Автобиографические заметки

Автобиографические заметки
АВТОБИОГРАФ́́ИЧЕСКИЕ ЗАМ́́ЕТКИ, разрозненные дневниковые записи автобиогр. характера из черновых тетрадей Л. Культурно-историч. ценность заметок — в их уникальности: Л. не оставил ни дневников (есть предположение, что существовал юношеский дневник поэта), ни воспоминаний, и А. з. наряду с письмами (см. Письма) исчерпывают корпус автобиогр. материалов, написанных рукой Л. Долгое время все обнаруженные заметки Л., как автобиографические, так и творческие, публиковались вместе под заглавием: "Заметки, планы, сюжеты". (См. Планы. Наброски. Сюжеты.) При подготовке в 1957 академич. изд. Л. в 6 тт. (ЛАБ) автобиогр. записи были отделены от творческих: первые были опубликованы под заглавием «Автобиографические заметки», вторые — под заглавием «Планы. Наброски. Сюжеты» (VI, 374—85). Такой принцип публикации не стал, однако, каноническим: уже в 4-томном Собр. соч. Л. (М., 1965) все заметки вновь собраны вместе (IV, 331—46). Записи <1>—<9> относятся к 1830, когда Л. было 15 лет, причем 6 из них — воспоминания о детстве и отрочестве. strong>11830. Замечание — дневниковая запись Л. в связи с чтением книги Т. Мура «Письма и дневники лорда Байрона с заметками о его жизни» («Letters and Journals of Lord Byron with Notices of his Life», By T. Moore, v. 1, London, 1830). Как видно из этой и трех последующих записей (<3>, <6>, <9>), мысль о «сходстве» каких-то моментов собств. жизни с эпизодами из биографии Дж. Байрона весьма занимала Л. в то время. Автограф — ИРЛИ, тетр. V. Впервые — «ОЗ», 1859, т. 125, № 7, отд. 1, с. 5.
Лит.: Глассе А., с. 91—96.
strong>2«Музыка моего сердца» — дневниковая запись Л., первое по времени свидетельство о его муз. интересах. О том, что Л. «хорошо играл на скрипке и на фортепиано», писал П. Висковатый (т. 6, с. 40). Об игре Л. на скрипке упоминается также в газетном отчете об испытаниях в Пансионе (см. "Моск. ведомости», 1830, 15 янв., № 5, с. 212). Автограф — ИРЛИ, тетр. V. Впервые — Соч. под ред. Ефремова, т. 2, с. 497. strong>3Записка 1830 года, 8 июля. Ночь — лирич. воспоминание Л. о своем первом детском увлечении во время пребывания на Кавказе. Написана после того, как Л. прочитал у Мура о подобном же увлечении 8-летнего Байрона («Letters...», p. 15). По эмоц. взволнованности, поэтич. фразеологии, стилю и синтаксису «Записка» приближается к лирич. стих. в прозе. Тема первой детской любви и «священных» Кавказских гор положена Л. в основу стих. «Кавказ», написанного, по-видимому, на неск. недель раньше. Автограф — ИРЛИ, тетр. VI. Впервые — «ОЗ», 1859, т. 125, № 7, отд. 1, с. 16—17. strong>4(1830) («Когда я был трех лет») — воспоминание Л. о мелодии, к-рую «певала» ему «покойная мать». Этот мотив нашел также выражение в стих. «Кавказ». В известном смысле заметки <3> и <4> представляют собой автокомментарий к этому стих. Автограф — ИРЛИ, тетр. VI. Впервые — Соч. под ред. Ефремова, т. 2, с. 498. strong>51830 («Я помню один сон») — воспоминание Л. о детских впечатлениях, поражающее своеобразным сочетанием динамич. и живописно-поэтич. в́́идения природы. Запомнившееся поэту сравнение включено в трагедию «Испанцы» (ЛАБ, V, 607). Автограф — ИРЛИ, тетр. VI. Впервые (вторая часть заметки) — «ОЗ», 1859, т. 127, № 11, отд. 1, с. 248; полностью — Соч. под ред. Ефремова, т. 2, с. 498. strong>61830 (мне 15 лет) — воспоминание Л. о втором своем увлечении, навеянное следующим местом из «Писем и дневников Байрона»: «Это было взрывом страсти к моей двоюродной сестре... Мне было около двенадцати, она немного старше... Но я был глуп тогда...» («Letters...», p. 35—36). Ср. аналогичную ситуацию, описанную Л. в этой заметке, <6>, включая ремарку «Как я был глуп!..». Автограф — ИРЛИ, тетр. VI. Впервые — Соч. под ред. Ефремова, т. 2, с. 498. strong>7(1830) («Наша литература так бедна») — заметка Л. скорее творческого, чем автобиогр. характера. Высказывания о бедности рус. лит-ры и даже о том, «что у нас еще нет литературы», не редкость в рус. критике 20 — нач. 30-х гг. (см. И.