ШЛЕЙЕРМАХЕР это:

ШЛЕЙЕРМАХЕР

ШЛЕЙЕРМАХЕР
(Sleiermacher) Фридрих Эрнст Даниэль (1768—1834) — немецкий философ, богослов и филолог. В философской эволюции своих взглядов испытал влияние Ф.Г.Якоби, в теологической — такого направления, как пиетизм. В 1787 он изучал богословие в университете в Галле и по окончании курса занимал должность домашнего учителя. Затем несколько лет служил в должности проповедника в Ландеберге и в Берлине. Это время (в течение 6 лет) было важным в его духовном развитии. Особенно заметным оказались его отношения с романтиками и, в частности, дружба с Ф. Шлегелем. В 1802 за противоречия с протестантской церковью, Ш. переводят придворным проповедником в Штольпе. Из этого изгнания его освободило через два года приглашение занять место экстраординарного профессора философии и богословия в Халле. После закрытия университета в Халле, Ш. отправился в Берлин, где он получил место проповедника и профессора университета (учрежденного по его плану). Результатом его академической деятельности явилась богословско-философская школа, названная по имени своего учителя. Наряду с Шеллингом и Гегелем, Ш. — равноправный представитель универсалистского образования, положенного в то время в основание философской работы. Как богослов с успехом действовал в пользу протестантской унии. Ш. был выдающимся теоретиком-филологом, автором многочисленных трудов по истории греческой философии, а своим мастерским переводом произведений Платона заложил основы немецкой школы антиковедов. Специфика работы Ш. с текстом в такой сфере теологии, как экзегетика, позволяет констатировать, что Ш. стоит у истоков современной философской герменевтики. В истории герменевтики Ш. принадлежит концепция универсальной герменевтики и конструирование ее как науки. У него проблемой становится понимание как таковое. В своих лекциях и докладах по герменевтике Ш. придерживался следующего принципа: ‘Понимать речь сперва так же хорошо, а потом и лучше, чем ее автор’. Однако искусство герменевтики не выступало у Ш. ‘органом предметного исследования’. В этом смысле Ш. отличает искусство герменевтики от диалектики. Именно поэтому герменевтика имеет служебную функцию и подчиняется предметному исследованию. В своем миросозерцании он оригинальным образом синтезировал принципы немецкой философии (Кант, Фихте, Шеллинг) и обосновал на них собственные убеждения. Теоретические основы учения Ш. изложены по преимуществу в сочинении ‘Диалектика’, которое было издано на основании его лекций посмертно. Философия, по Ш., должна показать, каким образом мышление в качестве познания может приближаться к своему идеалу. В этом смысле она — диалектика и логика познающего бытия. Как кантовская трансцендентальная логика, так и диалектика Ш. является одновременно и логикой и метафизикой. В философии религии Ш. также занимает особенное и оригинальное положение. Бог как тождество мышления и бытия, идеального и реального, представляется недостижимой целью, к которой стремится все научное познание. Ш. не богослов Откровения, т.к., по его мнению, о деятельности откровения Божества мы также мало можем что-либо знать, как и о его Сущности. В то же время Ш. — противник рационализма, потому что, согласно его убеждению, Божество непознаваемо. Но он и против кантовского нравственного богословия. Его философия религии основывается не на теоретическом, не на практическом, но на эстетическом разуме. Так как Бог не может быть познан, то и философия религии является не учением о Боге, а учением о религиозном чувстве. В своей этике Ш. самым выразительным образом подчеркивает идею личности. Нравственная задача состоит в законченном развитии индивидуума, который в равновесии своих различных сил должен изжить свою внутреннюю сущность. Однако нравственное развитие индивидуума, по Ш., возможно только на широком базисе общей культурной жизни и состоит исключительно в индивидуальной переработке всех моментов, составляющих содержание целого. Нравственно зрелый индивид должен чувствовать свое единство с целым, принявшим в нем индивидуальную форму. Занимая эту этическую точку зрения, Ш. рассматривал государство, общественность, университет и церковь. Он дал в своем учении совершенный образ собственной личности, хотя и замкнутой в самой себе, но все же соприкасающейся с общей жизнью. Корпус сочинений Ш. достаточно велик и разнообразен. Большинство из них было опубликовано после смерти мыслителя. Важнейшие их них: ‘Речи о религии к образованным людям, ее презирающим’ (1799), ‘Монологи’ (1800), ‘О различии между законами природы и законами морали’ (1825), ‘Диалектика’ (1839), ‘Эстетика’ (1842), ‘Учение о государстве’ (1845), ‘Психология’ (1864), ‘Философия этики’ (1870) и др.

