ГАНДИ, Мохандас Карамчанд это:

ГАНДИ, Мохандас Карамчанд

        (1869—1948) — выдающийся политич., обществ, деятель, лидер национальноосвободит. движения. Родился в приморском городе Порбандар (Гуджарат), принадлежал к варне вайшьев, однако был исключен из касты за несовершение очистительных обрядов после возвращения из Англии, где провел студенческие годы, изучая юриспруденцию. В 1893 отправился в Южную Африку, где в течение 21 года занимался адвокатской деятельностью и участвовал в борьбе за демократич. права наемных рабочих, гл. обр. выходцев из Индии. В нач. 1915 возвратился в Индию, где первое время, по совету друзей, воздерживался от активной политич. деятельности, но много ездил по Индии и знакомился с ее проблемами. Последующая жизнь Г. тесно сливается с историей индийского национально-освободит. движения, фактическим вождем к-рого он остается до дня своей трагич. гибели. 30 янв. 1948 Г. был убит в Дели Натхурамом Годзе, индусом-фанатиком, связанным с коммуналистской орг-цией Хинду Маха Сабха. Войдя в мировую историю как крупный политик, в Индии Г. воспринимается скорее как духовный Учитель, наставник — недаром там его называют Махатма, т. е. Великая душа. Его жизнь — это постоянная борьба, но отнюдь не только с английскими колонизаторами и за освобождение Индии. Он боролся со всем, что угнетает и порабощает человека, за освобождение внутреннего божественного Я. И поэтому наиб, жестокую и непримиримую борьбу Г. вел с самим собой, со своими страстями, желаниями, с действительными и мнимыми недостатками своего характера. Его отношение к себе воспроизводило в миниатюре (и в более бескомпромиссной форме) стремление Г. реформировать сознание и жизнь человека вообще, распространявшееся, кстаи сказать, не только на всех индийцев, но и на их британских "хозяев", а в перспективе — на весь род человеческий, на весь мир. По сути дела, весь мир, как и душа каждого человека, были для Г. местом столкновения Божеств. Истины и человеч. Неправедности (к к-рой относились и личные пороки, и обществ, несправедливость, и дискриминационные законы гос-ва или обычаи об-ва). Союзником же Г. был внутренний божественный глас в каждом человеке — будь то индус, мусульманин или их английский поработитель. К совести каждого и взывал Г. в своих политич. обращениях и морально-этич. проповедях. Самооценки Г. порой достаточно противоречивы. Он, напр., считал себя реформатором, но вместе с тем и правоверным индусом. Но хотя он, несомненно, придерживался нек-рых традиционных представлений, в целом его ре лиг. воззрения вряд ли могут быть определены как ортодоксальные. К тому же они демонстрируют довольно ощутимое влияние джайнизма и христ-ва, что уводит их еще дальше от ортодоксального индуизма. Важной чертой его религ. доктрины явилась своеобразная детеологизация, т. е. подмена собственно религ. идей расплывчатыми морально-этич. категориями. В учении Г. "религия" означает извечный и универсальный закон, в соответствии с к-рым строится жизнь и деятельность человека. Закон этот включает признание ненасилия, поиски истины, готовность к самопожертвованию, осознание добрых и светлых потенций в себе и, что особенно существенно, в оппоненте, отсутствие злобы, гнева против него, борьбу с несправедливостью, но не с людьми, творящими ее, защиту всего живого, непричинение зла и пр. Терпимость к другим сочетается с беспощадной требовательностью к себе. Религия для Г. — это служение людям. Понятие "бог" у Г. несет прагматич. содержание — иногда это истина, иногда "закон, господствующий во всей жизни", а иногда атеизм атеиста. В любом случае это очень далеко от традиционного индуистского представления. Детеологизация убедит, иллюстрируется тем, что Г., выдвинувший сначала тезис "Бог есть истина", заменил его на "Истина есть бог" и считал это важнейшим из своих открытий. О реформаторском подходе Г. к религии свидетельствует поливариантность толкования им традиционных установок. Мн. положения, заимствованные из ортодоксального индуизма, применяются им в обычном значении, но одновременно получают расширительную интерпретацию. Так, принцип защиты коровы, о чем столь часто говорил и писал Г., расшифровывается и в старом и в новом смысле как нравств. долг человека защищать все живое. Борьба с неприкасаемостью и проповедь ненасилия — наиб, важные стороны его религ. реформаторства. Эта проповедь приобрела в гандизме значение законченной догмы, в результате чего конкретное вероучение в немалой степени подменяется в данной системе "религией ненасилия". Последняя, по мнению ее создателя, с одной стороны, носит всеобщий характер и адресована всему человечеству, с другой — имеет определенную национальную окраску, что якобы обусловлено не объективной генетической связью гандизма с религ.-философской традицией страны, а субъективными факторами. Иными словами, Г. считал, что выдвигаемые им принципы знаменуют не столько фазу развития индийской обществ, мысли (в т. ч. и религ. реформаторства) — это казалось ему второстепенным, — сколько некий универсальный закон, одинаково проявляющий свое действие (хотя в различных формах) в любых историч. условиях.
Р. Рыбаков

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. . 1996.

