Медина это:

Медина
город, расположенный в исторической области Хиджаз, на северо-западе Аравийского полуострова. Древнее название этого города - Йасриб. Это название упомянуто в Коране (33: 13) один раз. Мединой (в переводе с арабского – «город») называл этот город пророк Мухаммад. Это название и закрепилось за городом после начала мусульманской эры. Медина упомянута в Коране несколько раз в аятах 9: 101, 9: 120, 33: 60, 63: 8. Местность, на которой расположен город была населена с древнейших времен. Здесь поселились кочевые племена джурхумитов и амаликитов, которые перешли к оседлому образу жизни. Это привело к образованию здесь небольшого города. Позднее в эти места пришли иудеи. Они поселились в городе с разрешения местного населения и жили здесь вплоть до начала исламской эры. Возможно, что эти иудеи бежали в Аравию после нашествия царя Вавилона Бухтуннассара (Навуходоносора) на Палестину и поселились в Йасрибе, Вади аль-Курре, Тайме, Хайбаре и других регионах Аравии. Согласно другим данным, пришествие в Аравию иудеев относится к более позднему времени, ко времени нашествия на Палестину римских легионов, спасаясь от которых, одна их часть прибыла в Медину и другие города. Тут они испытали сильное воздействие арабской среды и переняли их язык, бытовые особенности, однако сохранили иудейскую религию. В связи с этим некоторые западные востоковеды считали этих иудеев этническими арабами, принявшими иудаизм, что является только предположением. Спустя некоторое время, иудеи усилились и изгнали из города джурхумитов и амаликитов. Первоначально в роли лидеров иудеев выступало племя Кайнука, а затем усилились позиции двух других иудейских племен - Надир и Курайза, которые захватили власть в городе. За время своего владычества, они построили тут хорошо укрепленные крепости и укрепления. Новая страница в истории Йасриба началась с приходом в этот город двух йеменских племен Хазрадж и Аус, которым иудеи позволили поселиться на окраинах города. Затем эти племена усилились, и власть в городе перешла в их руки. Однако и иудеи продолжали там жить. Затем, вплоть до хиджры (переселения) пророка Мухаммада и мекканских мусульман в Медину, племена Хазрадж и Аус враждовали друг с другом. Эта вражда часто приводила их к кровавым столкновениям. Иудеям это положение было выгодно, и они старались усугубить противоречия между этими племенами, часто заключая союз то с одним из них, то с другим. Вражда хазраджитов и ауситов сильно ослабила оба племени. Критическое положение сложилось после кровавой битвы между ними при Буасе, в результате чего в городе возросло экономическое и политическое влияние иудеев. Глубокий кризис, который поразил ауситов и хазраджитов привел к тому, что они стали искать какую-то внешнюю силу, которая помогла бы им выйти из тяжелейшего положения. Для этого они отправили в Мекку своих представителей для переговоров с курайшитами. В это время в Мекке уже несколько лет читал свои Боговдохновенные проповеди посланник Аллаха Мухаммад, который и стал тем человеком, к которому обратились мединцы. Благодаря пророку и его первым сподвижникам, которых он послал в Медину, Ислам стал стремительно распространяться в городе. Сами ауситы и хазраджиты дали пророку Мухаммаду клятву верности (См. Акаба), после чего началась хиджра (переселение) мусульман в Медину. Принятие Ислама и приглашение в город Мухаммада действительно привело к позитивным переменам среди арабского населения Медины. В городе установилась законность, были закреплены братские отношения между представителями различных племен. Ауситы и хазраджиты отныне стали именоваться общим название «ансары» (помощники), а мусульманские переселенцы из Мекки «мухаджирами» (переселенцами). Эти две социальные группы нового мединского общества составили основу первой в истории мусульманской государственности, которая была образована в Медине во главе с пророком Мухаммадом. Что же касается иудеев, то они не признали Мухаммада в качестве Божьего посланника. Поэтому с ними был заключен взаимовыгодный мирный договор, в соответствии с которым они являлись равноправными гражданами города и сохраняли за собой свое положение. Однако, несмотря на это, иудеи не желали усиления арабских племен и начали враждовать с мусульманами. Они пытались осуществить покушение на пророка Мухаммада, заключали союзы с язычниками против мусульман. Все эти действия привели к конфронтации этих иудейских племен города с мусульманами. В ходе многолетнего противостояния иудеи потерпели поражение, и ушли из города. Сразу после хиджры, пророк Мухаммад распорядился построить в Медине мечеть (Масджид ан-Набави), которая стала не только местом для совершения мусульманами пятикратной молитвы, но и центром политической жизни государства. Отсюда совершалось его управление, решались социальные и военные проблемы. Кроме того, в этой мечети велось обучение основам религии, здесь останавливались путники. По своему значению, мединская мечеть является третьей, после Каабы и Аль-Аксы, святыней Ислама. Война между мусульманами и