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Смотреть что такое "ШЛЕЙЕРМАХЕР" в других словарях:

  • ШЛЕЙЕРМАХЕР — (Schleiermacher) Фридрих Эрнст Даниэль (1768 1834) нем. теолог и философ. Мышление и бытие, по Ш., скоррелированы, причем двояко. Мышление, во первых, может сообразовываться с бытием, как это происходит в теоретической мысли. Бытие,… …   Философская энциклопедия

  • Шлейермахер — Шлейермахер, Фридрих  немецкий философ. Шлейермахер, Рут  немецкая конкобежица …   Википедия

  • ШЛЕЙЕРМАХЕР — (Sleiermacher) Фридрих Эрнст Даниэль (1768 1834) немецкий философ, богослов и филолог. В философской эволюции своих взглядов испытал влияние Ф.Г. Якоби, в теологической такого направления, как пиетизм. В 1787 он изуччал богословие в университете… …   Новейший философский словарь

  • Шлейермахер — (Schleiermacher)         Фридрих (21.11.1768, Бреслау, 12.2. 1834, Берлин), немецкий протестантский теолог и философ. Воспитанник пиетистских гернгутерских общин (См. Гернгутерские общины). Учился в университете в Галле. С 1794 проповедник, в… …   Большая советская энциклопедия

  • ШЛЕЙЕРМАХЕР — (Schleiermacher) Фридрих Даниэль Эрнст (1768–1834), нем. протестантский богослов, библеист и философ, основоположник *либерально–протестантской школы экзегезы. Род. в Бреслау в семье реформатского пастора. Учился в гимназии общины «гернгутеров»,… …   Библиологический словарь

  • ШЛЕЙЕРМАХЕР Фридрих — ШЛЕЙЕРМАХЕР, ФРИДРИХ ДАНИЕЛЬ ЭРНСТ (Schleiermacher, Friedrich Daniel Ernst) (1768 1834), немецкий теолог и философ, родился 21 ноября 1768 в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) в семье реформатского капеллана. Учился в гимназии гернгутерской братской… …   Энциклопедия Кольера

  • Шлейермахер Фридрих Даниил Эрнст — Шлейермахер: романтическая интерпретация религии, новый взгляд на Платона и герменевтика     Фридрих Даниил Эрнст Шлейермахер родился в Бреславле в 1768 г. В 1797 г. он сотрудничает с Ф. Шлегелем в «Атенее». Затем он преподает в Галле, а с 1810 г …   Западная философия от истоков до наших дней

  • ШЛЕЙЕРМАХЕР (Schleiermacher) Фридрих — (1768 1834) немецкий протестантский теолог и философ, был близок йенским романтикам, в духе идей которых определял религию как внутреннее переживание, чувство зависимости от бесконечного. Переводчик Платона …   Большой Энциклопедический словарь

  • Шлейермахер Фридрих — Шлейермахер (Schleiermacher) Фридрих (21.11.1768, Бреслау, ‒ 12.2. 1834, Берлин), немецкий протестантский теолог и философ. Воспитанник пиетистских гернгутерских общин. Учился в университете в Галле. С 1794 проповедник, в 1796‒1802 в Берлине. В… …   Большая советская энциклопедия

  • Шлейермахер, Фридрих — Фридрих Даниэль Эрнст Шлейермахер …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «ШЛЕЙЕРМАХЕР» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»