ГХОШ АУРОБИНДО это:

ГХОШ АУРОБИНДО

        (1872—1950) — выдающийся индийский мыслитель, обществ, деятель, поэт и мистик. Родился в Калькутте, в семье врача. В пятилетнем возрасте был отправлен в закрытую англ. школу в Дарджилинге, а еще через два года послан в Англию и помещен в семью священника, к-рому отцом А. даны были строгие инструкции полностью исключить к.-л. индийское влияние на мальчика. К моменту возвращения домой (1893) он блестяще владел англ. языком, читал и писал по-французски, по-итальянски, по-немецки, немного по-испански, изучил латынь и греческий, но не знал родного бенгальского языка. По возвращении в Индию Г. старается восполнить пробелы в своем образовании: изучает культуру и искусство родной страны, ее историю и языки, читает древние тексты, труды обществ, и религ. деятелей, работы реформаторов, и прежде всего Вивекананды. Влияние идей последнего ощущается в этот период и позже. Его лекции и выступления обсуждаются в тайных кружках, руководимых Г., ближайшими сподвижниками к-рого становятся сестра Ниведита (Маргарет Нобл) и Бхунандранатх Датта, т. е. ученица и родной брат Вивекананды. Жизнь Г. после возвращения в Индию распадается на два контрастных периода — активной революционной деятельности (до 1910) и добровольного затворничества в созданном им ашраме во франц. колониальных владениях (до 1950). Для первого периода характерна своего рода политизация Г. индуизма. В такие понятия, как "дхарма", "яджна", "мантра", вкладывается светское содержание, и они используются в кач-ве терминологич. оформления идей бурж. национализма. В статьях и памфлетах, стихах и выступлениях этого периода Г. неизменно апеллирует к религии, понимаемой им как некая духовная основа, объединяющая верующих. Подобно Вивекананде, Г. исходит из ведантистских представлений о заложенных в каждом человеке потенциях божеств, творческой силы, реализация коих заключается, по его мнению, в пробуждении национального самосознания. При этом понятие "нация" тоже получает религ. толкование — как воплощение одного из аспектов божественного начала. Путь к раскрытию и выявлению на деле божеств, потенций личности лежит, согласно Г., через самопожертвование и страдание (тема страдания будет впоследствии энергично подхвачена М. К. Ганди) во имя полного раскрытия и выявления возможностей нации. И чувство патриотизма приобретает явную религ. окраску. Любовь к Родине и поклонение богу совмещаются, как совмещается в проповеди Г. Индия и богиня Кали (Дурга), Великая мать, культ к-рой весьма распространен в Бенгалии. Исходя из этого он рассматривал борьбу за освобождение Индии в кач-ве религ. долга каждого индийца. В опред. Период своей деятельности он мечтал о создании некоего духовного братства, члены к-рого — люди, ушедшие из "мира", должны были посвятить себя патриотич. деятельности. Здесь любопытна трансформация в его учении традиционного представления об аскетах. Пробуждение национального сознания представлялось Г. (как и Вивекананде) результатом необходимой переориентации религ. активности, хотя следует отметить, что в отличие от Вивекананды он выдвигал при этом весьма конкретные и достижимые задачи. Религия становилась своего рода каналом для внедрения в массы идей антиимпериалистич. борьбы. При этом Г. как бы подменял традиционное содержание религии, считая, что национализм это и есть "ниспосланное богом" вероучение, религия, к-рая имеет целью не индивидуальное просветление, не освобождение от цепи перерождений, не спасение отдельного индивида, а содействие пробуждению национального самосознания. Последние 30 лет жизни Г. проводит в добровольном отшельничестве в Пондишери (нынешнее Путтуччери), вне досягаемости для англичан, на территории, управлявшейся Францией. Крайне редко реагируя на события в Индии и в мире, он допускает к себе лишь небольшую группу учеников, причем общение сводится к строго фиксированному молчаливому лицезрению учениками учителя. В непосредств. контакт с ним вступают лишь самые доверенные лица, прежде всего ближайшая сподвижница Мирра Ришар, известная под именем Матери. В долгие годы затворничества им созданы десятки книг, посвященных разработке интегральной веданты, в оценке к-рой существуют полярно противоположные мнения — одни считают ее вершиной философской мысли XX в., другие видят в ней бесформенное нагромождение интуитивных прозрений и бессмысленных построений. Идеи Г. пытаются на практике осуществить его последователи в ашраме в Путтуччери и в "городе будущего" Ауровилле. Так или иначе, но попытка Г. взглянуть на кардинальные проблемы современности через призму духовного наследия Индии ставит его в один ряд с наиб, значит, философами нашего времени.
Р. Рыбаков

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. . 1996.

