ВИНЕР это:

ВИНЕР

ВИНЕР
(Wiener) Норберт (1894—1964) — математик, основатель кибернетики (США). Важнейшие труды: ‘Поведение, целенаправленность и телеология’ (1947, в соавторстве с А.Розенблютом и Дж.Бигелоу); ‘Кибернетика, или управление и связь в животном и машине’ (1948, оказал определяющее влияние на развитие мировой науки); ‘Человеческое использование человеческих существ. Кибернетика и общество’ (1950); ‘Мое отношение к кибернетике. Ее прошлое и будущее’ (1958); ‘Акционерное общество Бог и Голем’ (1963, русский перевод ‘Творец и робот’). Автобиографические книги: ‘Бывший вундеркинд. Мое детство и юность’ (1953) и ‘Я — математик’ (1956). Роман ‘Искуситель’ (1963). Национальная медаль науки за выдающиеся заслуги в области математики, техники и биологических наук (высшее отличие для ученых США, 1963). В. родился в семье иммигранта Лео В., еврейского уроженца г. Белосток (Россия), отказавшегося от традиционного иудаизма, последователя учения и переводчика произведений Л.Толстого на английский язык, профессора современных языков Университета Миссури, профессора славянских языков Гарвардского университета (Кембридж, Массачусетс). По изустной традиции семьи В., их род восходил к еврейскому ученому и богослову Моисею Маймониду (1135—1204), лейб-медику султана Салах-ад-дина Египетского. Ранним образованием В. руководил его отец по собственной программе. В 7 лет В. читал Дарвина и Данте, в 11 — окончил среднюю школу; высшее математическое образование и первую ученую степень бакалавра искусств получил в колледже Тафте (1908). Затем В. учился в аспирантуре Гарвардского университета, там же изучал философию у Дж.Сантаяны и Ройса, Магистр искусств (1912). Доктор философии (по математической логике) Гарвардского университета (1913). В 1913—1915 при поддержке Гарвардского университета продолжил образование в Кембриджском (Англия) и Геттингенском (Германия) университетах. В Кембриджском университете В. изучал теорию чисел у Дж.Х.Харди и математическую логику у Рассела, который ‘...внушил мне весьма разумную мысль, что человек, собирающийся специализироваться по математической логике и философии математики, мог бы знать кое-что и из самой математики...’ (В.). В Геттингенском университете В. был слушателем курса философии у Гуссерля и курса математики у Гильберта. В связи с первой мировой войной возвратился в США (1915), где завершил образование в Колумбийском университете (Нью-Йорк), по окончании которого стал ассистентом кафедры философии Гарвардского университета. Преподаватель математики и математической логики в ряде университетов США (1915—1917). Журналист (1917—1919). Преподаватель кафедры математики Массачусетского технологического института (МТИ) с 1919 и до ухода из жизни; полный профессор математики МТИ с 1932. Ранние работы В. вел в области оснований математики. Работы конца 1920-х относятся к области теоретической физики: теории относительности и квантовой теории. Наибольших результатов как математик В. достиг в теории вероятностей (стационарных случайных процессах) и анализе (теории потенциала, гармонических и почти периодических функциях, тауберовых теоремах, рядах и преобразованиях Фурье). В области теории вероятностей В. практически полностью изучил важный класс стационарных случайных процессов (позднее названных его именем), построил (независимо от работ А.Н.Колмогорова) к 1940-м теории интерполяции, экстраполяции, фильтрации стационарных случайных процессов, броуновского движения. В 1942 В. приблизился к общей статистической теории информации: результаты изданы в монографии ‘Интерполяция, экстраполяция и сглаживание стационарных временных рядов’ (1949), позднее издавалась под названием ‘Временные ряды’. Вице-президент Американского математического общества в 1935—1936. Поддерживал интенсивные личные контакты со всемирно известными учеными Ж.Адамаром, М.Фреше, Дж.Берналом, Н.Бором, М.Борном, Дж.Холдейном и др. В качестве приглашенного профессора В. читал лекции в Университете Циньхуа (Пекин, 1936—1937). Время работы в Китае В. считал важным этапом, началом зрелости ученого мирового класса: ‘Мои труды начали приносить плоды — мне удалось не только опубликовать ряд значительных самостоятельных работ, но и выработать определенную концепцию, которую в науке уже нельзя было игнорировать’. Развитие этой концепции прямо вело В. к созданию кибернетики. Еще в начале 1930-х В. сблизился с А.Розенблютом, сотрудником лаборатории физиологии У.Б.Кеннона из Гарвардской медицинской школы, организатором методологического семинара, объединившего представителей различных наук. Это облегчило для В. знакомство с проблемами биологии и медицины, укрепило его в мысли о необходимости широкого синтетического подхода к современной ему науке. Применение новейших технических средств во время второй мировой войны поставило противоборствующие стороны перед необходимостью решения серьезных технических проблем (в основном в области противовоздушной обороны, связи, криптологии и др.). Основное внимание уделялось решению проблем автоматического управления, автоматической связи, электрических сетей и вычислительной техники. В., как выдающийся математик, был привлечен к работам в этой области, результатом чего было начало изучения глубоких аналогий между процессами, протекающими в живых организмах и в электронных (электрических) системах, толчок зарождению кибернетики. В 1945—1947 В. написал книгу ‘Кибернетика’, работая в Национальном кардиологическом институте Мексики (Мехико) у А.Розенблюта, соавтора кибернетики — науки об управлении, получении, передаче и преобразовании информации в системах любой природы (технические, биологические, социальные, экономические, административные и др.). В., которому в его исследованиях были близки традиции старых школ научного универсализма Г.Лейбница и Ж.Бюффона, серьезное внимание уделял проблемам методологии и философии науки, стремясь к широчайшему синтезу отдельных научных дисциплин. Математика (базовая его специализация) для В. была едина и тесно связана с естествознанием, и поэтому он выступал против ее резкого разделения на чистую и прикладную, так как: ‘...высшее назначение математики как раз и состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает ...Природа, в широком смысле этого слова, может и должна служить не только источником задач, решаемых в моих иссследованиях, но и подсказывать аппарат, пригодный для их решений...’ (‘Я — математик’). Свои философские взгляды В. изложил в книгах ‘Человеческое использование человеческих существ. Кибернетика и общество’ и ‘Кибернетика, или управление и связь в животном и машине’. В философском плане В. были очень близки идеи физиков Копенгагенской школы М.Борна и Н.Бора, декларировавших независимость от ‘профессиональных метафизиков’ в своем особом ‘реалистическом’ мировоззрении вне идеализма и материализма. Считая, что ‘...господство материи характеризует определенную стадию физики 19 века в гораздо большей степени, чем современность. Сейчас ‘материализм’ — это лишь что-то вроде вольного синонима ‘механицизма’. По существу, весь спор между механицистами и виталистами можно отложить в архив плохо сформулированных вопросов...’ (‘Кибернетика’), В. в то же время пишет, что идеализм ‘...растворяет все вещи в уме...’ (‘Бывший вундеркинд’). В. испытывал также значительное влияние позитивизма. Опираясь на идеи Копенгагенской школы, В. старался связать кибернетику со статистической механикой в стохастической (вероятностной) концепции Вселенной. При этом, по признанию самого В., на его сближение с экзистенциализмом повлияла пессимистическая интерпретация им понятия ‘случайность’. В книге (‘Я — математик’) В. пишет: ‘... Мы плывем вверх по течению, борясь с огромным потоком дезорганизованности, который в соответствии со вторым законом термодинамики стремится все свести к тепловой смерти — всеобщему равновесию и одинаковости. То, что Максвелл, Больцман и Гиббс в своих физических работах называли тепловой смертью, нашло своего двойника в этике Киркегора, утверждавшего, что мы живем в мире хаотической морали. В этом мире наша первая обязанность состоит в том, чтобы устраивать произвольные островки порядка и системы...’ (известно стремление В. сопоставить методам статистической физики также учения Бергсона и Фрейда). Однако тепловая смерть все-таки мыслится В. здесь как предельное состояние, достижимое только в вечности, поэтому в будущем флуктуации упорядочения и вероятны: ‘...В мире, где энтропия в целом стремится к возрастанию, существуют местные и временные островки уменьшающейся энтропии, и наличие этих островков дает возможность некоторым из нас доказывать наличие прогресса...’ (‘Кибернетика и общество’). Механизм возникновения областей уменьшения энтропии ‘...состоит в естественном отборе устойчивых форм ...здесь физика непосредственно переходит в кибернетику...’ (‘Кибернетика и общество’). По В., ‘...стремясь в конечном счете к вероятнейшему, стохастическая Вселенная не знает единственного предопределенного пути, и это позволяет порядку бороться до времени с хаосом... Человек воздействует в свою пользу на ход событий, гася энтропию извлеченной из окружающей среды отрицательной энтропией — информацией... Познание — часть жизни, более того — самая ее суть. Действенно жить — это значит жить, располагая правильной информацией...’ (‘Кибернетика и общество’). При всем при этом завоевания познания все-таки временны. В. никогда ‘...не представлял себе логику, знания и всю умственную деятельность как завершенную замкнутую картину; я мог понять эти явления как процесс, с помощью которого человек организует свою жизнь таким образом, чтобы она протекала в соответствии с внешней средой. Важна битва за знание, а не победа. За каждой победой, т.е. за всем, что достигает апогея своего, сразу же наступают сумерки богов, в которых само понятие победы растворяется в тот самый момент, когда она будет достигнута...’ (‘Я — математик’). В. называл У.Дж.Гиббса (США) основоположником стохастического естествознания, считая себя продолжателем его направления. В целом же воззрения В. возможно трактовать как казуалистические с влиянием релятивизма и агностицизма. По В., ограниченность человеческих возможностей познания стохастической Вселенной обусловлена стохастическим характером связей между человеком и окружающей его средой, так как в ‘...вероятностном мире мы уже не имеем больше дела с величинами и суждениями, относящимися к определенной реальной Вселенной в целом, а вместо этого ставим вопросы, ответы на которые можно найти в допущении огромного числа подобных миров...’ (‘Кибернетика и общество’). Что касается вероятностей, то само их существование для В. является не более чем гипотезой, вследствие того, что ‘...никакое количество чисто объективных и отдельных наблюдений не может показать, что вероятность является обоснованной идеей. Иными словами, законы индукции в логике нельзя установить с помощью индукции. Индуктивная логика, логика Бэкона, представляет собой скорее нечто такое, в соответствии с чем мы можем действовать, чем то, что мы можем доказать...’ (‘Кибернетика и общество’). Социальные идеалы В. были следующими: выступая за общество, основанное на ‘...человеческих ценностях, отличных от купли-продажи...’, за ‘...здоровую демократию и братство народов...’, В. возлагал надежды на ‘...уровень общественного сознания...’, на ‘...прорастание зерен добра...’, колебался между отрицательным отношением к современному ему обществу капитализма и ориентацией на ‘...социальную ответственность деловых кругов...’ (‘Кибернетика и общество’). Роман В. ‘Искуситель’ представляет собой вариант прочтения истории Фауста и Мефистофеля, в которой герой романа, талантливый ученый становится жертвой корысти деятелей бизнеса. В религиозных вопросах В. считал себя ‘...скептиком, стоящим вне вероисповеданий...’ (‘Бывший вундеркинд’). В книге ‘Творец и робот’ В., проводя аналогию между Богом и кибернетиком, трактует Бога как предельное понятие (типа бесконечности в математике). В., считая культуру Запада морально и интеллектуально слабеющей, возлагал надежду на культуру Востока. В. писал, о том, что ‘...превосходство европейской культуры над великой культурой Востока — лишь временный эпизод в истории человечества...’. В. даже предложил Дж.Неру план развития промышленности Индии посредством кибернетических заводов-автоматов во избежание, как он писал, ‘...опустошительной пролетаризации...’ (‘Я — математик’). (см. Кибернетика.)

