ЮМ это:

ЮМ

ЮМ
(Hume) Дэвид (1711—1776) — британский дипломат, историк, философ, публицист эпохи Просвещения. Сформулировал главные принципы новоевропейского агностицизма. Один из предтечей позитивизма. Основные философские сочинения: ‘Трактат о человеческой природе, или Попытка применить на опыте метод рассуждения к моральным предметам’ (1739—1740), ‘Опыты’ (‘Эссе’, 1741), ‘Исследование о человеческом познании’ (1748), ‘Исследование о принципах морали’ (1752), ‘Диалоги о естественной религии’ (опубликованы в 1779) и др. В центре философских размышлений Ю. находилась проблема человека. Полагая, что ‘все науки в большей или меньшей степени имеют отношение к человеческой природе’, Ю. считал особо значимой разработку философской концепции человека. В качестве же первооснования последней, по Ю., призвана выступить теория познания. Человек, согласно Ю., — существо разумное, общественное, деятельное, а также в силу разнообразных потребностей склонное к ‘различным делам и занятиям’ вкупе с увлечением наукой. Крайности в философских трактовках человека Ю. осуждал, ибо, по его мнению, ‘смешанный образ жизни’ людей не дает этому достаточных посылок. Ю. стремился преодолеть как традиционно резкое (в духе рационализма) противопоставление опыта и разума, который якобы извне и post factum коррелирует материал, предоставляемый органами чувств, так и крайний эмпиризм идеи бездуховного, эмоционально-непредрасположенного субъекта, пользующегося исключительно односторонне-чувственным самодостаточным опытом. Ю. не счел необходимым увязывать построение теории познания с исследованием проблемы способов возникновения ощущений людей, считая этот вопрос уделом ‘анатомов и естественников’. Исходным пунктом собственной модели теории познания Ю. избрал понятие ‘впечатление’. ‘Впечатления’ у Ю. — готовые, имеющиеся в душе, ‘все наши более живые восприятия, когда мы слышим, видим, осязаем, любим, ненавидим, желаем, хотим’. ‘Для ‘впечатлений’, — утверждал Ю., — ‘не существует отдельного имени ни в английском, ни в каком-либо другом... языке’. Ю. развел ‘впечатления рефлексии’ и ‘впечатления ощущения’. Последние он элиминировал из своей теоретико-познавательной схемы: ‘Ум никогда не имеет перед собой никаких вещей, кроме восприятий, и они никоим образом не в состоянии произвести какой бы то ни было опыт относительно соотношения между восприятиями и объектами’. Согласно Ю., мышление людей в состоянии лишь связывать, переставлять, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый чувствами и опытом: ум снимает ‘копию’ с первоначального впечатления и образует ‘идею’ — ‘менее живое восприятие’. Идеи сохраняются также и в случаях исчезновения породивших их восприятий. Идеи способны формировать последующие идеи и т.д. Опыт у Ю. оказывается сложной чувственно-рациональной структурой. (Вопрос о реальном существовании материальных объектов, источников наших впечатлений как теоретическую проблему Ю. не решал, хотя и не сомневался в их существовании в контексте обыденной практики.) Так могут возникать любые идеи: рассудок человека, например, формулирует идею Бога, ставя человеческие качества мудрости и доброты вне всяких границ. Связывание идей возможно лишь как результат деятельности мышления и не зависит от наличия объективного аналога итога такого связывания. Причинно-следственные же связи между фактами открываются лишь посредством опыта. Основанием познания причинности выступает воспроизводящийся опыт того же рода, как и обособившаяся привычка мыслить, существующая как закон причинности, неотъемлемо связанный с неким ‘инстинктом причинности’. По Ю., в основании соединения идей лежит мягкая, связующая, ассоциирующая сила (начало, качество): ‘каждый единичный объект, принадлежащий к какому-нибудь виду, постоянно бывает связан с некоторым единичным объектом, принадлежащим к другому виду’, и ‘появление всякого нового единичного объекта того или другого вида, естественно, переносит мысль к его обычному спутнику’. Ю. первым по-настоящему серьезно исследовал ‘причинность’ как явление и понятие. По Ю., на основании только лишь примеров мы никогда не бываем в состоянии открыть необходимую связь между явлениями природы... То, что принято называть ‘причиной’, — это не более чем присущая душе человека привычка наблюдать одно явление после другого и заключать из этого, что явление более позднее во времени зависит происхождением от более раннего. Осознание реального характера причинных связей Ю. именовал верой: ‘Разум никогда не может убедить нас в том, что существование одного объекта всегда заключает в себе существование другого; поэтому, когда мы переходим от впечатления одного объекта к идее другого или к вере в этот другой, то побуждает нас к этому не разум, а привычка, или принцип ассоциации’. Согласно Ю., причинность выживает как принцип лишь в границах тех дисциплин, которые удается трансформировать в отрасль психологии (религиоведение, гражданская история и этика), ибо ‘все мнения и понятия о вещах, к которым мы привыкли с детства, пускают корни так глубоко, что весь наш разум и опыт не в силах искоренить их, причем влияние этой привычки не только приближается к влиянию постоянной и нераздельной связи причин и действий, но и во многих случаях превосходит его’, при этом ‘...более половины мнений, преобладающих среди людей, обязаны своим происхождением воспитанию...’. Высшая цель человеческого познания — интегрирование эмпирически установленных причин естественных явлений и подчинение многообразия особых следствий ограниченной совокупности общих конечных причин. Закон причинности приложим лишь к сфере опыта: переход от эмпирии к трансцендентному недопустим. Проблема существования сложной объективной структуры индивидуального опыта, которую сформулировал Ю., результировалась впоследствии в сопряженной концепции Канта. Рассуждения и выводы Ю. по этому вопросу стали теми достижениями философии, которые содействовали ее дальнейшей эволюции и генезису ее новых направлений. Человек у Ю. социален по своей собственной природе и постепенно эволюционирует, адаптируя разнообразные общественные добродетели. Выгода социального устройства жизни людей связана с сопутствующим процессом роста ‘силы, умения и безопасности’. Частная собственность и справедливость, отнюдь не предполагающие социального равенства, — основы процветания общества в понимании Ю.: ‘Историки и здравый смысл могут просветить нас относительно того, что, какими бы благовидными ни казались идеи полного равенства, реально в сущности они неосуществимы. И если бы это было не так, то это было бы чрезвычайно пагубно для человеческого общества. Сделайте когда-либо имущество равным, и люди, будучи различными по мастерству, прилежанию и трудолюбию, немедленно разрушат это равенство. А если вы воспрепятствуете этим добродетелям, вы доведете общество для величайшей бедности и, вместо того, чтобы предупредить нужду и нищету, сделаете ее неизбежной для всего общества в целом’. Религиозные постулаты, возникающие как результат психологической потребности чувства, не могут, по Ю., быть постигнуты, в них можно лишь верить: опыт принципиально невозможен относительно универсума, в качестве первопричины которого примысливается Бог, а, следовательно, связи первопричины и мира не допускают каких-либо содержательных и осмысленных реконструкций. Критика вслед за Беркли ‘духовной субстанции’ переросла у Ю. в отрицание традиционной религии, противопоставление ей ‘естественной религии’ и жесткую полемику с официальной церковью. Ю. придумал и ввел в научный оборот понятие ‘философская интоксикация’, значимое в психотерапевтической диагностике.

