ЭМПЕДОКЛ ИЗ АКРАГАНТА, СИЦИЛИЯ это:

ЭМПЕДОКЛ ИЗ АКРАГАНТА, СИЦИЛИЯ

ЭМПЕДОКЛ из Акраганта, Сицилия (490/487/482— 430/424/423) — древнегреческий философ, врач, жрец и чудотворец, оратор и государственный деятель, почитался учениками как божество. По преданию, отказался от царской власти в пользу занятий философией. Согласно Аристотелю, создатель риторики. Основные сочинения: ноэмы ‘Очищения’ и ‘О природе’ — сохранилась 1/10 стихов (порядка 350). Мировоззрение Э. отличалось явным дуализмом (мировоззрения поэм противоречат друг другу): профетическая религия спасения соседствовала с натурализмом, мистика метемпсихоза — с элементами научного рационализма, первобытная по сути демонология — с ориентацией на опыт. (Не случайно, что в литературно-философской историографии Э. именуют то ‘поэтичнейшим из философов’, то ‘философичнейшим и ученейшим поэтом’.) Объяснения этому феномену выдвигались различные: от скачкообразной духовной эволюции Э. до его принципиального дуализма (наличие ‘водонепроницаемых перегородок’ в его голове и, соответственно, в философском учении). По Гегелю, ‘Эмпедоклово понятие синтеза не потеряло значения до настоящего времени’. Космогония Э. в целом носила натуралистический характер: оболочка космоса — затвердевший эфир, огненные звезды прикреплены к небесному своду в отличие от планет, свободно парящих в пространстве. Космос — лишь небольшой фрагмент Вселенной, остальное — необработанная материя. Разделяя мистическое миропонимание орфиков, Э. утверждал, что неизменные самотождественные элементы мира, ‘корни всех вещей’ (огонь, воздух, земля, вода), вечно находясь в состоянии смешения, соединения и разделения, несотворимы и неуничтожимы. Элементы эти, произошедшие ‘от природы и случаем’, по мысли Э., переходят из одного крайнего состояния абсолютного смешения и в противоположное — абсолютного разделения под воздействием активных нематериальных начал — ‘Любви’ и ‘Вражды’. (Кодировка главных понятий миропонимания Э. являлась чисто мифологической: огонь — Зевс, земля — Гера и т.д.) Одной из фаз этого процесса у Э. выступает ступень зоогоническая. (У Э. идея морфологической соотнесенности Вселенной и человека, макро-и микрокосма, как и у философии досократиков в целом, принципиальна и осознана.) Живые существа, по Э., формируются путем отбора наиболее приспособленных к жизни комбинаций фрагментов их тел. Члены, неспособные соединиться в организм, превращаются в неудачно сочлененных ‘монстров’, последние, в свою очередь, — в бисексуальные образования. Последней стадией этого процесса является формирование полноценных животных с половой дифференциацией. Не разделяя чувственное восприятие и интеллект, Э. утверждал, описывая наряду с физическими и физиологическими процессами, также и феномен ощущений у живых организмов, что от воспринимаемого объекта постоянно отделяются материальные ‘истечения’, проникающие в ‘поры’ органов чувств. Э. выступал сторонником учения о цепи перевоплощений души в телах растений, животных и людей как наказании за преступление меры (ср. с семантикой апейронизации у Анаксимандра). После очищения от скверны этот ‘круг рождений’ завершается. В конце жизни уехал в Пелопоннес, где и умер (есть легенда, согласно которой Э. бросился в кратер Этны). В 20 в. к творчеству Э. обратились представители художественного модерна (во многом благодаря Кэрроллу), его трактовали как основоположника ‘неевклидовского видения реальности’, как протагониста художественной картины мира неклассического типа. По текстам Э. предпринимались попытки решения ряда вопросов исторического глоттогенеза теоретических дисциплин (было выяснено, что эпитеты Э. всегда оттеняют ‘какую-нибудь сущность или внутреннюю активность вещи’). Творчество Э. рассматривается в контексте мифопоэтических корней его языка; его словаря и спектра вербальных средств выразительности; логических и коммуникативно-дидактических характеристик. В настоящее время остаются открытыми проблема генезиса философии Э., равная проблеме исторического начала философии как таковой, а также теоретическая реконструкция его понимания рационального знания: субъект философии Э. не столько познает бытие как нечто внеположное себе, сколько узнает в нем однотипную с ним реальность.

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Смотреть что такое "ЭМПЕДОКЛ ИЗ АКРАГАНТА, СИЦИЛИЯ" в других словарях:

  • ЭМПЕДОКЛ из Акраганта, Сицилия (490, 487, 482- 430, 424, 423) — древнегреческий философ, врач, жрец и чудотворец, оратор и государственный деятель, почитался учениками как божество. По преданию, отказался от царской власти в пользу занятий философией. Согласно Аристотелю, создатель риторики. Основные… …   История Философии: Энциклопедия

  • ЭМПЕДОКЛ — из Акраганта, Сицилия (490/487/482 430/ 424/423) древнегреческий философ, врач, жрец и чудотворец, оратор и государственный деятель, почитался учениками как божество. По преданию, отказался от царской власти в пользу занятий философией. Согласно… …   Новейший философский словарь

  • Эмпедокл — (греч. Empedokles) (ок. 490 ок. 430 до н.э.)    греческий философ, оратор, врач и политический деятель; сторонник рабовладельческой демократии. С приходом к власти аристократии в его родном г. Акрагант (Сицилия) Э. был изгнан и переселился на… …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • Эллинская культура в V—IV вв. до н. э. — Подъём экономической и политической жизни Греции в V в. до н. э. сопровождался подъёмом эллинской культуры. Рабство ещё не успело глубоко отравить сознание демоса. Античный полис, хотя и разделённый социальными перегородками, сохранял черты… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Сицилийская держава Гелона — У этого термина существуют и другие значения, см. Сицилийская держава. Сицилия и Южная Италия Сицилийская держава Гелона  военно политическое объединение древнегреческих городов Сицилии, созданное тираном Г …   Википедия

  • Греция — (Greece) Географическое положение Греции, население Греческой Республики Государственный устрой и экономика Греции, внутренняя и внешняя торговля Греции, культура Греции, история Греческой республики Содержание Содержание География Рельеф… …   Энциклопедия инвестора

  • ГРЕЦИЯ. ИСТОРИЯ — Крито микенская культура. Территория материковой Греции и острова были обитаемы задолго до 4000 лет до н.э., здесь обнаружены стоянки и орудия, относящиеся к среднему и верхнему палеолиту. К началу II тысячелетия до н.э. культура эгейского… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»