Бабиды

Бабиды
приверженцы религиозно-политического движения в Иране. Последователи этой секты не являются мусульманами, и вышли из религии. Основателем бабизма был Мирза Али Мухаммад аш-Ширази (Баб), который родился в Иране в 1252/1820 году в семье торговца. Первоначально он и его сторонники были последователями иснаашаитского шиизма (См. Иснаашариты). Однако позднее, Али Мухаммад вышел за пределы этого мазхаба и стал развивать свои идеи, которые представляли собой синкретическую смесь иснаашаризма, исмаилизма (См. Исмаилиты) и сабаизма (См. Сабаиты), из которого он заимствовал учение о боговоплощении (хулул). Таким образом, он фактически оказался вне исламской веры. Как известно, в иснаашаритском шиизме большое значение отводится вере в «сокрытого» имама (каим), который должен вернуться на землю, чтобы восстановить попранную справедливость. Используя эту идею, Али Мухаммад объявил, что он является Бабом (вратами), через которые «сокрытый» имам передает свои повеления народу. Последователи этого человека фанатично верили каждому его слову, так как считали все его слова исходящими от «сокрытого» имама. После этого Али Мухаммад пошел еще дальше. Вскоре он объявил себя тем самым имамом Махди, которого ждут шииты-иснаашариты и который в их учении «сокрылся» в 260 году хиджры. Но, не ограничившись и этим, он объявил себя воплощением Бога на земле. Али Мухаммаду удалось собрать вокруг себя многочисленных сторонников, которые верили каждому его слову. Но исшаашаритские улемы выступили против него, так как его воззрения шли вразрез с положениями Ислама. В ответ Мирза начал настраивать людей против них. В своем учении Али Мухаммад не допускал материального воскресения всех людей на Страшном суде, как это имеет место в ортодоксальном Исламе, а считал это воскресение духовным. Далее, он считал, что Бог может воплотиться в различных людях и, в частности, Он воплотился в нем. Али Мухаммад также считал, что он является представителем всех пророков, которых Бог посылал к людям и пророчество Мухаммада не является последним и окончательным. Время разделено на определенные, установленные Богом циклы. Для каждого такого временного цикла Аллах посылает нового пророка, одним из которых и является Баб. Точно также и Священные Писания не могут быть вечными и должны меняться в соответствии со своей эпохой. Также, как Мусе была ниспослана от Бога Таура, Исе - Инджил, Мухаммаду - Коран, Бабу была «ниспослана» книга «Байан», которая призвана заменить Коран. В своем «Байане» Баб отменил многие законы исламского шариата или объявил их недействительными для «нового» времени. Али Мухаммад (Баб) также придавал мистический оттенок различным числам и считал священным число 19. В этом он повторял учения различных мистиков, которые занимались магией чисел (например, пифагорейцев, каббалистов). Бабиды также признавали переселения душ (танасух). В области права, Али Мухаммад не признавал различия между мужчинами и женщинами по вопросам наследования. В этом вопросе он игнорировал ряд аятов Корана. Он также объявил о равенстве всех людей, независимо от расы и национальности. Но, здесь он повторял положения Ислама. Однако полное уравнение прав женщин и мужчин у его последователей зашло так далеко, что они начали выступать за полиандрию. Очевидцы событий говорили, что их женщины имели по несколько мужей одновременно. Воззрения Али Мухаммада Ширази (Баба) были несовместимы с исламским вероучением. Более того, массы народа стали приверженцами его учения, а это привело к обострению политической ситуации в Иране. Начались столкновения между мусульманами и бабидами, которые подняли восстание в 1280/1848 году. Восставшие выступили с лозунгами социальной справедливости и установления равенства между людьми вначале в Иране, а затем во всем мире. В числе самых фанатичных проповедников бабизма были мулла Мухаммад Али Барфуруши и женщина по имени Куррат аль-Айн. В этих условиях государство вынуждено было применить силу для наведения порядка в стране. В том же году Баб был арестован и судим, а годом позже его казнили. В 1282/1850 году восстание бабидов было полностью подавлено. Одними из известных учеников Баба были Субхи Азал и Бахаулла. Они эмигрировали из Ирана и основали свои школы за его пределами. Субхи Азал обосновался на Кипре и продолжал проповедь идей своего учителя. Но его последователей было немного. Бахаулла же нашел прибежище в Ираке и собрал вокруг себя многочисленных последователей (См. Бехаиты).
(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)
Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Бабиды" в других словарях:

  • Бабиды — секта, которую создал в Иране Сейид Али Мохаммед (1819 50 гг.), последователь шиитской секты шейхитов, проповедовавший скорое пришествие мусульманского мессии махди (в 1844 г. он объявил себя вратами Баб, через них махди передаст свою волю).… …   Исторический словарь

  • БАБИДЫ — БАБИ или бабиды Тайная магометанская секта в Персии, основанная в 1840 г. 19 ти летним Хаджи Али Мохаммедом, называвшим себя «Баб», т. е. врата познания, почему секта и получила свое название. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • бабиды — баб иды, ов, ед . ид, а (секта) …   Русский орфографический словарь

  • Бабидские восстания в Мазандеране, Зенджане и Нейризе — Слабость шахского правительства позволила бабидам перейти от пропаганды своих идей к решительным действиям. В октябре 1848 г., вскоре после получения известия о смерти Мохаммед шаха, около 700 бабидов во главе с муллой Мохаммедом Али, вынужденные …   Всемирная история. Энциклопедия

  • БАБИДСКИЕ ВОССТАНИЯ — нар. восстания в Иране в 1848 52, направленные против феод. строя, а также объективно и против начинавшегося закабаления Ирана иностр. капиталом. Движущими силами Б. в. были крестьяне, ремесленники, гор. беднота и мелкие торговцы. Возглавили… …   Советская историческая энциклопедия

  • Баби — или Бабиды мохаммеданская секта в Персии, основателем которой был 19 летн. Хаджи Али Мохаммед из Шираза, из рода сеидов. Его молодой энтузиазм, обаятельное красноречие, классический арабский язык его сочинений, его проповеди и ученые диспуты с… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Персия — I География и статистика. 1) Географическое положение и границы. Пространство. П. занимает западную часть Иранской возвышенности и находится между 25° и 39°30 северной широты и 44° и 63° восточной долготы (от Гринвича), т. е. в северном умеренном …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Персия* — География и статистика. 1) Географическое положение и границы. Пространство. П. занимает западную часть Иранской возвышенности и находится между 25° и 39°30 северной широты и 44° и 63° восточной долготы (от Гринвича), т. е. в северном умеренном… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Казембек, Александр Касимович — Александр Касимович Казембек Мирза Мухаммед Али (Александр Касимович) Казембек Дата рождения: 1802 год(1802) Место рождения …   Википедия

  • Казембек — Казембек, Александр Касимович Казембек, Александр Касимович Мирза Мухаммед Али (Александр Касимович) Казембек Дата рождения: 1802 Место рождения: Решт, Персия …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»