"НЬЯЯ-СУТРА" это:

"НЬЯЯ-СУТРА"

        осн. текст философской традиции ньяя. В окончательном, дошедшем до нас виде, т. е. встроенная в первый комментарий Ватсьяяны, оформилась не ранее II в. н. э. и приписывается Акшападе. Традиция путает его с легендарным основателем школы ньяя, риши Готамой, жившим несколькими веками раньше. "Н.-с." состоит из 5 больших разделов, каждый из к-рых делится на две "дневные" части, а далее на тематические главы и отдельные предложения — сутры. Всего в "Н.-с." 528 предложений. Написана в типичной манере сутр, т. е. крайне сжато, с опущением каждого избыточного или подразумеваемого по контексту слова или даже суффикса; широко используются многочленные сложные слова, к-рые допускают разное истолкование, что облегчает историч. задачу философских комментаторов, трактующих древний текст с т. зр. позднейшего развития философии. Функционально делится на 3 блока:
        1) перечисление терминов,
        2) определение перечисленного и
        3) критическое исследование определенного.
        Основные термины, составляющие понятийное ядро ньяи, следующие: инструменты познания; подлежащее познанию; сомнение; цель; очевидное; основоположение; составная часть аргументации; косвенный аргумент; диспут для выяснения истины; словопрения ради победы; возражение без выдвижения контртезисов; ошибочные логические основания; словесные увертки; эристические некорректные возражения по сходству; условия поражения в диспуте. Первые 9 описывают в основном содержательную деятельность познания и осуществление ее в языке, а далее — отражение и бытование ее в общей действительности разных сознаний, ставящих различные цели, и результат этой деятельности. Т. обр., в целом ньяя описывает методологию познания и мышления и связанные с ними социальные институты. Первый раздел определяет, нередко с дальнейшим классифицированием, перечисленные термины, кроме двух последних, излагаемых и исчисляемых в пятом разделе. Разделы 2—4 посвящены критическому исследованию введенных понятий, к-рое принимает форму рассмотрения и отклонения выдвигаемых оппонентами возражений. Доктрина льная и школьная принадлежность оппонента не указывается не только в самих "Н.-с" , но и в первом комментарии, поэтому восстановима лишь по содержанию и иногда предположительно. Из обсуждаемых проблем отметим: исследование сомнения (есть параллели с Декартом); обоснование средств познания; дискуссия о вечности или невечности звука, отстаивающая его преходящесть против точки зрения мимансы; доказательства существования самости (против буддистов) и ее вечности и бестелесности (против материалистов); мышление не есть свойство тела — также против материалистов; мышление не есть нечто длительное — против санкхьи; исследование проблемы начала всех вещей и понятия знания. В терминах западной философии "Н.-с." покрывает проблематику Аристотелева "Органона" и части "Метафизики", а разработка идей этого текста в традиции приводит к философии платонического типа с логикой, подобной аристотелевской.
А. Парибок

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. . 1996.

Смотреть что такое ""НЬЯЯ-СУТРА"" в других словарях:

  • НЬЯЯ-СУТРА — (санскр. Nyayasutram) базовый текст филос. системы ньяя, составленный в 3 4 вв., хотя многие сутры добавлялись и позднее. Составитель «Н. с.» опирался на предшествовавшие учебные пособия найяиков по теории аргументации, а также на тексты, в… …   Философская энциклопедия

  • "НЬЯЯ-СУТРА" — филос. трактат школы ньяя, дающий первое систематич. изложение ее осн. принципов. Н. с. приписывается легендарному мудрецу Готаме (Гаутаме), или Акшападе, и обычно относится европ. индологами к 2–4 вв. н.э.; инд. же исследователи датируют Н. с.… …   Философская энциклопедия

  • Ньяя-сутра — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога · Ньяя · Вайшешика · Пурва мимамса · Веданта (Адвайта · Виш …   Википедия

  • «НЬЯЯ-СУТРА» — первоисточник системы ньяя, автором считается Готама. Окончат, редакция произведена между 2 4 вв. Состоит из 5 книг, каждая из к рых содержит 2 раздела. Согласно «Н. С.», познание ведет к устранению ложного знания, это, в свою очередь, устраняет… …   Атеистический словарь

  • ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — многообразие локальных характеристик в контексте родовых признаков философии, которое можно реконструировать на материале текстов инд. культуры в историческом движении традиционалистского полиформизма. Под родовыми признаками философии,… …   Философская энциклопедия

  • НЬЯЯ —         1) Способ, подход, метод.         2) Формализованная аргументация, сопоставимая с европейской силлогистикой.         3) Одна из ортодоксальных даршан.         В истории ее различаются 2 осн. этапа древняя Н. и навъя ньяя. Исходный текст… …   Словарь индуизма

  • НЬЯЯ —         (санскр., букв. правило, рассуждения, вхождение в предмет, аналитич. исследование, логика), одна из ортодоксальных систем др. инд. философии (см. Астика); не отвергает авторитет Вед, но своё учение строит на независимых основаниях. Во мн …   Философская энциклопедия

  • Шохин, Владимир Кириллович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шохин. Владимир Кириллович Шохин …   Википедия

  • Ньяя — (санскр. – ереже, негіз, әдіс, қорытынды, логика) – үнді философиясындағы алты ортодоксальды жүйелердің (даршандардың) бірі. Оның негізін қалаушы Гаутама (Готама). Ол осы ағымның басты шығармасы – «Ньяя сутра» деген кітапты жазды деп есептеледі.… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • Ньяя — (санскр., буквально правило, канон, логика вообще)         одна из шести ортодоксальных (т. е. признающих авторитет вед (См. Веды)) систем индийской философии. Различают «первоначальную» Н., исходным текстом которой была «Ньяя сутра» Гаутамы (2 в …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»