ВЕСЕЛАЯ НАУКА это:

ВЕСЕЛАЯ НАУКА

‘ВЕСЕЛАЯ НАУКА’ (старопровансальск. — gaya scienza) — (1) одно из самоопределений южнофранцузской рыцарской культуры, презентировавшей свой идеал в куртуазной поэзии трубадуров 11—12 вв. Термин ‘В.Н.’ выражает своего рода дисциплинарный характер любви трубадура к Донне как нормативной поведенческой парадигмы рыцаря (исходно сложение панегирических стихотворений супруге сюзерена входило в число обязательных требований рыцарского оммажа и вассального фуа). По формулировке Бернарта де Вентадорна, ‘В мире такой уж порядок: // Положено Донну любить, // А Донне — к любви снисходить’. В куртуазной системе отсчета любовь мыслится не столько как индивидуальный личностно-субъективный психологический опыт, сколько как дисциплина (‘наука’), которой можно овладеть, подключившись к соответствующей традиции. Последнее предполагает освоение жестко заданных норм куртуазного поведения как правил игры, соблюдение которых обеспечивает возможность пребывания в пределах куртуазного универсума как виртуального культурно-коммуникативного пространства внутри ортодоксальной христианской средневековой традиции. Дисциплинарный характер куртуазной поэзии позволил Хейзинге интерпретировать творчество трубадуров в категориях игры, возможность чего обеспечивается наличием эксплицитно сформулированных правил куртуазного канона, с одной стороны, и безграничной вариабельностью порождаемых в рамках этого канона ситуаций, с другой. Игровой характер куртуазной лирики был зафиксирован в свое время и Пушкиным, отметившим в этой связи, что ‘истинная страсть не может выражаться триолетами’. Более того, если куртуазная любовь, как ‘галантная’ наука, предполагает овладение так называемыми правилами любви’, то правила эти по своей природе реально являются правилами лирического стихосложения: одно из значений провансальск. amor — поэтический язык. В конечном счете любовь идентифицируется для трубадура с поэзией, a ars amandi отождествляется с правилами творческого мастерства (сам провансальск. термин ‘трубадур’ восходит к старопровансальск. trobar — изобретать). Позднее, в немецком миннезанге, продолжившем традиции классической провансальской куртуазной лирики, данная имплицитная установка трубадуров отрефлексирована и выражена в явном виде: ‘Мирская мудрость в том порука: // Любовь от неучей бежит. // Любовь — блаженная наука // Для тех, кто смел и даровит’ (Бургграф фон Ритенбург). Что же касается веселости, то веселье и радость (joi) входит в число фундаментальных рыцарских добродетелей, в рамках которых служить Амору — значит: ‘Так жить, как хочет красота, // Честь, юность, здравый смысл, учтивость, // И радость, и сладкоречивость’ (‘Фламенка’). Не соблюдающий требования радости и нарушивший табу на ревность перестает — вне каких бы то ни было возрастных факторов — и быть юным (см., например, д'Арчимбаута во ‘Фламенке’, эволюционировавшем от молодого красавца-жениха до дряхлого ревнивого старца за два года сюжетного времени). Отсюда — типичная для трубадуров формулировка Бертрана де Борна: ‘А чтобы Донну молодой считали, // Достойных чтить ей подаю совет’. Аналогично, gaya scienza должна удовлетворять требованию веселости (‘без радости и песни нет’ у Гираута Рикьера), т.е. предполагает способность певца поддерживать мажорную эмоциональную тональность лирики при неблагоприятном стечении обстоятельств и даже в случае получения от Донны отказа (‘разум ставит запрет отчаянью’ у Фолькета Марсельского). Таким образом, радость в любви выступает фундаментальным парадигмальным основанием куртуазной культуры, а ее семантико-аксиологическим обеспечением является подразумеваемое восхождение рыцаря к верховному благу и Божественной истине на путях любви к земной женщине, чья красота понята не просто как свечение благодати Творца в творении, но как безупречная презентация абсолюта в единичном (одним из оснований куртуазной культуры является ориентация на доплотиновский платонизм, транслированный в Южную Францию из арабизированной Испании), с одной стороны, и как откровение — с другой: ‘В своем веселье сколь любовь мудра!’ (Пейре Видаль). В рамках более поздней традиции в контексте посткуртуазной версии лирической поэзии в 1324 в Тулузе была основана ‘Консистория В.Н.’, призванная поощрять бюргерских эпигонов трубадуров, редуцировавших сложный и многоуровневый символизм классической куртуазной традиции до непосредственной персонификации в образе Дамы — Приснодевы (от Донны — к Мадонне). (2) Произведение Ницше (1882), в рамках которого реализует себя стратегия ‘переоценки всех ценностей’. Важнейшим аспектом этой работы, выступившим позднее одним из центральных узлов преемственности в развитии философской традиции от модернизма к современности, явилась заложенная в ‘В.Н.’ программная установка на методологию языковых игр и своего рода семантический волюнтаризм, оказавшие глубокое влияние на философию 20 в. (игровой этимологизм Хайдеггера, игровая концепция культуры Хейзинги, модель соотношения сакрального и игрового начал в истории у Р.Кайюа, трактовка игры в качестве фундаментального феномена человеческого бытия у Э.Финка, моделирование бытия интеллектуала как рафинированной игры смыслов и со смыслами у Гессе и т.п.). (3) Термин, метафорически используемый в философии постмодернизма (введен Деррида) для обозначения собственно философии, понятой не в качестве линейно разворачивающейся кумулятивной традиции приращения абсолютного знания, но как принципиально нелинейный флуктуационный процесс, подчиненный игре случайностей, генерирующей открытое пространство для неограниченной игры смысла и семантического плюрализма: ‘игры смысла’ у Делеза, ‘игры истины’ у Фуко, универсальный ‘игровой принцип’ у Деррида и др. Согласно позиции Фуко, именно в игровом режиме должна быть выстроена ‘история истины’, т.е. такая история, которая ‘была бы не историей того, что может быть истинного в знаниях, а анализом ‘игр истины’, игр истинного и ложного, игр, через которые бытие исторически конституирует себя как опыт, то есть как то, что может и должно быть помыслено’. Неслучайно, что Фуко выстраивает методологию исследования нелинейных динамик (см. Генеалогия) на основе переосмысления ницшеанской ‘В.Н.’. (см. также ИГРА, ИСТИНА, ОПЫТ.)

