КОСМОГРАФИЯ ДЖАЙНОВ это:

КОСМОГРАФИЯ ДЖАЙНОВ

        Вселенная делится на мир и бесконечно большой не-мир, в к-ром нет ничего, кроме пространства — акаши, и к-рый недоступен для восприятия и проникновения. Мир отделен от не-мира трехслойной бездной из густой воды, густого ветра и тонкого ветра. Мир, по представлениям джайнов, имеет весьма своеобр, форму: он состоит из трех усеченных конусов или пирамид, из к-рых средний и верхний сложены основаниями, а вершина среднего покоится на вершине нижнего. Нижний конус — это нижний мир Аддхалока, два верхних суть верхний мир — Урдхвалока, а в месте их соединения находится средний мир — Мадхьялока. Интересна неканоническая концепция, согласно к-рой мир имеет форму человеческого тела. Это Лока-пуруша (т. е. мир-космический человек), на уровне талии к-рого находится Мадхьялока, ниже — Аддхалока, а выше — Урдхвалока. Этим представлением можно объяснить название одного из слоев высшего мира — Грайвейака — "шейные миры". Обитатели мира делятся на растения, низших животных, высших животных, людей, обитателей ада, божеств; всем им противопоставлены сиддхи. Нижний мир по вертикали состоит из семи слоев, названия к-рых сверху вниз следующие: Ратнапрабха, Шаркарапрабха, Балукапрабха, Панкапрабха, Джумапрабха, Тамахпрабха и Тамастамахпрабха. Во всех слоях, кроме первого, расположено огромное кол-во натуралистично описываемых адов, наполненных тьмой и смрадом гнили и нечистот. По ранним представлениям, обитатели ада были людьми, страдающими от всевозможных пыток. Позднее они выделились в низший ранг телесного перерождения и описываются как отталкивающие существа черного цвета, похожие на ощипанных птиц, бесполые, дурно пахнущие, вызывающие боль при прикосновении, живущие в постоянном страхе взаимного преследования, ибо они и жертвы, и палачи. Их омерзительность увеличивается пропорционально глубине слоя. В центре среднего мира лежит круглый континент Джамбудвипа, вокруг к-рого концентрич. кругами располагаются бесчисленные океаны и др. континенты. В центре Джамбудвипы возвышается мировая гора Мандара (в поздних текстах — Меру) — центр мира. У основания и по склонам ее расположены райские рощи Бхадрашила, Нандана и Сауманаса. В каждой из них по четырем гл. сторонам света стоят храмы, по промежуточным — расположены по четыре лотосовых пруда. В Нандане и Сауманасе среди прудов стоят дворцы, принадлежащие божествам Шакре и Ишане. Джамбудвипа разделен с запада на восток шестью горными цепями на семь земель: крайняя на юге — Бхарата или Бхаратаварша, на севере — Еравая или Айравата. Центральную полосу занимает земля Махавидеха, к югу от к-рой лежат земли Хариварша и др. По окружности Джамбудвипы возвышается алмазная стена, за ней идет решетка из драгоценных камней. В стене и решетке расположены четверо ворот, ориентированных по сторонам света. Джамбудвипу окружает океан Лаванода, в к-ром имеются 4 цепи островов, называемые Антарадвипа, а также острова, принадлежащие лунам, солнцам и божеству Лаваноды — Суштхите. Далее идет континент Дхатакикханда. На севере и юге горные цепи делят его пополам, и каждая половина повторяет строение Джамбудвипы. В середине каждой половины есть своя Махавидеха со своей горой Мандара (Меру), копией центральной Мандары, но меньших размеров. Далее следуют многочисл. океаны и континенты, в осн. копирующие друг друга. Крайний континент и океан называются Сваямбхурамана. Высший мир состоит из 10 (у шветамбаров) или 11 (у дигамбаров) слоев. Эти слои частично или все делятся на сев. и юж. половины, представляющие собой самостоят, небесные царства. Каждый слой разделяется также на неравное число подслоев, так что в сумме образуется 62 (или 63 у дигамбаров) самостоят, небесных уровня. В каждом из них имеется опред. число разнообразных по форме жилищ-дворцов — вимана, к-рые располагаются так, что в центре находится круглая индрака-вимана (дворец владыки), а остальные расходятся от него лучами ориентированно по сторонам света и называются "рядовые" или же заполняют пространство между ними — т. наз. "рассыпанные" виманы. Высшая центральная вимана, расположенная в вершине конуса верхнего мира, соответствует по размерам и форме Джамбудвипе. Над ней находится Ишатпрагбхара, имеющий форму раскрытого зонтика, увенчивающего мир. Еще выше мир кончается, и в последней его части пребывают сиддхи.
О. Волкова

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. . 1996.

Смотреть что такое "КОСМОГРАФИЯ ДЖАЙНОВ" в других словарях:

  • УРДХВАЛОКА —         верхний мир (см. КОСМОГРАФИЯ ДЖАЙНОВ).         Выше Срединного мира одно над другим располагаются небеса, населенные божествами племени Вайманика. Нижнее из небес, Саудхарма, начинается всего на волос выше горы Меру. Небеса делятся на три …   Словарь индуизма

  • ДЖАЙНСКАЯ МИФОЛОГИЯ — комплекс мифологических представлений религиозно философской системы джайнизма (Д.), получившей название от одного из титулов, присваиваемого вероучителям, джина («победитель»). Д. возник в Индии в 6 в. до н. э., его основателем был Махавира… …   Энциклопедия мифологии

  • ДЖАЙНИЗМ — одно из древнейших религиозно философских учений, возникшее в VI в. до Р. Х. в Индии, фактическим основателем к рого был Джина Махавира Вардхамана. От религ. титула «джина» (санскр. победитель) пошло название приверженцев Д. «джайны» (букв.… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»