ВИВЕКАНАНДА, Свами это:

ВИВЕКАНАНДА, Свами

        (1869—1902) — выдающийся религ.-общественный деятель. Домонашеское имя Нарендранатх Датта. Родился в Калькутте в семье преуспевающего адвоката из касты каястха, считавшейся в Бенгалии кшатрийской; учился в школе известного реформатора и просветителя И. И. Видьясагара, а в 1879 поступил в христ. миссионерский колледж. В. много читает; в круг его интересов входят Милль, Дарвин, Шопенгауэр, Кант, Спенсер. Еще раньше его заинтересовала личность К. Шена, и он начал посещать собрания "Брахмо самадж", но в 1878, после раскола об-ва, пошел за организаторами "Садхаран Брахмо самадж". Разочаровавшись в деятельности брахмосамаджистов, он ищет контакты с Деб. Тагором, на какое-то время вступает в масонскую ложу. В 1881 происходит его встреча с Рамакришной, но сблизиться с ним ему удалось далеко не сразу — он спорил, требовал доказательств, не соглашался с аргументацией учителя. Позднее В. признавался: "Я пришел к Рамакришне и полюбил этого человека, но я ненавидел все его идеи. И в течение шести лет я упорно сражался с ними". После смерти Рамакришны именно В. возглавляет сообщество его учеников, принявших монашество. Нек-рое время "братья" живут вместе в полуразрушенном доме, но потом постепенно разбредаются. Уходит и В. В течение двух лет он пешком странствует по Индии, знакомится с разными людьми. Наконец достигает самой южной точки страны, мыса Коморин (Каньякумари). На одиноко стоящей в море скале в процессе медитации В. приходит к важной мысли о практич. бесполезности странствий "святых" и о необходимости направить усилия на пробуждение народа. Там же он принимает решение отправиться в США на Всемирный конгресс религий, чтобы привлечь внимание мировой общественности к положению бедняков в Индии. Выступление В. на открытии конгресса сделало его имя известным всей Америке. Он остается в США, ездит с лекциями, пытается собрать деньги в фонд помощи голодающим в Индии, посещает Англию и Францию, где пропагандирует веданту, затем Швейцарию и Италию. На родине, куда В. вернулся в 1896, его встретили как триумфатора. Он создает религ.-общественную орг-цию — "Миссия Рамакришны", активно занимается проповеднич. деятельностью. После новой поездки в Европу и США поселяется в Белуре (см. БЕЛУР-МАТХ), но вскоре умирает в возрасте 39 лет. Учение В. и схоже, и разительно отлично от проповеди Рамакришны — как были одновременно близки и чуть ли не противоположны эти два человека. В целом В. исходит из традиционных идей адвайта-веданты об идентичности Атмана (индивидуальной души) и Брахмана (Абсолюта). Глубинная божественность каждого человеческого Я понимается В. как возможность (и необходимость) безграничного самосовершенствования на путях самореализации личности, а в социальном плане — как возведение служения человеку в ранг религ. долга всех и каждого. Т. обр., само понятие "религия" имело совершенно разный смысл в поучениях Рамакришны и в трудах В. Несмотря на то что Рамакришна подверг переосмыслению догматы индуизма, конечной задачей каждой человеч. жизни и высшим ее достижением он считал познание бога, слияние с ним, т. е. ставил ту же цель, что и ортодоксальные религ. проповедники до него. Не делал он исключения и для себя — гл. своим назначением считал богопознание, а все остальное, в т. ч. и обучение учеников, — вторичным и производным. В. же, выдвигавший идеал служения массам, помещал в центр своей системы не бога, а человека; вера индивида в собственные силы была для него неизмеримо важнее, чем вера в бога: "Человек должен прежде всего верить в себя, потом в бога, тот, кто не верит в себя, не может поверить в бога". И не богопознание, а познание человека становится для него осн. темой проповеди, потому что "человек есть величайшее из всех существ... земля выше всех небес". Отсюда вытекает столь характерное для В. понимание служения богу как служение человеку: "М ы слуги того бога, которого незнающие зовут человеком". В русле этой идеи воспринимается его исключит, интерес к нуждам народных масс Индии. Обращаясь к своим последователям, он призывал работать во имя их духовного освобождения и материального расцвета. Он настойчиво подчеркивал необходимость практич. деятельности и именно с точки зрения обществ, пользы оценивал религию: "Я не верю в бога или в религию, которые не могут утереть вдовьи слезы или дать сироте кусок хлеба". Различие между В. и Рамакришной состоит также в том, что последний в соответствии с традицией считал главным индивидуальное спасение (просветление) и учил своих приверженцев, что, только достигнув мукти, они могут "спасти" других. В. иначе ориентировал тех же самых учеников Рамакришны: "Коль скоро вы ищете собственное спасение, ваш путь лежит в ад! Добивайтесь спасения других, если хотите достичь Наивысшего! Убейте в себе желание личного мукти!" Наконец, главное различие между учением Рамакришны и В. заключается в следующем. Рамакришна, выдвинув с новой силой идею одинаковой истинности всех религий, тем не менее полагал обязательным для каждого соблюдение правил и предписаний исключит, "своего" вероучения. В. же, напротив, предостерегал от слишком строгого следования догмам какой-то одной "организованной религии". Он выделяет некую духовную основу, общую для всех религий. И таковой для него является веданта. Ведантистское представление о душе человека как божеств, сущности служит отправным для понимания места человека в мире, его релит, долга. Реформаторство В. выразилось не в переосмыслении отд. догм индуизма, не в частичной его модернизации, а в попытках привлечь его для решения насущных социально-политич. проблем. Он фактически выхолостил теологич. содержание определенной религ, системы и заполнил ее мирскими, светскими идеями, отбрасывая сверхъестественное, включая в нее даже неверие и атеизм, ставя в центр своего учения заботу о будущем Индии, о ее духовном и материальном расцвете.
Р. Рыбаков