В.Киреевский. Обозрение русской словесности за 1829 год, «Денница», альманах на 1830 г., с. XXIX). Такого рода высказывания, встречающиеся у А. А. Бестужева-Марлинского, Д. В. Веневитинова, Н.И.Надеждина, Н.А.Полевого, были направлены на то, чтобы стимулировать развитие отечеств. лит-ры — свободной как от подражательности, так и от влияния официозности, лит-ры, к-рая стала бы «полным отражением умственной жизни народа» (там же, с. XXXVI). Запись Л., к-рому были известны подобные высказывания, носит более узкий характер; в ней содержится характерное для романтич. поэтики противопоставление «французской словесности», т.е. словесности классической, книжной, профессиональной, народному (устному) творчеству. Последнее понимается как наиболее адекватное выражение «народного духа». Отсюда утверждение культурной и эстетич. ценности русских нар. песен (что сыграло заметную роль в становлении лермонт. поэтики) и сожаление о том, что у него «была мамушкой немка, а не русская — я не слыхал сказок народных»; «в них, — добавляет 15-летний поэт, — верно, больше поэзии, чем во всей французской словесности». Это добавление — парафраза примечания Пушкина к 1-й главе «Евгения Онегина», где говорится о балетах Дидло: «Один из наших романтических писателей находил в них гораздо более поэзии, нежели во всей французской литературе». Здесь же впервые зафиксирован интерес Л. к нар. сказке (русской, а впоследствии кавк. народов). Автограф — ИРЛИ, тетр. VI. Впервые — «ОЗ», 1859, т. 127, № 11, отд. 1, с. 248.
Лит.: Вацуро (5), с. 212—13.
strong>8Мое завещание — пояснит. заметка Л. к стих. «Дереву» (автографы на смежных страницах). По фразеологии, стилю и ритмико-интонац. структуре приближается к стих. в прозе (ср. А. з. <3>). Само «завещание»: «положите камень; — и — пускай на нем ничего не будет написано...» и т.д. — вольный прозаич. перевод заключит. строфы стих. Байрона «A Fragment» (1803), к-рое Л. прочитал в той же книге Т. Мура (р. 52). Автограф — ИРЛИ, тетр. VI. Впервые — «ОЗ», 1859, т. 127, № 11, отд. 1, с. 249. strong>91830 («Еще сходство в жизни моей») — дневниковая запись Л., продолжающая размышления поэта о сходстве отд. эпизодов его жизни с биографией Байрона. Сопоставление данной А. з. вызвано рассказом Мура о предсказании, к-рое сделала гадалка матери Байрона (р. 37—38; см. также комментарий ЛАБ, т. IV, с. 673—74). Знаменательно, что Л. как будто предвидел и во всяком случае страстно желал судьбы великого поэта — даже ценой личного несчастья: «Дай бог, чтоб и надо мной сбылось; хотя б я был так же несчастлив, как Байрон». Автограф — ИРЛИ, тетр. VII. Впервые — «ОЗ», 1859, т. 127, № 11, отд. 1, с. 246. Все рассмотренные выше А. з. (исключая <2> и <8>, датируемые по положению в указанной тетради) датируются 1830 по заголовку. strong>10«Я читаю Новую Элоизу» — дневниковая запись, краткий отзыв о романе Ж.Ж.Руссо «Новая Элоиза». Редкий случай прямой оценки Л. произв. другого автора. Как видно из записи, Л. оттолкнула в Руссо типичная для франц. сентимент. романа рационалистич. поэтика с ее схематизмом характеров и ситуаций. «Новой Элоизе» Л. противопоставляет «Вертера» И.В.Гёте, т.е., по существу, немецкий сентимент. роман, становление к-рого происходило на основе гораздо более близкой Л. преромантич. поэтики. Вместе с тем Л. отмечает стилистич. и фразеологич. мастерство Руссо, его «удивительное» красноречие. Автограф — ИРЛИ, тетр. X. Впервые — «ОЗ», 1859, т. 127, № 11, отд. 1, с. 248. Датируется 1831 по положению в тетради. strong>112-го декабря: св. Варвары — дневниковая запись Л., к-рую принято связывать с его чувством к В.А. Лопухиной. В записи неточность: Варварин день отмечался не 2 декабря, а 4 декабря. Автограф — ИРЛИ, тетр. XI. Впервые — Соч. под ред. Ефремова, т. 2, с. 50. Датируется 1831 по положению в тетради и декабрем по заголовку. А. з. strong>12131415Автографы — ГПБ. Впервые — Михайлова А. Н. (1), С. 37—38, 68—69. Датируются: <12>, <13> — 1840, <14>, <15> — 1841.

Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Автобиографические заметки" в других словарях:

  • Корбетт, Джим — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Корбетт. Эдуард Джеймс «Джим» Корбетт Edward James «Jim» Corbett …   Википедия

  • Иринарх (Парфенов) — Архиепископ Иринарх Архиепископ Иринарх (Парфенов) Архиепископ Московский и всея …   Википедия

  • Студинский, Кирилл Иосифович — …   Википедия

  • Планы. Наброски. Сюжеты — ПЛАНЫ. НАБРОСКИ. СЮЖЕТЫ, разрозненные творч. заметки из разных тетрадей Л. Записи неоднородны по своему составу и значению: одни из них творч. замыслы, зафиксированные в одном двух предложениях как заметки «для себя», «для памяти» на будущее:… …   Лермонтовская энциклопедия

  • БУЛГАКОВ —         Сергей Николаевич (16. 6. 1871, Лив ны, 13.7.1944, Париж), рус. релит, философ и богослов, экономист. Род. в семье священника. Окончил юридич. факультет Моск. университета (1894). Проф. политэкономии в Киеве (1901 06) н Москве (1906 18).… …   Философская энциклопедия

  • Русофоб — Коллективная фотография военнослужащих Вермахта. На школьной доске написано мелом: «Русский должен умереть, чтобы мы жили» (нем. Der Russe muβ sterben, damit wir leben). Брянская область, 2 октября 1941 года. Часть серии статей о дискриминации …   Википедия

  • Русофобия в Финляндии — Коллективная фотография военнослужащих Вермахта. На школьной доске написано мелом: «Русский должен умереть, чтобы мы жили» (нем. Der Russe muβ sterben, damit wir leben). Брянская область, 2 октября 1941 года. Часть серии статей о дискриминации …   Википедия

  • Руссофобия — Коллективная фотография военнослужащих Вермахта. На школьной доске написано мелом: «Русский должен умереть, чтобы мы жили» (нем. Der Russe muβ sterben, damit wir leben). Брянская область, 2 октября 1941 года. Часть серии статей о дискриминации …   Википедия

  • Надсон, Семен Яковлевич — поэт. Родился 14 декабря 1862 г. и со стороны отца был еврейского происхождения; отец его, как говорят, не был лишен дарований и, между прочим, обладал музыкальными способностями; он умер в молодых годах от психического расстройства, оставив двух …   Большая биографическая энциклопедия

  • Мясковский Н. Я. —         Николай Яковлевич (8 (20) IV 1881, Новогеоргиевск, ныне Модлин, Польша 8 VIII 1950, Москва) советский композитор, педагог, муз. критик, муз. обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1946). Доктор искусствоведения (1940). Один из крупнейших сов.… …   Музыкальная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»