язычниками Мекки, проходившая вначале с переменным успехом, окончилась полным поражением мекканцев. За все это время Ислам распространился по всему Аравийскому полуострову, и Медина не только сумела преодолеть междоусобные раздоры, но и стала столицей сильного мусульманского государства, возглавляемого пророком Мухаммадом. Все это произошло всего за 11 лет. При Праведных халифах Абу Бакре, Омаре, Османе (11/632-35/656) Медина стала столицей Халифата, власть которого распространилась на больших территориях Азии и Африки. При халифе Али (35/656-40/661) столица Халифата была перенесена в Куфу. А после этого, при Омейядах, столицей стал Дамаск. С переносом столицы Халифата в другие города, политическое значение Медины было утрачено. Однако город стал крупным культурным и религиозным центром мусульманского мира. Здесь население сохранило все традиции, которые остались им в наследство от пророка Мухаммада и его сподвижников. Поэтому все мусульманские мыслители и ученые приезжали в Медину со всех концов Халифата, учиться здесь исламской науке и традициям. Здесь существовала крупная школа исламского права (фикха), самым известным представителем которой был Малик ибн Анас. После смерти омейядского халифа Муавии, форма государственной власти в Халифате была изменена, и он стал абсолютной монархией, что не было присуще периоду правления первых Праведных халифов. Наследником престола стал его сын Йазид. Против тирании и монархического строя выступили некоторые ветераны исламского движения, в числе которых был Хусайн - внук пророка Мухаммада и сын Али ибн Абу Талиба. Однако новая власть жесточайшим образом расправилась с Хусайном и его сторонниками, которые погибли при Кербеле. В ответ на это злодеяние мединцы отказались признавать власть Йазида. Восстание возглавил Абдулла ибн Ханзала. В ответ на это халиф Йазид послал против мединцев 12 тыс. армию во главе с Муслимом ибн Укбой. Абдулла ибн Ханзала сразился с ними, но потерпел поражение и халифские войска вошли с позиции Харра в город, где совершили невиданные злодеяния. В течение трех дней город подвергался насилиям и грабежам. Еще одно нашествие на город было осуществлено в конце правления Омейядов, но на этот раз хариджитами. Отсюда их лидер Абу Хамза выступил на Вади аль-Куру, однако там потерпел поражение от войск последнего омейядского халифа Марвана. Остатки его войск вернулись в Медину, где были окончательно уничтожены горожанами. В последующие века Медине угрожали крестоносцы и монголы, однако к городу они так и не подошли. В связи с внешней угрозой, Бувайхид Адуд ад-Даула построил вокруг города крепостную стену, которая, однако, не охватывала весь город. В связи с этим сирийский атабек Нур ад-Дин Занги в 557/1162 построил вторую крепостную стену, охватившую весь город. Большую опасность для Медины представляло извержение вулкана, которое произошло неподалеку от города в 654/1256 году. Однако лава прошла мимо города в северном направлении. Вторым несчастьем, обрушившимся на город, в том же году был пожар, который произошел в мечети пророка по вине одного из служителей. Тогда сгорел минбар (возвышение для проповеди) и прочие исторические ценности, которые сохранились от пророка Мухаммада и его сподвижников. После установления контроля над Мединой со стороны Османских султанов, в городе проводилось обустройство и строительные работы. В период правления могущественного турецкого султана Сулеймана I Кануни была выстроена новая крепостная стена высотой около 25 м, вокруг которой был вырыт глубокий ров, наполненной водой. В этот же период улучшилось водоснабжение Медины, к которой была подведена вода из новых источников. Турецкие султаны, которые носили титул Хадим аль-Харамейн (служители двух святынь),16 раз производили ремонтные работы и реставрацию мечети пророка. В 1804 году Медина была захвачена ваххабитами, которые были выбиты оттуда войсками египетского вассала Османской империи Мухаммада Али в 1814 году. В 1901 году турецкий султан Абдулхамид II, который пытался противодействовать колонизации мусульманского мира со стороны европейских держав начал строительство железной дороги Стамбул-Медина, которое имело для Османской империи важное военно-стратегическое значение. Строительство дороги было завершено в 1908 году. Однако после начала первой мировой войны, шариф Хусайн перешел на сторону англичан и, объявив себя королем Хиджаза, начал войну с турками. После поражения Османской империи в войне, турецкие войска ушли из этого региона. А Хусайн пытался объявить себя халифом всех мусульман, но это не входило в планы англичан и они отказались от его поддержки. Это привело к тому, что контроль над Хиджазом после 1342/1924 года установили представители Саудовской монархии. Саудовские власти еще более обустроили город, построили в нем различные объекты общественного значения, гостиницы, шоссе и современную инфраструктуру. Мечеть пророка и другие религиозные объекты периодически реставрируются и ремонтируются.
(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)
Синонимы:

