ЯН это:

ЯН

ЯН и ИНЬ
взаимносопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма, а также китайский символ двойственного распределения сил, включающий активный или мужской принцип (Я.) и пассивный, или женский, принцип (И.). Обладает формой круга, разделенного надвое линией, напоминающей сигму; образованные таким образом две части приобретают динамическую интенцию, которой не бывает, когда деление осуществляется с помощью диаметра. (Светлая половина представляет силу Я., а темная — означает И.; однако каждая из половин включает в себя кружок — вырезанный из середины противоположной половины, таким образом символизируя тот факт, что каждый из модусов должен содержать в себе зародыш своей противоположности.) Предполагалось, что природа и человек порождаются Землей и Небом. В момент начала Бытия прозрачный воздух, эфир, в Пустоте отделяется от Хаоса, трансформируются и порождают Небо; тяжелый и мутный воздух, осаждаясь, образует Землю. Соединение, сцепление мельчайших частиц Неба и Земли осуществляется при помощи Я. и И., взаимодействующих и взаимопреодолевающих друг друга сил, а также начал Зла и Добра, Холода и Тепла, Тьмы и Света. Взаимообусловленность и взаимозависимость Я. и И. описывались в контексте нарастания одного в другом, прохождения стадии предела преобладания одного, затем — другого и обратно. Бесконечный процесс мирового движения, активного бытия выстраивается концентрическими кругами вокруг условного центра мироздания, ассоциирующегося для человека с чувством гармонии, уверенности, покоя. И. (Земля) и Я. (Небо) порождают четыре времени года и все вещи мира (и неодушевленные предметы, и одушевленные существа), выступающие как субстанция ‘жизненной энергии’ (‘ци’ — кит., ‘ки’ — япон.). Взаимодействие И. и Я. продуцирует пять главных стихий, способных переходить друг в друга: дерево, землю, воду, огонь и металл. Бесконечное небо, обозначаемое бесконечной линией (окружностью); земля, ввиду своей ограниченности в пространстве, описываемая знаком квадрата вкупе с человеком, символом которого выступает треугольник — феномены таинства жизни, проходящей череду метаморфоз (‘схватываемых’ магическими знаками-символами ‘гуа’) — в центре их классического изображения в виде круговой схемы и помещается ‘монада’ жизни — взаимодополняющие друг друга И. и Я. Они — первооснова всяческих перемен, несущая конструкция ‘Великого предела’ (‘Тайц-зы’) — неизбывного источника. Я. выступает как ‘внутренняя’ жизнь, наступающее, созидающее мужское начало; И. — как внешний мир, отступающий, разрушающийся — женская ипостась двуединого основания бытия. Внутренние органы человека и их совокупности (комплексы) подразделяются на Я.- и И.-’подсистемы’. Я.-органы подвержены воздействиям состояний сознания и неосознаваемых психических импульсов, здоровье организма обусловливается И.-органами. Испуг, тревога, волнение (и прочие Я.-влияния) способны деструктивно влиять на И.-органы. Взаимопревращение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопоглощение, взаимосозидание всего и вся — Я. и И. — всего, что может быть понято и постигнуто человеком, и того, что лежит за пределами его понимания, — основной закон дао. Теория И. и Я. зародилась в середине 1 тысячелетия до н.э. В традиции современного сексуально-эротического городского фольклора европейского типа символ И. и Я. приобретает значение, существенно дополняющее эталонные поведенческие модели. Постулируется не только неразрывное единство, взаимная ответственность и необходимость гармонии любящих людей, — провозглашается высокая ценность готовности влюбленных индивидов к самотрансформациям (не обязательно осознаваемым и рационально мотивируемым) с целью достижения соответствия инициируемым внешней средой спонтанным душевным и телесным метаморфозам своего близкого, а также подлинно человечески смысл и звучание феномена присутствия в ‘И. — Я.’-союзах приобретенных и интериоризированных духовных черт друг друга.

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Синонимы:

Смотреть что такое "ЯН" в других словарях:

  • Ян — (настоящая фамилия Янчевецкий) Василий Григорьевич (1874/75, Киев – 1954, Звенигород), русский писатель. В. Г. Ян   Родился в семье учителя греческого и латинского языков. Учась на историко филологическом ф те Петербургского ун та опубликовал в… …   Литературная энциклопедия

  • Ян — (имя)  мужское имя. Ян (фамилия)  фамилия. Ян, Тьерсен  французский мультиинструменталист, композитор минималист и дирижер. Ян (философская категория)  антипод Инь Ян (индигет)  бог у древних римлян, индигет Инь и… …   Википедия

  • ЯН —         см. Инь и ян. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ЯН …   Философская энциклопедия

  • ЯН — [кит. «светлый»] в традиционной китайской космологии: мужское, положительное начало, проявляющееся в деятельности, высоте, свете, тепле, сухости и взаимодействующее со своей противоположностью ИНЬ. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. ян… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ян — милость Божия; Иоанн, Иван Словарь русских синонимов. ян сущ., кол во синонимов: 6 • иван (9) • имя (1104) …   Словарь синонимов

  • ЯН — (Yang) Чженьнин (р. 1922), американский физик, родившийся в Китае. В 1957 г. разделил с Ли Цундао Нобелевскую премию в области физики за открытие нарушений в сохранении ЧЕТНОСТИ. Они изучали распад К мезонов, которые после разрушения, как… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • ЯН — (настоящая фамилия Янчевецкий) Василий Григорьевич (1874/ 1875 1954), русский писатель. Историческая трилогия Нашествие монголов романы Чингисхан (1939; Государственная премия СССР, 1942), Батый (1942), К последнему морю (опубликован в 1955)… …   Русская история

  • Ян — ( янович, яновна) …   Русский орфографический словарь

  • ян — ян, нескл., ср. (понятие китайской философии) …   Русский орфографический словарь

  • Ян — русск. мужское имя отч. Янович, Яновна Словарь личных имён и отчеств (с календарем именин). И. Мостицкий. 2011 …   Словарь личных имен

Книги

Другие книги по запросу «ЯН» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»