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Смотреть что такое "ВЕСЕЛАЯ НАУКА" в других словарях:

  • ВЕСЕЛАЯ НАУКА — «ВЕСЕЛАЯ НАУКА» (провансальск. Gaya scienza) – поэзия школы трубадуров из Тулузы (основанной в 1324). Ницше использовал это выражение в качестве заголовка для одного из своих произв., чтобы показать свое преклонение перед провансальским… …   Философская энциклопедия

  • ВЕСЕЛАЯ НАУКА — (старопровансальск. gaya scienza) одно из самоопределений южнофранцузской рыцарской культуры, презентировавшей свой идеал в куртуазной поэзии трубадуров 11 12 вв. Термин «В.Н.» выражает своего рода дисциплинарный характер любви трубадура к Донне… …   Новейший философский словарь

  • «ВЕСЕЛАЯ НАУКА» — (провансальск. Gaya scienza) поэзия школы трубадуров из Тулузы (основанной в 1324). Ницше использовал это выражение в качестве заголовка для одного из своих произв., чтобы показать свое преклонение перед провансальским трубадуром, «объединившим в …   Философская энциклопедия

  • ВЕСЕЛАЯ НАУКА — (старопровансальск. gaya scienza) (1) одно из самоопределений южнофранцузской рыцарской культуры, презентировавшей свой идеал в куртуазной поэзии трубадуров 11 12 вв. Термин В.Н. выражает своего рода дисциплинарный характер любви трубадура к… …   История Философии: Энциклопедия

  • НИЦШЕ — (Nietzsche) Фридрих (1844 1900) нем. философ, представитель философии жизни, поэт. С детства обнаружил поэтические и музыкальные способности, с последнего курса филологического факультета Лейпцигского ун та (1869) был приглашен на должность проф …   Философская энциклопедия

  • КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… …   История Философии: Энциклопедия

  • Ницше Фридрих — (1844 1900) рассматривается как предтеча философии жизни. Его философские воззрения своего рода реакция на философию Гегеля. В своем творчестве он испытал влияние Шопенгауэра, хотя во многом отошел от него и создал свою систему философии… …   Великие философы: учебный словарь-справочник

  • Ницше Фридрих — Ницше как интерпретатор собственной судьбы     Беспощадный критик прошлого, ниспровергатель традиционных ценностей, возвестивший о новом типе человека, Фридрих Ницше (1844 1900) писал: «Я знаю свою судьбу. Мое имя будут вспоминать в связи с… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Ф.Ницше: по ту сторону добра и зла — кратко Фридрих Ницше (1844 1900) рассматривается как предтеча философии жизни. Его философские воззрения своего рода реакция на философию Гегеля. В своем ворчестве он испытал влияние Шопенгауэра, хотя во многом отошел от него и создал свою… …   Малый тезаурус мировой философии

  • Эстетика — составляет особую отрасль философии, занимающуюся красотой и искусством. Самый термин Э. происходит от греческого αίσθετικός, что значит чувственный, и в таком смысле встречается еще у самого основателя науки о прекрасном, Канта, в Критике… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Веселая наука, Фридрих Ницше. На обложке репродукция с картины Эдварда Берн-Джонса `Атлант, превращенный в камень`… Подробнее  Купить за 710 руб
  • Веселая наука, Ницше, Фридрих Вильгельм. Фридрих Ницше — немецкий философ, филолог-классик, поэт, автор таких известных трудов, как «Рождение трагедии из духа музыки», «По ту сторону добра и зла», «Генеалогия морали», «Сумерки… Подробнее  Купить за 122 руб
  • Веселая наука, Ницше Ф.. Фридрих Ницше — немецкий философ, филолог-классик, поэт, автор таких известных трудов, как&# 171;Рождение трагедии из духа музыки&# 187;,&# 171;По ту сторону добра и зла&# 187;,&#… Подробнее  Купить за 98 руб
Другие книги по запросу «ВЕСЕЛАЯ НАУКА» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»