ЭЛИАДЕ это:

ЭЛИАДЕ

ЭЛИАДЕ
(Eliade) Мирча (1907—1986) — румынский ученый, антрополог, историк религии. Изучал топику мифа и мифологизма в литературе 20 в. Доктор философии (1928). Подготовил диссертацию о йоге во время жизни в Индии (1928—1932). Преподавал в Бухарестском университете (1933—1940), в Парижской школе Высших исследований, в Сорбонне (1945—1956). Профессор кафедры истории религий Чикагского университета (1957—1986). Основные сочинения по истории религии, мифологии, философии: ‘Эссе о происхождении индийской мистики’ (1936), ‘Техника йоги’ (1948), ‘Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторение’ (1949), ‘Очерки по истории религий’ (1949), ‘Йога. Бессмертие и свобода’ (1951), ‘Образы и символы’ (1952), ‘Шаманизм и архаическая техника экстаза’ (1954), ‘Запретный лес’ (1955), ‘Кузнецы и алхимики’ (1956), ‘Священное и мирское’ (1956), ‘Мифы, сновидения и мистерии’ (1957), ‘Рождение и новое рождение’ (1958), ‘Мистические рождения. Очерк о некоторых типах посвящения’ (1959), ‘Мефистофель и Андрогин’ (1962), ‘Разновидности мифа’ (1963), ‘Патанджали и йога’ (1965), ‘Ностальгия по истокам’ (1971), ‘Инициации, ритуалы, тайные общества. Мистические рождения’ (1976) и др. (только на французском языке опубликованы более 30 книг Э.). Не ограничивая круг своих интересов понятием ‘история религии’, Э. подчеркивал, что религия ‘не обязательно предполагает веру в Бога, богов или духов, но означает опыт священного и, следовательно, связана с идеями существования, значения и истины’. По мнению Э., ‘...деятельность бессознательного подпитывает неверующего человека современных обществ, помогает ему, не приводя его, однако, к собственно религиозному видению и познанию мира. Бессознательное предлагает решение проблем его собственного бытия и в этом смысле выполняет функцию религии, ведь прежде чем сделать существование способным к созданию ценностей, религия обеспечивает его целостность. В некотором смысле даже можно утверждать, что и у тех наших современников, которые объявляют себя неверующими, религия и мифология ‘скрыты’ в глубине подсознания. Это означает также, что возможность вновь приобщиться к религиозному опыту жизни еще жива в недрах их ‘Я’. Если подойти к этому явлению с позиций иудео-христианства, то можно также сказать, что отказ от религии равноценен новому ‘грехопадению’ человека, что неверующий человек утратил способность сознательно жить в религии, т.е. понимать и разделять ее. Но в глубине своего существа человек все еще хранит Память о ней, точно так же, как и после первого ‘грехопадения’. Его предок, первый человек Адам, также духовно ослепленный, все же сохранил разум, позволивший ему отыскать следы Бога, а они видны в этом мире. После первого ‘грехопадения’ религиозность опустилась до уровня разорванного сознания, после второго она упала еще ниже, в бездны бессознательного; она была ‘забыта’. Этим завершаются размышления историков религий. Этим открывается проблематика философов, психологов, а также теологов’. ‘Крипторелигиозность’ (подсознательно присущая каждому человеку) — занимает важное место в творчестве Э. Прояснение неизбывности ее существования (даже в условиях активности показного атеизма и безбожия), ее связь с мифологией и культурой — выступили пафосом многих работ Э. Согласно Э., космос — как миропорядок, установленный от века и организующий все отношения во вселенной, противостоящий хаосу, побежденному, но не уничтоженному актом миротворения, выступал для древнего человека доминирующим началом восприятия всего сущего. Космогония выступала для него камертоном и парадигмой для толкования любых значимых жизненных явлений. Космос конституировал непреходящее настоящее, автономное от прошлого и не предполагающее неизбежного будущего. Восприятие современным человеком самого себя как ‘субъекта в истории’, согласно Э., налагает на него непреходящий груз миросоразмерной ответственности, но при этом позволяет ощущать себя творцом истории. Изменения в восприятии людьми исторического времени, сопрягающиеся с эволюцией моделей их самоосознавания, Э., в частности, реконструирует посредством изучения соответствующих символов и ритуалов в философских, религиозных и мифологических системах. Э. был представлен целый комплекс идей традиционалистской метафизики и предпринята попытка внедрить в массовое сознание сопутствующие такой метафизике ценностные ориентации. Соотношение сакрального и профанного в контексте реальности как ‘господствующего’, так и ‘преодолеваемого’ времени — очертили и иное проблемное поле ряда исследований Э. Мифологическое время (в границах которого действуют боги и осуществляются мифы), сакрально и циклично, оно сохраняется и ретранслируется лишь на уровне коллективного бессознательного. Профанное время — исторично, линейно, необратимо, доступно для фиксации потенциалом индивидуальной памяти. Озвучивание мифа, по Э., — прорыв ‘священного’, своеобычное ‘богоявление’. Э. обрисовывает циклическое восприятие времени мифологическими народами (на материалах индийской йоги, древнееврейского олама, античного эона и др.). При этом Э. обращает внимание на то, что в контексте соотношения сакрального и профанного как ‘пространственных’ (а