ШВЕЙЦЕР это:

ШВЕЙЦЕР

ШВЕЙЦЕР
(Schweitzer) Альберт (1875—1965) — немецко-французский мыслитель-гуманист, теолог, врач, пастор, музыковед, теоретик философии культуры, общественный деятель. ‘Негритянский доктор’ в Ламбарене (Габон, Экваториальная Африка) (1913—1917, 1924— 1965). Доктор философии (тема диссертации ‘Философия в постановке задач очищения религии И.Канта’, 1899); доктор теологии (1900); доктор медицины (тема диссертации ‘Психиатрическая оценка Иисуса: характеристика и критика’, 1913). Лауреат Нобелевской премии Мира (1952) и франкфуртской премии Гёте (1928). Основные сочинения: ‘Проблема Тайной вечери на основании научных исследований 19 столетия и исторических сообщений’ (1901), ‘Тайна мессианизма и страдания. Очерк жизни Иисуса’ (1901), ‘И.С.Бах’ (1908), ‘Упадок и возрождение культуры. Философия культуры. Часть I’ (1923), ‘Культура и этика. Философия культуры. Часть II’ (1923), ‘Христианство и мировые религии’ (1924), ‘Отношение белых к цветным расам’ (1928), ‘Мистика апостола Павла’ (1930), ‘Религия в современной культуре’ (1934), ‘Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика’ (1935), ‘О положении нашей культуры’ (1947), ‘Гёте. Четыре речи’ (1950), ‘Философия и движение в защиту животных’ (1950), ‘Идея Царства Божия в эпоху преобразования эсхатологической веры в неэсхатологическую’ (1953), ‘Проблема мира в современном мире’ (1954), ‘Проблема этического в развитии человеческой мысли’ (1954—1955), ‘Гуманность’ (1961, опубликована в 1966) и др. Человек, согласно Ш., приближает к себе и осваивает мир не на основе его познания, а благодаря переживанию его, которое трагично. ‘Два переживания омрачают мою жизнь, — писал Ш. — Первое состоит в понимании того, что мир предстает необъяснимо таинственным и полным страдания; второе — в том, что я родился в период духовного упадка человечества’. Существование людей в исторической перспективе обусловливается не столько их мышлением, сколько осознанием того, что любой из нас ‘есть жизнь, желающая жить среди жизни’. Стремясь сформулировать (в европейской интеллектуальной традиции вслед за Шопенгауэром) путь к избавлению от страданий, Ш. усматривал его в акцентированно свободном и осмысленном волеизъявлении человека. ‘Благоговение перед жизнью’, согласно философскому миропредставлению Ш. (самообозначение — ‘новый рационализм’), должно выступать основанием универсальной, космической этики и мировоззрения вообще человека и человечества. (Согласно Ш., ‘свободное и глубокое мышление не подвержено субъективизму... мышление по самой своей природе особым образом побуждает благоговение перед жизнью вступить в бой со скептицизмом’.) ‘Благоговение перед жизнью’ содержит в себе, по мысли Ш., смирение, миро-и жизнеутверждение и соответствующую этику. Последняя у Ш. ‘не подчеркивает различия между высшей и низшей, более ценной и менее ценной жизнью’. ‘Благоговение перед жизнью’ постулирует безграничную ответственность за все живое на Земле. ‘Добро — то, что служит сохранению и развитию жизни, зло — есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей’. Мировоззрение миро- и жизнеутверждения способно стать истинной культуротворящей силой лишь в гармонии с подлинными этическими ценностями. Для осуществления принципа ‘благоговения перед жизнью’ (этот принцип — ядро, несущая конструкция антинормативистской по сути этики Ш.), не допускающего парциальных решений, ‘...сознательно и по своей воле я отдаюсь бытию. Я начинаю служить идеалам, которые пробуждаются во мне, становлюсь силой, подобной той, которая так загадочно действует в природе. Таким путем я придаю внутренний смысл своему существованию’. Лишь в границах такого подхода, по Ш., возможно преодолеть пагубный характер воздействия современной цивилизации на человека. Конкретно-личностное начало в человеке не должно подавляться интересом ‘всеобщего’: воля, олицетворяющая свободное и нравственное начало в человеке, безусловно, значимее знания и понимания, обосновывающих неизбежность подчинения людей репертуарам объективации закономерностей внешнего мира. ‘Организованные государственные, социальные и религиозные объединения нашего времени пытаются принудить индивида не основывать свои убеждения на собственном мышлении, а присоединяться к тем, которые они для него предназначили. Человек, исходящий из собственного мышления и поэтому духовно свободный, представляется им чем-то неудобным и тревожащим, — отмечал III., — ...сверхорганизация нашей общественной жизни выливается в организацию бездумья’. Смысл бытия человека, полагал Ш., — непрестанное самосовершенствование с целью гармонизации и улучшения собственной природы. Иной путь не является достойным человека, его духа, освященного божественным происхождением. По мнению Ш., именно уровень гуманизма, достигнутый обществом в целом, адекватно отражает степень его зрелости и человекосоразмерности.

