КАЛАВАДА это:

КАЛАВАДА

        (времясловие, доктрина Времени) — мифопоэтич. учение, представлявшее собой, по-видимому, экспликацию пессимистич. и фаталистич. мировоззрения др.-инд. героич. эпоса. Тексты К. содержатся гл. обр. в "Махабхарате". Осн. идеи К.: Время (Кала) — величайший бог, к-рый создает и разрушает мир; оно обтекает или объемлет собой весь мир. Вселенная тонет в океане Времени, где таятся чудища — Старость и Смерть. Время — все уносящий поток, ветер, играющий людьми, как стеблями травы, огонь, сжигающий все живое. Время "печет" живые существа на вертеле месяцев и сезонов или "заставляет вызревать" их, словно плоды на дереве (в обоих случаях используется один глагол: пач). Т. обр., время намечает людей для гибели: прежде чем пасть в битве, воины "уже убиты Временем". Кала сокрушает все живое своей палицей или пожирает (мотив разверстой пожирающей пасти является общим для Кала-Времени и Мритью-Смерти). Все эти мотивы сопряжены с гл. темой коловращения Времени; ламентации по поводу всесилия Времени с его превратностью (в силу к-рой сменяют друг друга творение и светопреставление, жизнь и смерть, блаженство и страдание) доминируют в текстах К. Многократно обсуждается в них и этическая проблема: как вести себя перед фактом всесилия Времени. Ответов два: либо надо отказаться от деятельности, так как она не изменит предопределенного, либо следует стоически осуществлять героич. деятельность, в надежде, что Время рано или поздно окажется к ней благоприятно, но при этом необходимо культивировать в себе незаинтересованность, отрешенность от плодов деятельности, не печалясь при неудаче и не радуясь успеху. В окончат, индуистской редакции "Махабхараты " во многих местах налицо стремление затушевать и переосмыслить идеи К. в духе концепций кармы, мокши и теизма; тем не менее очевидно и влияние, оказанное идеями К. на ранний индуизм (напр., на учение "Бхагавадгиты").
Я. Васильков

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. . 1996.

Смотреть что такое "КАЛАВАДА" в других словарях:

  • Калавада — (санскр. कालवाद, «времясловие», «доктрина Времени»)  древнеиндийское мифопоэтическое учение, считавшее персонифицированное время (Кала) высшей силой, управляющей миром. Калавада была распространена в Индии в эпоху, когда индуизм ещё не… …   Википедия

  • КАЛА —         (Время) архаич. божество, персонификация циклич. времени (существительное кала в санскрите восходит к индо европ. корню со значением вращения, ср. русск. коло и т. п.). Издревле циклич. время в инд. традиции метафорически описывается в… …   Словарь индуизма

  • ВРЕМЯ — фундаментальное понятие человеческого мышления, отображающее изменчивость мира, процессуальный характер его существования, наличие в мире не только «вещей» (объектов, предметов), но и событий. В содержание общего понятия В. входят аспекты,… …   Философская энциклопедия

  • Астика и настика — Астика (санскр. आस्तिक) и Настика (санскр. नास्तिक)  технические термины в индуизме, используемые для классификации философских школ (даршан) в соответствии с занимаемыми этими школами позициями по отношению к авторитету Вед. Название… …   Википедия

  • Философия пространства-времени — Философия пространства и времени  раздел философии, изучающий вопросы онтологии, эпистемологии и сущности пространства и времени. Основные темы включают, в частности, следующие: существуют ли пространство и время независимо от сознания,… …   Википедия

  • Анеканта-вада — (санскр. अनेकान्तवाद, anekāntavāda IAST, букв. «учение о не исключительности») основной принцип джайнизма, утверждающий, что реальность воспринимается по разному в зависимости от точки зрения на неё, и никакая из точек зрения на реальность не… …   Википедия

  • Асаткарья-вада — (санскр. असत्कार्यवाद, asatkāryavāda IAST, «учение о не[пред]существовании следствия [в причине]»)  теория причинности в индийской философии, согласно которой следствие не заключено в причине[1]. В соответствии с этой моделью, следствие не… …   Википедия

  • Саткарья-вада — (санскр. सत्कार्यवाद, satkāryavāda IAST, «учение о предсуществовании следствия [в причине]»)  теория причинности в индийской философии, согласно которой следствие заключено в причине[1]. Согласно этой модели, следствие не возникает из ничего …   Википедия

  • Свабхава-вада — (санскр. स्वभाववाद, svabhāvavāda IAST, «доктрина собственной природы») учение о естественном законе в индийской мысли, исключающее трансцендентную духовную основу мироздания и отрицающее значимость его причинностного обоснования[1]. Центральным… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»