Смотреть что такое "ГХОШ АУРОБИНДО" в других словарях:

  • Гхош Ауробиндо — (1872 1950), индийский религиозный философ и поэт, деятель индийского освободительного движения. В концепции «интегральной» веданты и йоги стремился к синтезу традиций индийской и европейской мысли; взаимоотношение между миром и Абсолютом… …   Энциклопедический словарь

  • ГХОШ Ауробиндо — (1872 1950) индийский религиозный философ и поэт, деятель индийского национально освободительного движения. В 1905 10 один из лидеров радикального крыла в Индийском национальном конгрессе. С 1910 в Пондишере, издавал ежемесячник Арья (1914 21); в …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГХОШ Ауробиндо — (15 авг. 1872 – дек. 1950) – инд. бурж. философ идеалист и поэт. Род. в Калькутте, образование получил в королевском колледже (Кембридж, Англия). Проф. колледжа в Бароде (Индия) (в 1893–1908). В 1905–10 Г. активно участвовал в инд. нац. освободит …   Философская энциклопедия

  • ГХОШ —         Ауробиндо (15.8.1872, Калькутта, 5.12.1950, Пондишери), инд. религ. философ. Как Рамакришна и Вивекананда, Г. видел выход из кризиса совр. человечества и особенно Индии в обращении к духовно религ. наследию древней Индии. Истолковывая его …   Философская энциклопедия

  • АУРОБИНДО —         (Ауробиндо Гхош) см. ГХОШ АУРОБИНДО …   Словарь индуизма

  • ГХОШ Шри Ауробиндо — (1872 1950) философ, поэт, политический деятель, один из духовных лидеров неоиндуизма. Род. в Калькутте, в 1879 1893 по настоянию отца учился в Англии; в 1893 1905 преподаватель фр. и англ. языков, затем директор колледжа в Бороде; в 1905 1910… …   Философская энциклопедия

  • ГХОШ — [бенг. Ghoshe] Ауробиндо (15.08.1872, Калькутта, совр. Колката 5.12.1950, Пондишери (Пондичерри)), философ, поэт, политический деятель, мистик визионер, один из популярнейших лидеров неоиндуизма, основатель интегральной веданты. В 1879 1892 гг.… …   Православная энциклопедия

  • Ауробиндо Гхош — …   Википедия

  • Шри Ауробиндо — англ. Sri Aurobindo Ghose …   Википедия

  • НЕОИНДУИЗМ — НЕОИНДУИЗМ, в индуизме (см. ИНДУИЗМ) условное наименование реформаторского течения, возникшего в 19 веке в связи с изменениями, происходившими в экономической, социальной и идеологической сферах индийского общества. Эти изменения, в большой… …   Энциклопедический словарь

Книги

  • Синтез Йоги, Шри Ауробиндо Гхош. "Синтез Йоги писалась не для того, чтобы явить путь каждому желающему. Каждое направление Йоги рассматривалось отдельно со всеми его возможностями. Также фиксировались все точки… Подробнее  Купить за 650 руб
  • Ауробиндо Гхош, Е. Станкевич. Излагаются вехи жизненного пути и творчества Ауробиндо Гхоша - индийского мыслителя, создателя новаторской версии йоги. Его духовная деятельность обусловила возможность появления в конце XX… Подробнее  Купить за 351 руб
  • Ауробиндо Гхош, Станкевич Екатерина Олеговна, Грицанов Александр Алексеевич. Излагаются вехи жизненного пути и творчества Ауробиндо Гхоша - индийского мыслителя, создателя новаторской версии йоги. Его духовная деятельность обусловила возможность появления в конце XX… Подробнее  Купить за 251 руб
Другие книги по запросу «ГХОШ АУРОБИНДО» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»