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Синонимы:

Смотреть что такое "ЮМ" в других словарях:

  • ЮМ — (Hume) Дэвид (1711 1776) шотл. философ, историк, экономист, эссеист. Его основное филос. соч. «Трактат о человеческой природе» (1740) вызвало поначалу довольно вялую реакцию. Именно негативное отношение к «Трактату» клерикальных кругов и… …   Философская энциклопедия

  • ЮМ — Дэвид Юм (1711 1776) крупнейший английский философ, историк, экономист и публицист. Родился в шотландской дворянской семье, в Эдинбурге. Получил ирокое юридическое образование в Эдинбургском университете. Основные философские труды: Трактат о… …   Энциклопедия социологии

  • Юм — (англ. Hume)  английская фамилия. Известные носители: Юм, Дэвид (1711 1776)  шотландский философ. Юм, Джозеф (1777 1855)  английский политический деятель. Юм, Джордж (1862 1936)  английский шахматный композитор …   Википедия

  • ЮМ — (Hume) Дэвид (1711 1776) британский дипломат, историк, философ, публицист эпохи Просвещения. Сформулировал главные принципы новоевропейского агностицизма. Один из предтечей позитивизма. Основные философские сочинения: «Трактат о человеческой… …   Новейший философский словарь

  • ЮМ — муж. более мн. юмы, груды, ряды обжигаемого кирпича. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • юм — сущ., кол во синонимов: 1 • философ (63) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ЮМ — (Hume) Дейвид (1711 76), англ. философ и историк. Окончил Эдинбургский ун т (1734). Находился на гос., в т. ч. дипломатич. службе. Выйдя в 1769 в отставку, стал секретарём созданного в Эдинбурге филос. об ва, объединявшего видных деятелей… …   Демографический энциклопедический словарь

  • Юм — прізвище * Жіночі прізвища цього типу як в однині, так і в множині не змінюються …   Орфографічний словник української мови

  • ЮМ — юный механик …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Юм — (Hume)         Дейвид (7.5.1711, Эдинбург, Шотландия, 25.8.1776, там же), английский философ, историк, экономист и публицист. Сформулировал основные принципы новоевропейского Агностицизма; предшественник Позитивизма. Родился в семье небогатого… …   Большая советская энциклопедия

Книги

  • Юм, Дэвид, Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Дэвид Юм (Давид Юм, Дейвид Юм, англ. David Hume; 7 мая… Подробнее  Купить за 1125 руб
  • Юм, И. С. Нарский. В книге дается краткий очерк жизни и анализ воззрений видного английского философа XVIII в. Давида Юма. Автор критикует его субъективно-идеалистическую и агностическую концепцию и вместе с… Подробнее  Купить за 180 руб
  • Давид Юм. Малые произведения, Давид Юм. В июле 1995 года издательство Канон выпустило в свет программное произведение выдающегося английского философа и историка Давида Юма - Трактат о человеческой природе . Трактат вышел в двух… Подробнее  Купить за 174 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «ЮМ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»