Смотреть что такое "Медина" в других словарях:

  • Медина — город в зап. части Саудовской Аравии. Один из главных (после Мекки, см. Мекка) священных городов мусульман. Доисламские арабы называли этот город Ясриб. В 622 г. в него вступил Мухаммед, который после провозглашения в 632 г. ислама был признан… …   Географическая энциклопедия

  • МЕДИНА — город в Саудовской Аравии. 500 тыс. жителей (1986). Торгово транспортный узел. Международный аэропорт. Обслуживание паломников, производство предметов религиозного культа. Исламский университет. В древности назывался Ясриб (Ятриб). В 622 в Медину …   Большой Энциклопедический словарь

  • Медина —         (араб. город), городское ядро или старый город, обнесённый стенами с укрепленными воротами, бастионами и прямоугольными в плане башнями. В систему укреплений медины обычно включена касба (часто первоначальное ядро города). Термин… …   Художественная энциклопедия

  • медина — сущ., кол во синонимов: 1 • город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Медина — (Medina, арабск. Medinat Rasul Allah или Medinat el Nabi, т.е. город посланника Божия, город пророка) второй священный городмагометан, у жителей которого пророк, не признанный жителями Мекки,нашел благоприятный прием; в М. он умер и похоронен. От …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Медина — (Medina), город в Зап. Аравии, второй по значению свящ. город мусульман. Возник на месте древн. оазиса Ятриб. Здесь в 622 г. Мухаммед основал первую мусульм. общину после хиджры, бегства из Мекки. М. быстро разрасталась и приобрела известность в… …   Всемирная история

  • медина — Старая мусульманская часть города в арабских странах Северной Африки …   Словарь по географии

  • МЕДИНА — метилендинитрамин Источник: http://pirotek.ru/VV/MEDINA.html …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Медина — Город Медина المدينة المنورة Страна Саудовская АравияСаудовская Аравия …   Википедия

  • Медина — город в Саудовской Аравии. Около 500 тыс. жителей. Торгово транспортный узел. Международный аэропорт. Обслуживание паломников, производство предметов религиозного культа. Исламский университет. В древности назывался Ясриб (Ятриб). В 622 в Медину… …   Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Медина» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»