Сабии

Сабии
представители религиозной общины, которая упоминается в нескольких коранических аятах: «Воистину, в День воскресения Аллах рассудит уверовавших с иудеями, сабиями, христианами, огнепоклонниками и многобожниками» (22: 17). На арабском языке это слово употребляется в значении людей, которые покинули свою религию и приняли другую. Именно так называли мекканские язычники пророка Мухаммада и его первых последователей, так как они покинул веру их отцов. Однако, в то же время, есть данные о том, что на самом деле слово «сабии» имеет арамейское происхождение (означает «крестить»), и применялось по отношению к конкретной религиозной группе. Поэтому, скорее всего, это слово либо перешло в арабский с сирийского, либо же так был назван пророк по причине того, что он, так же как и сабии, которых они встречали в Сирии, говорил о единстве Божьем. Относительно того, какую веру исповедовали сабии, мнения толкователей разошлись. Часть из них считала, что они являлись представителями синкретического верования, которое сочетало в себе элементы веры иудеев, христиан, а также зороастрийцев и других язычников. Другие считали, что сабейство не было полноценной религией, несмотря на то, что они признавали единство Бога и пели Забур (псалмы Давида). Третьи считали, что сабии поклонялись ангелам, пели Забур и совершали богослужения. Согласно мнению четвертых, сабии уверовали в миссию всех пророков Божьих, держали длительные посты и совершали молитвы, обратившись лицом в сторону Йемена. Пятые считали, что они поклонялись звездам. В целом же, можно сказать, что сабии представляли собой отдельную религиозную группу, истоки которой восходили к древности. Это верование было распространено в Египте и Ближнем Востоке, а также, возможно, и в Иране и Индии. Может быть, что древняя религия и культура Греции и Рима испытала сильное воздействие сабейства. Позднее в верования сабиев проникли элементы различных философий, мистицизма и гностицизма. По этой причине, их верования стали носить эзотерический характер. К началу исламской эры, в Ираке и Сирии проживали различные группы, которых считали носителями сабейских верований. Одними из них были мандеи – представители гностической секты, которую считают последователями Йахйи (Иоанна Крестителя). Эта секта сохранилась до настоящего времени. В их верования в значительной степени проникли элементы Иудейства и Христианства. По этой причине они считаются «людьми писания». Скорее всего, именно о них упоминается в Коране, наряду с иудеями и христианами. Были также, так называемые харранские сабии. Они сохранили элементы древнейших месопотамских верований и наук. Благодаря харранским сабиям, мусульмане познакомились с культурным наследием древних вавилонян, сумели изучить древние науки. Сами харранские сабии утверждали, что их верования восходят к пророкам Шиту и Идрису. Однако позднее, они фактически стали язычниками. Еще позднее в их веру проникли элементы гностицизма. По этой причине их учение тоже носило эзотерический характер. Они считали, что к «абсолютной истине» в их учении могли приобщиться только отдельные избранные люди, которые наделялись жреческими полномочиями. Остальные же члены общины, должны были следовать за жрецами, которое фактически превратилось в посредников между Богом и людьми. Статус жречества был так высок, что им даже поклонялись и устанавливали памятники. Кроме этого, харранские сабии поклонялись и другим объектам. В исламский период сабиев в Ираке было много. Из их среды вышел такой известный философ, как Сабит ибн Кура, который в Харране имел конфликт со своими единоверцами, а затем приехал в Багдад и основал там свою секту. Позднее многие из его приверженцев приняли Ислам. Среди принявших Ислам был также известный историк Хилал ас-Саби. После V/XI века в Харране и Багдаде сабиев уже не осталось. В настоящее время сабиями называют только общину мандеев в Южном Ираке. По причине того, что среди сабиев были как учения близкие к иудео-христианству, так и откровенно языческие, мусульманские улемы разделились во мнениях относительно их правового статуса. Одни считали их язычниками, а другие - «людьми писания» (См. Ахль аль-Китаб). Например, в ханафитском мазхабе Абу Ханифа считал сабиев «людьми писания», а имамейн (Абу Йусуф и Мухаммад ибн Хасан) язычниками. В то же время, все мусульманские правоведы были едиными во мнении, о том, что сабиев, которые поклоняются статуям или звездам, считать «людьми писания» нельзя.
(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)
Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Сабии" в других словарях:

  • Сабии — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Сабии (араб. صابئة‎‎)  под именем сабиев были известны у европейских и мусульманских писателей самые… …   Википедия

  • Сабии — Под именем С. были известны у европейских и мусульманских писателей самые разнообразные народности, относившиеся к различным историческим эпохам, но вследствие созвучия названия постоянно смешивавшиеся. Проф. Хвольсон в своем сочинении Die Sabier …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Мандеизм (Назореи, Последователи Св.Иоанна, Сабии, Христиане Св.Иоанна) — Гностическая синкретическая религия, оформившаяся ориентировочно во II III веке н.э. (существует точка зрения, что мандеизм возник до появления христианства). Представляет из себя самостоятельное развитие гностицизма на семитско вавилонской почве …   Религиозные термины

  • Харран — известный г. Месопотамии, в 9 часах пути от Едессы, на р. Гуллабе, на месте пересечения дороги из Дамаска с путем из Ниневии в Кархемиш и Арпад. Может быть, его имя стоит в связи с таким положением (вавил. harranu дорога), но, во всяком случае,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Мандеи — сохранившийся доныне остаток религиозно гностической секты сабиев, или крестильников, известных также под названием субба и христиан св. Иоанна . Живут в Месопотамии, на нижнем Евфрате и Каруне, числом около 20000 душ; имеют своих духовных лиц,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • МАНДЕЙЦЫ — гностическая секта, сохранившаяся в южном Ираке. Мандеизм представляет собой смешение еврейских, христианских и языческих учений и обрядов. Название секты образовано от арамейского mandayya ( обладающий знанием ) от корня yada ( знать ). В Коране …   Энциклопедия Кольера

  • Математика исламского средневековья — Данная статья  часть обзора История математики. Арабский халифат (750 г.) Математика Востока, в отличие от древнегреческой математики, в …   Википедия

  • Ахль аль-Китаб — «люди писания». Последователи Иудаизма и Христианства, а также сабии, которые считают имеющиеся у них книги Тауру, Забур и Инджил Божественными Писаниями. Некоторые считают «людьми писания» и зороастрийцев. Этим термином всех их отделяют от… …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • Восточный аристотелизм — Восточный аристотелизм, восточный перипатетизм (араб. فلسفة‎‎)  средневековая мусульманская философия IX XII веков, опирающаяся на авторитет Аристотеля. Явилась опосредующим звеном между перипатетиками и аверроизмом. Представителями этого… …   Википедия

  • Сура 2. Корова — 1. (1). Алм. (2). Эта книга нет сомнения в том руководство для богобоязненных, 2. (3). тех, которые веруют в тайное и выстаивают молитву и из того, чем Мы их наделили, расходуют, 3. (4). и тех, которые веруют в то, что ниспослано тебе и что… …   Коран в переводе И. Ю. Крачковского


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»