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Смотреть что такое "ШВЕЙЦЕР" в других словарях:

  • ШВЕЙЦЕР — (Schweitzer) Альберт (1875 1965) философ, этик, теолог, музыкант, практикующий гуманист. Изучал теологию и философию в Страсбургском ун те (1893 1898), по окончании которого учился в Сорбонне, Берлине. В 1899 защитил диссертацию «Философия… …   Философская энциклопедия

  • Швейцер — Швейцер  фамилия: Швейцер, Альберт (1875 1965)  немецкий теолог, философ, музыкант и врач Швейцер, Антон (1735 1787)  немецкий дирижёр и композитор Швейцер, Богдан Яковлевич (Каспар Готфрид; 1816 1874)  российский астроном… …   Википедия

  • ШВЕЙЦЕР —         (Schweitzer) Альберт (1875 1965) протестант. теолог, органист и музыковед, врач, основавший в 1913 госпиталь в Ламбарене (Габон), лауреат Нобелевской премии мира (1952). В 1893 занимался теологией и философией в Страсбург, ун те, в 1898… …   Энциклопедия культурологии

  • ШВЕЙЦЕР — (Schweitzer) Альберт (1875 1965), мыслитель, представитель философии жизни, протестантский теолог и миссионер, врач, музыковед и органист. Родился в Эльзасе. В 1913 организовал больницу в Ламбарене (Габон), которая стала для Швейцера главным… …   Современная энциклопедия

  • ШВЕЙЦЕР — (Schweitzer) Альберт (1875 1965) немец ко французский мыслитель гуманист, теолог, врач, пастор, музыковед, теоретик философии культуры, общественный деятель. «Негритянский доктор» в Ламбарене (Габон, Экваториальная Африка) (1913 1917, 1924 1965) …   Новейший философский словарь

  • ШВЕЙЦЕР — Михаил Абрамович (род. 1920), кинорежиссёр, народный артист СССР (1990). В кино с 1949. Режиссёрской манере Швейцера свойственны драматизм, романтическая приподнятость, острая наблюдательность, юмор, выразительность актёрских работ: фильмы Чужая… …   Русская история

  • Швейцер — Максимилиан (2.10.1881 26.11.1905), эсер. Родился в Смоленске, в купеческой семье. Закончил гимназию, затем учился в университете. За участие в революционной деятельности сослан в 1899 в Сибирь. В 1903, уехав за границу, вступил в БО ПСР.… …   Терроризм и террористы. Исторический справочник

  • Швейцер — I Швейцер (Schweitzer)         Альберт [14.1. 1875, Кайзерсберг, Эльзас, 4.9.1965, Ламбарене (Габон)], немецко французский мыслитель, близкий философии жизни (См. Философия жизни); богослов, врач, музыковед и органист; всемирно известен… …   Большая советская энциклопедия

  • ШВЕЙЦЕР — (Schweitzer), Иоганн Баптист (12.VII.1833 28.VII.1875) деятель герм. рабочего движения. Адвокат. Ш. увлекался идеями Ф. Лассаля и вступил в основанный последним Всеобщий германский рабочий союз; стал одним из руководителей союза, в 1867 1871… …   Советская историческая энциклопедия

  • Швейцер — прізвище * Жіночі прізвища цього типу як в однині, так і в множині не змінюються …   Орфографічний словник української мови

Книги

Другие книги по запросу «ШВЕЙЦЕР» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»