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Смотреть что такое "ВИНЕР" в других словарях:

  • ВИНЕР —         (Wiener) Норберт (20.11.1894, Колумбия, Миссури, 18.3.1964, Стокгольм), амер. математик, один из создателей кибернетики. Учился у Дж. Сан таяньт, Дж. Ройса, Б. Рассела, Э. Гуссерля, Д. Гильберта. Первые исследования В. посвящены логике, в …   Философская энциклопедия

  • ВИНЕР — (Wiener) Норберт (1894 1964), американский математик и создатель КИБЕРНЕТИКИ. Сделал огромный вклад в разработку и развитие КОМПЬЮТЕРОВ; дал понятие системы ОБРАТНОЙ связи, управляющей поведением человека и машины. Разработал математическую… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • Винер — Винер  фамилия немецкого или еврейского происхождения. Известные носители: Винер, Лео (1862 1939)  известный лингвист, историк и переводчик. Профессор Гарвардского университета. Переводчик и редактор 24 томного собрания сочинений Льва… …   Википедия

  • Винер — (Wiener)         Норберт (26.11.1894, Колумбия, Миссури, 19.3.1964, Стокгольм), американский учёный. К 14 годам изучил высшую математику, в 18 лет стал доктором философии Гарвардского университета. Раннее развитие В. отражено в его книге «Я… …   Большая советская энциклопедия

  • Винер — (Георг Бенедикт Winer) известный немецкий богослов. Род. 1789 г., был профессором в Эрлангене и Лейпциге. Предметом его преподавания было отчасти экзегетическое богословие, отчасти систематическое. Чуждый узкой профессиональности, он останавливал …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Винер-Нёйштадт — У этого термина существуют и другие значения, см. Винер Нойштадт (значения). Винер Нёйштадт Местонахождение Земля Франца Иосифа Страна …   Википедия

  • Винер-Нойштадт (округ) — Bezirk Wiener Neustadt Land Страна:  Австрия Федеральная земля:  Нижняя Австрия Административный центр:  Винер Нойштадт Площадь:  969,72 км² Официальный язык нем …   Википедия

  • Винер (футбольный клуб) — Винер (нем. Wiener)  название ряда австрийских футбольных клубов. Винер Шпорт Клуб (нем. Wiener Sport Club)  футбольный клуб, основан 23 февраля 1883 года, трёхкратный чемпион Австрии, обладатель Кубка Австрии. Винер… …   Википедия

  • Винер Норберт — (Wiener) Винер Норберт (Wiener, Norbert) (1894 1964) Американский математик. В 14 лет окончил математический факультет, а в 18 лет защитил докторскую диссертацию в Гарвардском университете и стал доктором философии. Основоположник кибернетики и… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ВИНЕР (Wiener) Норберт — (1894 1964) американский ученый. В труде Кибернетика сформулировал основные положения кибернетики. Труды по математическому анализу, теории вероятностей, электрическим сетям и вычислительной технике …   Большой Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «ВИНЕР» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»