ЭПИКТЕТ это:

ЭПИКТЕТ

ЭПИКТЕТ
(греч. Epictetus — не имя собственное, а разговорное прозвище раба — ‘приобретенный’) (50— 125/135/138?) — античный философ, представитель позднего стоицизма. Родился рабом во Фригии. Вольноотпущенник (с 68). Учителями философии для Э. явились стоики — Музоний Руф и Эфрат. Идеалом для профессионального подражания Э. избрал Сократа, выступавшего в первую очередь как наставник и лектор, а не как сочинитель. После высылки всех философов из Рима императором Домицианом в 94, удалился в Никополь — крайне провинциальное место, дабы соблазны больших городов не отвлекали его учеников. Там Э. создал свою философскую школу. Основные сочинения: ‘Беседы или Рассуждения’ (записи лекций слушателем Аррианом (96—180), сохранились 4 из 8 книг), ‘Энхиридион’ (учебник на основе бесед) и др. Согласно мировоззрению Э., окружающий нас мир — это мир тел, являющих собой сочетание двух начал: ‘логоса’ (см. Логос) — разумного начала и ‘фюсиса’ (природы) — начала созидающего. Благодаря Логосу (предмета логики как научной дисциплины) люди способны усматривать связи окружающего мира, понимать законы, пользоваться языком. Бог у Э. — это природа: Логос — ответственен за единство и порядок мироздания, в результате чего природа оказывается разумной и доступной разумению (ибо управляема законами). Вселенная Э. поэтому — ‘наилучшая из возможных’. По Э., человеческие существа — единственные в мире, обладающие Логосом, задающим цель жизни — обретение добродетели, согласной с разумом. В пределе своем именно такую модель существования, согласно Э., и репрезентирует жизнь философов. Хотя счастье доступно и не только им: по убежденности Э., ‘бог создал всех людей для их счастья’. В духе традиционных максим стоицизма Э. учил тому, что лишь часть душевных качеств индивидов (действия) находится в их власти: желание, воля, отвращение, мнение. (Понимание этого, с точки зрения Э., приходит нам вместе с постижением истинной природы мира и подлинной природы человека. Такое понимание — считал Э., — предполагает постоянные упражнения в его обретении.) ‘Внешними’ же для нас выступают наши ‘свойства’ (у Э. — богатство, сила, репутация), которые нам неподконтрольны. Свобода людей, по Э., — в ограничении сокровенных желаний теми, которые находятся в нашей власти и почитание всех ‘внешних’ вещей и собственных характеристик — безразличными. Поддаваясь влечению к последним, полагал Э., — человек утрачивает свою свободу. (Высказывание Э. о том, что ‘людей мучают не вещи, а представления о них’ было начертано на потолке библиотеки у Монтеня.) Добродетельная жизнь, по Э., есть совершенное осуществление человеческой природы. Нельзя желать, чтобы вещи существовали иначе, — надо, чтобы индивидуум обретал гармонию с Логосом вселенной. С точки зрения Э., ‘главное — иметь здравые представления о бытии богов и их мудром управлении Вселенной. Повинуйся им, мирись со всем происходящим без ропота, следуй воле провидения’. Определяющая значимость в учении Э. придавалась мотиву поступка, индивидуальному выбору или намерению, а не последствиям: ‘Твое дело — хорошо исполнить возложенную на тебя роль; жить без лжи в словах и действиях; выбор же роли — дело другого’. Именно поэтому Э. учил никогда не горевать об утраченном, сколь бы значимым оно не являлось. Э. — традиционно оценивается как самый ортодоксальный из поздних стоиков, ближе всех подошедший к осуществлению стоического идеала, ибо его философия стала его жизнью. Подлинной новацией для культуры Европы было осмысленное и последовательное дистанцирование Э.-стоика от установки на достижение абстрактного идеала — он предпочел направление подлинно добродетельной повседневной жизни. После смерти Э. был назван ‘другом бессмертных’. (‘Если бы тебя усыновил царь, — учил Э., — твое высокомерие не знало бы пределов. Почему же ты не гордишься сознанием, что ты сын божий?’)

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Смотреть что такое "ЭПИКТЕТ" в других словарях:

  • ЭПИКТЕТ — (Epictetus букв. «Прикупленный»: вероятно, рабская кличка) (ок. 50 после 120) крупный представитель позднего стоицизма. В юности Э. был рабом, получив свободу, жил в бедности; в 89 вместе с др. философами был выслан из Рима и поселился в Никополе …   Философская энциклопедия

  • Эпиктет — (ок. 50 ок. 140 гг.) греческий философ стоик, родился в Гиерополе (Фригия), жил в Риме Свободный это тот, у кого все происходит в соответствии с его свободой воли и кому никто не может помешать. Что же, сумасбродство ли свобода? Ни в коем случае! …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Эпиктет — Έπίκτητος Дата рождения: около …   Википедия

  • Эпиктет —     Эпиктет родился в Гиераполисе, во Фригии, в 50/60 г. н.э. Еще будучи рабом, он начал слушать лекции Музония, который пробудил его собственную мысль. Изгнанный из Рима Домицианом вместе с другими философами (ок.92 г.) он покинул Италию, осев в …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Эпиктет — а, муж.; стар. Епиктет, а.Отч.: Эпиктетович, Эпиктетовна; разг. Эпиктетыч.Производные: Пикта; Тета.Происхождение: (Греч. epiktetos приобретенный.)Именины: 20 июля Словарь личных имён. Эпиктет Приобретенный (греч.). 20 (7) июля – преподобномученик …   Словарь личных имен

  • ЭПИКТЕТ —     ЭПИКТЕТ (Επίκτητος) (2 я пол. 1 в. 1 я пол. 2 в. н. э.), философ стоик, представитель Поздней Стой, ученик Музония Руфа.     Биография. Годы жизни устанавливаются приблизительно. Традиционная датировка рождения ок. 50 н. э. (в Diss. I 7, 32… …   Античная философия

  • Эпиктет — фидософ стоик, живший в конце I и начале II века по Р. Хр.Родился в Фригии; был рабом вольноотпущенника Эпафродита; обучался вРиме стоической философии у Музония Руфа, к которому питал величайшееуважение; в 94 м году при Домициане был изгнан из… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Эпиктет — Эпиктет, Epiktetos, ок. 50 ок. 138 гг. н. э., греческий философ. Родился рабом в Гиерополе во Фригии. Впоследствии жил в Риме среди рабов Эпафродита, секретаря Нерона. Ок. 80 г. слушал лекции известного стоика Музония Руфа. Освобожденный ок. 90 г …   Античные писатели

  • ЭПИКТЕТ — (ок. 55 135) Фтософ стоик из Фригии, вольноотпущенник, занимавшийся преподаванием в Риме, впоследствии – в Никополе, имел большой круг учеников. Среди последних был историк Арриан, опубликовавший заметки о лекциях Эпиктета – «Руководство морали» …   Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

  • ЭПИКТЕТ — (ок. 55 135) Фтософ стоик из Фригии, вольноотпущенник, занимавшийся преподаванием в Риме, впоследствии – в Никополе, имел большой круг учеников. Среди последних был историк Арриан, опубликовавший заметки о лекциях Эпиктета – «Руководство морали» …   Список древнегреческих имен

  • Эпиктет — греческий философ стоик, живший в конце I и начале II века нашей эры. Главная задача философии заключается, по его мнению, в том, чтобы сделать человека свободным и счастливым. Для этого человек должен ясно различать между тем, что находится в… …   1000 биографий

Книги

Другие книги по запросу «ЭПИКТЕТ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»