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. . 1996.

Смотреть что такое "ВИВЕКАНАНДА, Свами" в других словарях:

  • ВИВЕКАНАНДА Свами — (1863 1902) индийский мыслитель гуманист, религиозный реформатор и общественный деятель. Учение Вивекананда способствовало освободительному движению в Индии …   Большой Энциклопедический словарь

  • Вивекананда Свами — (псевдоним; настоящее имя Нарендранатх Датт) (12.1.1863, Калькутта, ‒ 4.1.1902, Белур), индийский мыслитель гуманист, религиозный реформатор и общественный деятель; ученик Рамакришны. В 1880‒84 изучал философию в Калькуттском университете; в 1893 …   Большая советская энциклопедия

  • ВИВЕКАНАНДА СВАМИ — (монашеское имя, настоящее Нарендранатх Датта) (1863 1902) индийский мыслитель, религиозный реформатор, вдохновитель национально освободительного движения в Индии, общественный деятель, выступавший за объединение Востока и Запада. В 1880 1884… …   Новейший философский словарь

  • ВИВЕКАНАНДА Свами — (Нарендранатх Датта 1863 1902) один из основных мыслителей, идейных лидеров и миссионеров неоиндуизма. Род. в семье процветавшего адвоката (Вишванатха Датта) в Калькутте. В 1879 1884 изучает западноевропейскую философию в колледже (впоследствии… …   Философская энциклопедия

  • Вивекананда Свами — (наст, имя Нарендранатх Датта) (Vivekananda, Swami) (1863 1902), индуистский монах, проповедовавший философию веданты в Европе и США, основал об во Миссия Рамакриш ны , названное в честь его духовного учителя (гуру) Рамакришны Парамахамсы (1836… …   Всемирная история

  • Вивекананда, Свами — ВИВЕКАНАНДА Свами (1863 1902), индийский мыслитель гуманист, религиозный реформатор и общественный деятель, идеолог национального движения. Ученик Рамакришны. Проповедовал универсальную религию, воспитание личности и общества в духе веданты.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Вивекананда Свами — (1863 1902), индийский мыслитель гуманист, религиозный реформатор и общественный деятель. Учение Вивекананды способствовало освободительному движению в Индии. * * * ВИВЕКАНАНДА Свами ВИВЕКАНАНДА Свами (1863 1902), индийский мыслитель гуманист,… …   Энциклопедический словарь

  • ВИВЕКАНАНДА —         Свами (монашеское имя Hapенд ранатха Датта) (12.1.1863, Калькутта, 4.1. 1902, Белур), инд. мыслитель, религ. реформатор и обществ. деятель. В 1882 встретился с Рамакришной и с тех пор всю жизнь занимался развитием его идей, ведя… …   Философская энциклопедия

  • ВИВЕКАНАНДА — Свами (1863 1902), индийский мыслитель гуманист, религиозный реформатор и общественный деятель, идеолог национального движения. Ученик Рамакришны. Проповедовал универсальную религию, воспитание личности и общества в духе веданты …   Современная энциклопедия

  • Свами Вивекананда — домонашеское имя Нарендранатх Датта Свами Вивекананда Дата рождения: 12 января 1863 г …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «ВИВЕКАНАНДА, Свами» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»