образ В. во многом послужил основой для знаменитого Шейлока в «Венецианском купце» Шекспира. Многие черты его нашли свое воплощение в образе еврея-ростовщика из «Айвенго» В.Скотта, а также в Соломоне («Скупой рыцарь» А.С.Пушкина).
В современном английском театре образ В. чаще всего трактуется как образ «старшего брата» Шейлока, демонического горбуна «с огромным пририсованным носом». Некоторые постановщики (Е.Porter) показывают В. как истерическую, неполноценную личность, творящую «зло за зло». Трагедия В. в таких постановках перерастает в «черную комедию», а сам В. становится пародией на персонажа «театра ужасов». Следуя характеристике Т.Элиота, можно заключить, что образ В. представляет собой «фарс из старого английского юмора, очень серьезного, даже жестокого, <...> который испустил свой последний вздох еще во времена гениального Диккенса».
Лит.: Парфенов А. Кристофер Марло
//Марло К. Сочинения. М., 1961; Sanders W. The Jew of Malta
//Sanders W. «The dramatist and the received Idea». Cambridge, 1968.
А.Л.Цуканов

Литературные герои. — Академик. 2009.

Смотреть что такое "ВАРРАВА" в других словарях:

  • Варрава —    персонаж Евангелий, один из разбойников, судимый одновременно с Иисусом (Матфей 27:16, Марк 15:7):    ஐ Для вас, инспектор, существуют одни Варравы, и потому, даже если бы вы своими глазами увидели воскрешение покойника и услышали голос,… …   Мир Лема - словарь и путеводитель

  • Варрава — узник во времена Иисуса: Мф 27:16 осужден за мятеж и убийство: Мк 15:7; Ин 18:40 выпущен на свободу вместо Иисуса: Мф 27:17–26; Деян 3:13,14 …   Библия: Тематический словарь

  • Норвежский экспрессионизм —    проявился в творчестве отдельных деятелей литературы и искусства, притом в более смягченных и “осторожных” формах, чем в других скандинавских странах. В наибольшей степени он затронул изобразительное искусство, отчасти драматургию, нередко в… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Григ Нурдаль — Григ (Grieg) Нурдаль (1.11.1902, Берген, ≈ 2.12.1943, под Берлином), норвежский писатель. В первом сборнике стихов Г. «Вокруг мыса Доброй Надежды» (1922), в романе «Корабль идёт дальше» (1924, рус. пер. 1926), в сборнике стихов «Камни в потоке»… …   Большая советская энциклопедия

  • Каринти Фридьеш — Каринти (Karinthy) Фридьеш (24.6.1887, Будапешт, ‒ 29.8.1938, Шиофок), венгерский писатель. Литературную деятельность начал в 1907, сотрудничал в прогрессивном журнале «Нюгат» («Nyugat»). Повесть К. «Извините, господин учитель» (1916, рус. пер.… …   Большая советская энциклопедия

  • Услар Пьетри Артуро — Услар Пьетри (Usiar Pietri) Артуро (р. 16.5.1906, Каракас), венесуэльский писатель, критик, социолог. С 1928 участвовал в студенческом движении и подвергался преследованиям диктаторского режима. В 1939√45 занимал разные министерские посты. В… …   Большая советская энциклопедия

  • Григ — I (Grieg)         Нурдаль (1.11.1902, Берген, 2.12.1943, под Берлином), норвежский писатель. В первом сборнике стихов Г. «Вокруг мыса Доброй Надежды» (1922), в романе «Корабль идёт дальше» (1924, рус. пер. 1926), в сборнике стихов «Камни в… …   Большая советская энциклопедия

  • Каринти — (Karinthy)         Фридьеш (24.6.1887, Будапешт, 29.8.1938, Шиофок), венгерский писатель. Литературную деятельность начал в 1907, сотрудничал в прогрессивном журнале «Нюгат» («Nyugat»). Повесть К. «Извините, господин учитель» (1916, рус. пер.… …   Большая советская энциклопедия

  • Услар Пьетри — (Usiar Pietri)         Артуро (р. 16.5.1906, Каракас), венесуэльский писатель, критик, социолог. С 1928 участвовал в студенческом движении и подвергался преследованиям диктаторского режима. В 1939–45 занимал разные министерские посты. В 1946–51… …   Большая советская энциклопедия

  • Тома Александр Луи Жозеф — (Thomas, 1820 98) бельгийский исторический живописец, ученик Дюссельдорфской и Антверпенской академий худ., жил и трудился в Брюсселе. Из его картин, вообще замечательных оригинальностью замысла, большим драматизмом и силою красок, в особенности… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Доля ангелов, А. Веста. Хозяин роскошной яхты "Мертвая голова" на спор отправился по ночной воде к маяку. Утром яхту обнаружили пустой... Наследником богатства исчезнувшего бизнесмена становится его брат -… Подробнее  Купить за 250 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»