не временных) начал бросается в глаза принципиальная достижимость их соседства и ‘рядомположенности’ у архаических народов (Тигр и Евфрат, берущие начало на небесах, и надземное расположение идеальных ‘форм’ у Платона). Священное пространство, с точки зрения Э., непременно имеет некий Центр — место, где земля сообщается с небесами (раскрашенные столбы архаичных австралийцев, юрты шамана либо христианские церкви). Хотя в христианстве лишь в процедурах таинств литургии смыкание времени сакрального и профанного сближает потусторонние и посюсторонние миры. История, творящаяся в профанном времени, тем самым оказывается отлученной от ‘вышнего’ мира. Иудаизм и христианство, стремясь узаконить историю как одну из ипостасей Божьего промысла, указали на наличие в ней конечной цели (концепция мессианизма) и особого, высшего смысла (направляющую Божью волю). Воздаяние Божественным милосердием — оно и только оно, по мнению Э., может придать истории тот смысл, который позволит человеческой психике преодолеть неизбывное отчаяние и страх перед вечностью бытия и конечностью индивидуального существования. ‘...Человек в традиционных обществах мог жить только в пространстве, ‘открытом’ вверх, где символически обеспечивался раздел уровней и где сообщение с иным миром оказывалось возможным благодаря обрядам’. Уже итальянские гуманисты, согласно Э., стремились универсализировать христианство, преодолеть его европейскую провинциальность, создав универсальный, внечеловеческий, космический, внеисторический миф. Бруно у Э. — в первую очередь религиозный подвижник, бунтующий против периферийности христианских догматов, против парциальности предлагаемых папским Римом моделей мироустройства. Гелиоцентризм выступал для Бруно ‘иероглифом божественной мистерии’ вселенского масштаба. Современный же человек, с точки зрения Э., выходит из нечеловеческого ритма собственного существования посредством ‘криптомифологических’ сценариев поведения (театра и чтения). Э. подарил европейским интеллектуалам 20 в. (подготовленным уже к этому открытию на собственно философском уровне идеями Ницше и Шпенглера) миф о Востоке — мире абсолютной духовной свободы и установившейся раз и навсегда гармонии. Посвятив ряд работ исследованию мифа, Э. сформулировал тезис о том, что миф являет собой ‘священную историю’ актов миротворения с участием сверхъестественных существ, конституируя тем самым единственно подлинную духовную реальность для первобытного человека. Миф, по Э., — прототип, образец любых людских обрядов и ‘калька’ подавляющего большинства видов ‘профанной’ деятельности. Доминируя в философии античности, в народном средневековом христианстве, мифологическое сознание, согласно Э., переживает ренессанс в философии и в искусстве 20 ст., в продукции современных средств массовой информации. Э. обратил особое внимание на дух историцизма в 20 в. ‘Историцизм, — отмечал он, — типичный продукт тех наций, для которых история не была непрерывным кошмаром. Возможно, у них было бы другое мировоззрение, если бы они принадлежали к нациям, отмеченным фатальностью истории’. ‘Запретный лес’ для Э. — архаичная, латино-язычная Румыния, сложившаяся из даков и римских колонистов, забытая историей на долгие столетия и сохранившая свое национальное единство лишь благодаря объединявшим народ ритуалам (Н.Смарт). Для Э. присуща попытка конструктивного преодоления традиционной эпистемологической оппозиции ‘познаваемое — непознаваемое’, для него в духе платоновского миропонимания существенна иная динамика: ‘узнанное — неузнанное’. Единоборство памяти и беспамятства — основа существования людей как специфического творчества, находящего свое выражение, по мнению Э., в подлежащих расшифровке феноменах культуры. Отдавая должное в рамках этой интеллектуальной традиции и психоанализу и структурализму, Э. не принимал их ограниченности: комментируя ‘чисто сексуальную’ трактовку Фрейдом образа влечения ребенка к своей матери, он указывал на то, что ‘перевести образ в конкретную терминологию, ввести его в только один произвольно выбранный контекст — значит уничтожить образ как инструмент познания’. Имплицитная метафизика Э. приняла облик эстетической онтологии, основанной на идее творчества, в которой воображение оказывается и способом познания, и способом существования. Только воображением можно постигнуть универсальность творчества, которая и составляет смысл жизнь человека (М.Калинеску). Структурализм же, пытаясь подчинить миф логике, уподобляется, по мнению Э., попытке ‘растворить индивидуальное сознание в анонимном, а последнее — в природе, которую физика и кибернетика свели к ‘основным структурам’. Абсолютизм и ‘самодержавность’ жестких правил организации и эволюции форм языка и мышления были неприемлемы и непереносимы для Э. В своем творчестве Э. оставался приверженцем идеи неустранимости мифа (веры в Вечное Возвращение) из совокупности атрибутов подлинной человеческой духовности. ‘Периодическое возвращение в священное Время Начала’ или ‘онтологическая одержимость’ — главная отличительная черта, по Э., архаичного и античного человека. Желание воссоздать Время, когда боги присутствовали на Земле, — это жажда священного, вечная ‘ностальгия по Бытию’.