Смотреть что такое "ГАНДИ, Мохандас Карамчанд" в других словарях:

  • Ганди, Мохандас Карамчанд — Мохандас Карамчанд Ганди. ГАНДИ Мохандас Карамчанд (1869 1948), один из лидеров и идеолог индийского национально освободительного движения. В 1893 1914 жил в Южной Африке. В 1915 вернулся в Индию и вскоре возглавил партию Индийский национальный… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ГАНДИ МОХАНДАС КАРАМЧАНД — (Gandhi, Mohandas Karamchand) (1869–1948) По видимому, самая влиятельная фигура в современной индийской политике. Ганди стал символом индийского национализма и в 1947 г., когда Индия получила независимость, был назван отцом нации . Наиболее… …   Политология. Словарь.

  • ГАНДИ Мохандас Карамчанд — (1869 1948) один из лидеров индийского национально освободительного движения, его идеолог (см. Гандизм). По образованию юрист. В 1893 1914 жил в Юж. Африке. В 1915 вернулся в Индию и вскоре возглавил партию Индийский национальный конгресс. Ганди… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Ганди Мохандас Карамчанд — (1869 1948 гг.) один из лидеров и идеолог индийского национально освободительного движения. В 1893 1914 гг. жил в Южной Африке. В 1915 город вернулся в Индию и вскоре возглавил партию Индийский национальный конгресс. Разработал тактику… …   Исторический словарь

  • Ганди Мохандас Карамчанд — (2.10.1869, Порбандар, 30.1.1948, Дели), один из руководителей национально освободительного движения Индии, основоположник доктрины, известной под названием гандизм. Родился в гуджаратском княжестве Порбандар. Отец Г. был министром в ряде… …   Большая советская энциклопедия

  • ГАНДИ Мохандас Карамчанд — (1869 1948) крупнейший деятель национально освободительного движения в Индии, религиозный идеолог, моралист. Род. в семье чиновника, министра в ряде княжеств Катхиавара (северо запад Индии). В 1887 1891 получал юридическое образование в Англии, в …   Философская энциклопедия

  • Ганди Мохандас Карамчанд — (Gandhi, Mohandas Karamchand) (1869 1948), инд. нац. и духовный лидер. Родился в Порбандаре в семье, принадлежавшей к кас те торговцев, учился в Индии и Англии, где получил юрид. образование. Короткое время занимался юрид. практикой в Индии,… …   Всемирная история

  • Ганди Мохандас Карамчанд — (1869 1948), один из лидеров индийского национально освободительного движения, его идеолог. По образованию юрист. В 1893 1914 жил в Южной Африке. Испытал сильное влияние Л. Н. Толстого. В 1915 вернулся в Индию и вскоре возглавил партию Индийский… …   Энциклопедический словарь

  • ГАНДИ Мохандас Карамчанд — (Gandhi, Mohandas Karamchand) МОХАНДАС КАРАМЧАНД ГАНДИ (1869 1948), духовный основатель независимой Индии. Получил имя Махатма человек великой души . Родился в Порбандаре (ныне в штате Гуджарат) 2 октября 1869. Его отец Карамчанд Ганди… …   Энциклопедия Кольера

  • ГАНДИ Мохандас Карамчанд — Мохандас Карамчанд (2.10.1869, Порбандар 30.01.1948, Дели), религ. идеолог, один из лидеров национально освободительного движения в Индии. Род. в семье чиновника (из торговой касты банья), министра в ряде княжеств Катхиявара (п ов в Сев. Зап.… …   Православная энциклопедия

  • Ганди Мохандас Карамчанд — (Gandhi) (1869—1948), индийский общественный и политический деятель. В 1893—1914 жил в Южной Африке. Инициатор создания Индийского конгресса Натала (1894) и наталской газеты «Индиан опиньон» («Indian opinion») (1903). В Южной Африке… …   Энциклопедический справочник «Африка»

Книги

  • Моя жизнь, Ганди М.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Автобиография Ганди, полный перевод которой впервые предлагается вниманию советского читателя, не… Подробнее  Купить за 1235 руб
  • Эксперимент с истиной. Афоризмы, Ганди М.. Все мы участники эксперимента. Он имеет начало и конец. У него должны быть цель и средства ее достижения. И называется этот эксперимент — жизнь. Свой эксперимент с жизнью провел и индийский… Подробнее  Купить за 120 руб
  • Эксперимент с истиной. Афоризмы, Ганди, Махатма. Все мы участники эксперимента. Он имеет начало и конец. У него должны быть цель и средства ее достижения. И называется этот эксперимент — жизнь. Свой эксперимент с жизнью провел и индийский… Подробнее  Купить за 118 руб
Другие книги по запросу «ГАНДИ, Мохандас Карамчанд» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»