Горький Максим это:

Горький Максим
Ѓ́ОРЬКИЙ Максим (псевд.; наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков) (1868—1936), рус. сов. писатель, основоположник лит-ры социалистич. реализма. Был активным пропагандистом творчества Л., содействовал изданию его соч. в изд-ве «Всемирная литература». В 1919 Г. читал и правил прим. А. А. Блока в кн.: М. Ю. Лермонтов, «Избранные сочинения в одном томе» (изд. З. И. Гржебина, Берлин — П., 1920). Молодому Г. были близки вольнолюбивые мотивы Л., протест против угнетения и насилия, прославление героич. личности, нашедшие отзвук в произв. «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Человек», «Песня о Буревестнике» (сближаемой нек-рыми исследователями с «Парусом» Л.) и др. Традиции романтизма Л. наполнялись в творчестве Г. жизнеутверждающим оптимизмом. В соотношении романтич. и реалистич. начал в рассказе «Челкаш» обнаруживается типологич. родство с «Таманью». Образ поэта-пророка («Иегудил Хламида») генетически соотносится с «пророками» А. С. Пушкина и Л. Биографич. сведения о Л., его стихи упоминаются во мн. произв. Г.; в т.ч. в повестях «Трое» (1900), «В людях» (1916); в последней запечатлена сцена чтения в иконописной мастерской поэмы «Демон», к-рая «мучительно и сладко» волновала Алешу Пешкова и потрясла воображение его слушателей — рабочих. Лермонт. стихи воспроизводятся в повести «Городок Окуров» (1909), в рассказах «Легкий человек», «Анекдот», «Герой» и др. В «Жизни Клима Самгина» Кутузов поет романс на слова Л.: «Ночевала тучка золотая». Самгин перечитывает стихи Л., приходя к характерному для его мышления упрощенному выводу, что Л. — «мрачный поэт». Восторженное отношение к стихам Л. прошло у Г. через всю жизнь. В лит.-критич. статьях и письмах к начинающим поэтам Г. всегда называл Л. вслед за Пушкиным, советуя учиться у них поэтич. культуре, богатству рус. языка, высоким принципам гражданственности и социальной ответственности писателя перед народом. В курсе лекций по «Истории русской литературы» (1909), читанных в партийной школе на Капри, Г. дал общую оценку творчества Л., охарактеризовал духовный облик поэта, высказал интересные наблюдения об отд. стихах (напр., Г. впервые комментирует стих. «О, полно извинять разврат» как ответ на стих. Пушкина «Друзьям»). Творчество Л. он рассматривал в тесной связи с лит.-обществ. движением 30—40-х гг. По его мнению, автор «Песни про... купца Калашникова», «живи он дольше... — мог бы, со временем, развиться в первоклассного народного поэта» («История рус. лит-ры», 1939, с. 165). Следуя традиции В. Г. Белинского, Г. называл Л. «достойным преемником Пушкина», отмечал, что в стихах Л. «начинают громко звучать ноты, почти незаметные у Пушкина, — это жадное желание дела, активного вмешательства в жизнь. Жажда дела, тоска сильного человека, который не находит почвы для приложения своих сил, была вообще свойственна людям тех годов... У Лермонтова эта тоска принимает особенно резкие контуры» (там же, с. 160). В подтверждение своей мысли Г. приводит стих. Л. «Монолог», «Молитва», «Желание», «Предсказание», «Смерть поэта». Г. обращал внимание на особый характер лермонт. пессимизма: «Пессимизм в Лермонтове — действенное чувство, в этом пессимизме ясно звучит презрение к современности и отрицание ее, жажда борьбы и тоска, и отчаяние от сознания одиночества, от сознания бессилия. Его пессимизм весь направлен на светское общество» (там же, с. 165). В процессе этих размышлений возникает оценка «Героя нашего времени». Обобщающее значение романа было для Г. так велико, что он включил его — единств. из рус. романов — в задуманную им в 1930 серию «История молодого человека», объединив «молодых людей» 19 в. в одну социально-психол. группу. Г. резко возражал против попыток истолковать лермонт. пафос борьбы и стремления к свободе как «демонизм» и «ницшеанство» (Вл. Соловьев, С. Андреевский и др.). Не соглашался Г. и с «бытовыми» трактовками Л. (см. письма к С. Н. Сергееву-Ценскому от 28 марта и 17 апр. 1927). Горьковская концепция творчества Л., продолжая традиции рус. революц.-демократич. критики, дает историч. осмысление сложной природы одного из центр. явлений рус. поэтич. культуры 19 в. Соч. Собр. соч., т. 1—30, М., 1949—55; История рус. лит-ры, М., 1939.
Лит.: Бродский Н. Л., Горький о Л., в кн.: Горьковские чтения 1947—1948, М. — Л., 1949; то же, в его кн.: Избр. труды, М., 1964; Касторский С., Статьи о Горьком, Л., 1955; Найдич Э. Э. (3); Масик В., Общей лирики лента. (О лермонт. традициях в сов. поэзии), «Нева», 1964, № 10; Михайловский Б. В., Творчество М. Горького и мировая литература. 1892—1916, М., 1965 (по указат. имен).

Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981

Смотреть что такое "Горький Максим" в других словарях:

  • Горький, Максим — псевдоним знаменитого писателя Алексея Максимовича Пешкова (см.). {Брокгауз}  Горький, Максим (наст. фам. Пешков, Алексей Максим.), известный беллетрист, р. 14 марта 1869 в Нижн. Новгороде, с. обойщика, подмастерье малярного цеха. {Венгеров} … …   Большая биографическая энциклопедия

  • Горький Максим — Горький, Максим литературное имя известного писателя Алексея Максимовича Пешкова. Родился в Нижнем Новгороде 14 марта 1868 г. По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.… …   Биографический словарь

  • Горький Максим — (псевдоним; настоящее имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) [16(28).3.1868, Нижний Новгород, ныне г. Горький, 18.6.1936, Горки, под Москвой], русский советский писатель, основоположник литературы социалистического реализма, родоначальник… …   Большая советская энциклопедия

  • Горький Максим — (наст. имя Пешков Алексей Максимович) (1868 1936) Русский писатель. Афоризмы, цитаты Горький Максим биография • На дне , 1902 *) • В карете прошлого никуда не уедешь. (Сатин) • Чело век! Это великолепно! Это звучит... гордо! Че ло век! Надо… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ГОРЬКИЙ Максим — (наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков) (1868 1936) русский писатель, публицист. Большой резонанс имел сборник Очерки и рассказы (т. 1 3, 1898 99), где носителями новой, свободной морали были изображены (не без влияния ницшеанства) т. н.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Горький Максим —       (настоящие имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) (1868 1936), писатель, общественный деятель. Впервые приехал в Петербург в 1899. Был восторженно встречен петербургской литературной публикой. В 1900 вступил в книгоиздательское… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Горький Максим — настоящие имя и фамилия Алексей Максимович Пешков (1868 1936), русский писатель, публицист. Большой резонанс имел сборник «Очерки и рассказы» (т. 1 3, 1898 99), где носителями новой, «свободной» морали были изображены (не без влияния ницшеанства) …   Энциклопедический словарь

  • ГОРЬКИЙ Максим — (наст. имя Алексей Максимович Пешков) МАКСИМ ГОРЬКИЙ (1868 1936), русский писатель. Родился 28 марта 1868 в Нижнем Новгороде. В девятилетнем возрасте осиротел, и решающее влияние оказала на него бабушка, мастерица рассказывать сказки. Неудачная… …   Энциклопедия Кольера

  • Горький Максим — Памятник М. Горькому. Памятник М. Горькому. Санкт Петербург. Горький Максим (настоящие имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) (1868—1936), писатель, общественный деятель. Впервые приехал в Петербург в 1899. Был восторженно встречен… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • ГОРЬКИЙ Максим — (наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков) (1868—1936), русский советский писатель, родоначальник советской литературы, общественный деятель. Участник революц. движения в России. Первый пред. правления СП СССР. Ром. «Фома Гордеев» (1899),… …   Литературный энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Горький Максим» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»