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Смотреть что такое "ЭЛИАДЕ" в других словарях:

  • ЭЛИАДЕ —     ЭЛИАДЕ Мирча (9 марта 1907, Бухарест 23 апреля 1986, Чикаго) румынский философ, историк религии, этнограф, писатель. В 1928 окончил Бухарестский университет, в 1931 отправился в Бенгалию и Гималаи, где в течение двух лет занимался санскритом… …   Философская энциклопедия

  • Элиаде — (рум. Eliade) румынская фамилия. Известные носители: Элиаде, Мирча (1907 1986) румынский писатель, историк религии и исследователь мифологии. Элиаде Рэдулеску, Ион (1802 1872) румынский поэт …   Википедия

  • ЭЛИАДЕ —         (Eliade) Мирче (1907 1986) франц. философ культуры, исследователь мифологии, религиовед. писатель. Учился в лицее; поступил в 1925 в Бухарест. ун т (ф т филологии и философии), окончив его в 1928.Устойчивый интерес Э. клит ре, древней… …   Энциклопедия культурологии

  • ЭЛИАДЕ — (Eliade) Мирча (1907 1986) румынский ученый, антрополог, историк религии. Изучал топику мифа и мифологизма в литературе 20 в. Доктор философии (1928). Подготовил диссертацию о йоге во время жизни в Индии (1928 1932). Преподавал в Бухарестском… …   Новейший философский словарь

  • Элиаде-Рэдулеску — Элиаде Рэдулеску, Ион Ион Элиаде Рэдулеску рум. Ion Heliade Rădulescu Портрет Иона Элиаде Рэдулеску …   Википедия

  • ЭЛИАДЕ (Eliade) Мирче — (1907 86) французский культуролог и писатель. По происхождению румын; с 1956 в США. Исследовал историю религии (йога, шаманизм, космологические представления, проблемы перехода от мифологических к раннеисторическим описаниям мира) методами… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЭЛИАДЕ-РЭДУЛЕСКУ (Heliade-Radulescu) Йон — (1802 72) румынский поэт, просветитель. Первый президент Румынского академического общества. Заложил основы румынского театра, журналистики, издательского дела. Поэма Крылатый дух (1844) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Элиаде-Рэдулеску Йон — Элиаде Рэдулеску (Heliade Rădulescu) Йон (6.1.1802, Тырговиште, ‒ 27.4.1872, Бухарест), румынский поэт. Заложил основы румынского театра, журналистики, издательского дела. Был членом Временного революционного правительства (1848), основателем… …   Большая советская энциклопедия

  • ЭЛИАДЕ Мирча — (1907 1986) рум. историк религий и философ, исследователь религиозного символизма, ритуалов, магии и оккультизма, шаманизма, древней техники экстаза, мифов, архаического сознания и способа мышления. Окончил в 1928 Бухарестский ун т, получив… …   Философская энциклопедия

  • Элиаде, Мирча — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Элиаде. Элиаде Мирча рум. Eliade Mircea …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «ЭЛИАДЕ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»