Хабар аль-Ахад

Хабар аль-Ахад
сообщение, переданное одним человеком. Такие сообщения не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к сообщениям мутаватир (См. Хабар аль-Мутаватир). Сообщения о жизни, речах и поступках пророка Мухаммада переданное малым количеством путей называется хадис аль-ахадом. Хадисы ахад разделяются на три категории: машхур (известные), азиз (редкие) и гариб (одинокие), - которые переданы со слов соответственно трех, двух и одного передатчика. Что касается доказательности хабарами-ахад тех или иных положений исламского вероучения, то тут существовали различные мнения. Некоторые улемы допускали это при условии, что все передатчики этих хадисов должны быть надежными и их цепочка должна быть непрерывной (См. Хадис). Этого мнения придерживались Ахмад ибн Ханбаль, Ибн Теймия, Ибн аль-Каййим, Ашари. Однако большинство улемов относилось к этой проблеме более осторожно, считая, что, несмотря на надежность передатчиков и их неразрывную цепочку, нет никакой гарантии того, что они не могли ошибаться. Поэтому они предполагали их достоверность, но не были до конца в этом убеждены. Они говорили, что на основании данных хадисов-ахад нельзя строить вероучительные основы религии, так как идейный фундамент веры не может быть построен на предположениях. Те улемы, которые придерживались этой позиции, обосновывали ее кораническими аятами: «И не следуй за тем, о чем у тебя нет знания...» (17: 36); «...а ведь предположение нисколько не избывит от истины» (53: 28). Также ими приводились доводы относительно того, что некоторые сподвижники отказывались следовать сообщениям, исходящим лишь от одного человека. Но, в то же время, абсолютно все мусульманские ученые считали и считают, что хадисы-ахад в принципе можно использовать в различных вопросах правового характера. Но, даже при этом, отношение к хадисам-ахад у многих знаменитых ученых было неоднозначным. Например, Малик ибн Анас считал, что хадисы-ахад не должны противоречить традициям населения города Медины (См. Маликитский мазхаб). То есть «иджму мединцев» он предпочитал единичным сообщениям. Не менее знаменитый Абу Ханифа также относился к выдаче правовых предписаний на основе хадиса-ахад настороженно. В частности, он настаивал на том, что хадисы-ахад не должны противоречить аятам Корана, хадисам-мутаватир и общепризнанным фактам. Часто он даже предпочитал им метод аналогий (См. Кыяс). Но, несмотря на различные мнения по проблеме хадисов-ахад, в ортодоксальном Исламе считается, что если они отвечают всем требованиям достоверности, которые ввели знаменитые мусульманские мухаддисы, то их можно использовать не только в правовых проблемах. Например, они могут служить комментариями для различных аятов Корана и хадисов-мутаватир по вероучительным вопросам.
(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)
Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Хабар аль-Ахад" в других словарях:

  • Хадис аль-Кудси — Богооткровенные хадисы, которые отличаются от остальных сообщений тем, что они исходили непосредственно от Аллаха. То есть, смыслы этих хадисов исходили от Аллаха, но воспроизводил их пророк Мухаммад своими словами, благодаря полученному… …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • Хадис — сообщения о различных эпизодах жизни пророка Мухаммада; его высказывания, переданные устным или письменным путем. В этом смысле слово «хадис» приближено по своему значению к слову «сунна». В Коране слово «хадис» упоминается в аятах 18: 6 и 20: 9… …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • Насх и Мансух — отмена положений одних аятов Корана или хадисов, в пользу положений других аятов или хадисов. В словарном значении, слово насх означает упразднение , удаление , устранение , изменение , изменение , преобразование , перенесение . Отмененное… …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • Иснаашариты — последователи двенадцати имамов, наиболее распространенные последователи имамитского шиизма (см. Имамиты). Согласно их вере, после смерти пророка Мухаммада ниспослание откровений от Аллаха прекратилось. Однако после этого возникла необходимость… …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • Ильм — знание, наука. Источником знания является Аллах. Стремление к ильму поощряется в Исламе и является богоугодным делом. Уже в первом ниспосланном пророку Мухаммаду аяте Корана говорится о необходимости приобретения знаний: Читай во имя Господа… …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • Ра'й — взгляд, мнение, суждение. В исламском праве (фикх) религиозные предписания по тем проблемам, которые не содержатся в буквальном выражении в исламских первоисточниках и выданы на основе мнения муджтахида на основании общего контекста тех или иных… …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • Ваджиб — правовой термин, который обозначает необходимость обязательного исполнения того или иного религиозного предписания. В ханафитском мазхабе это деяние, выполнение которого является обязательным. В то же время, эта обязательность не так явно… …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • Сунна — способ, путь, привычный путь, следование. Сунной называют слова, дела, невысказанные одобрения, нравственные качества пророка Мухаммада, которые известны из различных сообщений очевидцев (См. Хадис). Во множественном числе «сунан». Сунна бывает… …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • Шазз — единственный в своем роде. В науке о хадисах так называются предания, переданные авторитетными передатчиками, которые противоречат хадисам еще более приемлемых и авторитетных передатчиков. Шаззы бывают как в иснадах, так и в матне (См. Хадис): а) …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • Исламские термины — Ислам Столпы Ислама …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»