ЭЙДОС

ЭЙДОС

ЭЙДОС
(греч. eidos — вид, образ, образец) — термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия, соответственно, в традиционном и нетрадиционном контекстах. В древнегреческой философии понятие Э. использовалось для обозначения внешней структуры: вид как наружность (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты). Соотношение Э. с субстратным архэ выступает фундаментальной семантической оппозицией античной философии, и обретение вещью Э. фактически мыслится как его оформленность, что задает тесную семантическую связанность понятия Э. с понятием формы (см. Гилеморфизм). Принципиальная изначальная оформленность структурных единиц мироздания фиксируется у Демокрита посредством обозначения атома термином ‘Э.’. Эйдотическое оформление вещи мыслится в досократической натурфилософии как результат воздействия на пассивное субстанциальное начало начала активного, воплощающего закономерность мира и связанного с ментальностью и целеполаганием как несением в себе образа (Э.) будущей вещи (логос, Нус и т.п.). В древнегреческой философии, языке и культуре в целом, в этой связи, понятие Э. оказывается фактически эквивалентным с точки зрения семантики понятию идеи (греч. idea — вид, образ, наружность, род, способ). И если феномен субстрата сопрягается в античной культуре с материальным (соответственно — материнским) началом, то источник Э. — с отцовским, мужским — см. Идеализм). Если в рамках досократической философии под Э. понималась внешняя структура объекта, то у Платона содержание понятия ‘Э.’ существенно трансформируется: прежде всего, Э. понимается не как внешняя, но как внутренняя форма, т.е. имманентный способ бытия объекта. Кроме того, Э. обретает в философии Платона онтологически самостоятельный статус: трансцендентный мир идей или — синонимично — мир Э. как совокупность абсолютных и совершенных образцов возможных вещей. Совершенство Э. (= идеи) обозначается у Платона через семантическую фигуру неподвижности его сущности (oysia), изначально равной самой себе (ср. с ‘Бытием’ у элеатов, чья самодостаточность фиксировалась как неподвижность). Способом бытия Э., однако, является его воплощаемость и воплощенность во множественных предметах, структурированных в соответствии с его гештальтом (Э. как образец) и потому несущих в своей структуре и форме (Э. как вид) его образ (Э. как образ). В этом контексте взаимодействие между объектом и субъектом в процессе познания интерпретируется Платоном как общение (koinonia) между Э. объекта и душой субъекта, результатом чего является отпечаток Э. к душе человека, т.е. ноэма (noema) как осознанный Э., — субъективный Э. объективного Э. (Парменид). В философии Аристотеля Э. мыслится как имманентный материальному субстрату объекта и неотделимый от последнего (в 19 в. этот акцент установки Аристотеля получил название гилеморфизма). Любые трансформации объекта трактуются Аристотелем как переход от лишенности того или иного Э. (акциденциальное небытие) к его обретению (акциденциальное становление). В систематике Аристотеля (в сфере логики и биологии) термин ‘Э.’ употребляется также в значении ‘вид’ как классификационная единица (‘вид’ как множество объектов определенного ‘вида’ как способа организации) — в соотношении с ‘родом’ (genos). В аналогичном значении термин ‘Э.’ употребляется также в традиции античной истории (Геродот, Фукидид). Стоицизм сближает понятие Э. с понятие логоса, акцентируя в нем креативное, организующее начало (‘сперматический логос’). В рамках неоплатонизма Э. в исходном платоновском смысле атрибутируется Единому в качестве его ‘мыслей’ (Альбин), Нусу как Демиургу (Плотин), а многочисленные Э. в аристотелевском смысле (как имманентные гештальты объектной организации) — продуктам эманации. Семантика Э. как архетипической основы вещей актуализируется в средневековой философии: archetipium как прообраз вещей в мышлении Божьем в ортодоксальной схоластике (см. Ансельм Кентерберийский об исходном предбытии вещей как архетипов в разговоре Бога с самим собой, аналогичном предбытию художественного произведения в сознании мастера); Иоанн Дунс Скот о haecceitos (этовости) как предшествующей вещи ее самости, актуализирующейся в свободном креационном волеизъявлении Божьем) и в неортодоксальных направлениях схоластической мысли: концепция species (образ — лат. эквивалент Э.) в позднем скотизме; презумпция visiones (мысленных образов у Николая Кузанского) и др. В позднеклассической и неклассической философии понятие Э. обретает второе дыхание: спекулятивные формы разворачивания содержания Абсолютной идеи до объективации ее в инобытии природы у Гегеля; учение Шопенгауэра о ‘мире разумных идей’; эйдология Гуссерля, где species мыслится в качестве интеллектуальной, но при этом конкретно данной абстракции как предмета ‘интеллектуальной интуиции’; концепция ‘идей’ Э.И.Гайзера в неотомизме и др. В современной психологии термином ‘эйдетизм’ обозначается характеристика феномена памяти, связанного с предельно яркой наглядностью фиксируемого предмета, в рамках которой представление практически не уступает непосредственному восприятию по критериям содержательной детальности и эмоционально-чувственной насыщенности. В современной постмодернистской философии с ее парадигмальными установками ‘постметафизического мышления’ и ‘постмодернистской чувствительности’ (см. ПОСТМЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ПОСТМОДЕРНИЗМ) понятие Э. оказывается в ряду тех, которые очевидно связаны с традицией метафизики и логоцентризма (см. МЕТАФИЗИКА, ЛОГОЦЕНТРИЗМ) и потому подвергаются радикальной критике. Особенно сокрушительной эта критика оказывается в контексте постмодернистской концепции симулякра (см. СИМУЛЯКР, СИМУЛЯЦИЯ) и конституируемой постмодернизмом ‘метафизики отсутствия’: так, Деррида непосредственно связывает традиционалистскую презумпцию ‘наличия вещи’ со ‘взглядом на нее как на eidos’. (см. также ГИЛЕМОРФИЗМ.)

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ЭЙДОС" в других словарях:

  • эйдос — эйдос, а …   Русский орфографический словарь

  • ЭЙДОС — (от греч. eidos образ, вид) термин др. греч. философии и феноменологии Э. Гуссерля. Первоначально Э. внешний вид, образ, позднее вид как единица классификации. У Демокрита одно из обозначений атома. У Платона синоним термина «идея»,… …   Философская энциклопедия

  • эйдос — сущность, явленность Словарь русских синонимов. эйдос сущ., кол во синонимов: 3 • прообраз (8) • …   Словарь синонимов

  • эйдос —         ЭЙДОС (греч. ei5oc, вид, облик) термин древнегреч. философии, означающий смысловые очертания предмета, тип, вид (в таксономическом смысле). Обычное значение Э. внешний облик в философском узусе досократиков и софистов приобретает… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Эйдос — (гр.eidos түр, бейне, үлгі) объектінің ұйымдасу амалын белгілейтін антикалық философияның термині, сол сияқты терминнің алғашқы мағынасын түсіндіруге байланысты ортағасырлық пен қазіргі философияның категориясы. Платонда сыртқы ретінде емес,… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • ЭЙДОС — (греческое eidos вид, образ), термин древнегреческой философии и литературы, первоначально (как и идея ) означал видимое , то, что видно , наружность (Гомер), затем конкретную, видимую сущность (Парменид), субстанциальную идею (Платон), форму… …   Современная энциклопедия

  • ЭЙДОС — (греч. eidos вид образ),..1) термин древнегреческой философии и литературы, первоначально (как и идея ) означал видимое , то, что видно , наружность (Гомер), затем конкретную явленность, видимую сущность (Парменид), субстанциальную идею (Платон) …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЭЙДОС — (греч. eidos вид, образ, образец) термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия соответственно в… …   Новейший философский словарь

  • Эйдос — (греческое eidos вид, образ), термин древнегреческой философии и литературы, первоначально (как и “идея”) означал “видимое”, “то, что видно”, “наружность” (Гомер), затем конкретную, видимую сущность (Парменид), субстанциальную идею (Платон),… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Эйдос — Содержание 1 Доплатоновская традиция 2 Платоновская традиция …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»