ХРИСИПП

ХРИСИПП

ХРИСИПП
(Chrysippos) из Сол (281/278—208/205 до н.э.) — древнегреческий философ. Считается ‘вторым основателем’ стоицизма после Зенона из Китиона. Считалось, что до того, как X. стал слушателем Зенона, он был бегуном ‘дальнего бега’. Предположительно, это метафорическая оценка литературного стиля философа. Ведь им было написано, по свидетельству Диогена Лаэртского, свыше 705 сочинений, из которых логике было посвящено более 300. Ни одно сочинение X. не сохранилось. Некоторые из логических работ: ‘О суждениях’, ‘О временных высказываниях’ (2 кн.), ‘К вопросу о следствии’, ‘О возможном’ (4 кн.), ‘О повелениях’ (2 кн.), ‘Краткое изложение об общем и частном вопросе’, ‘Краткое изложение об ответе’, ‘О сказуемых’ (10 кн.), ‘Об именах собственных’ (2 кн.), ‘О софизме ‘Куча’ применительно к звукам’ (3 кн.), ‘Об элементах речи и слов’ (6 кн.), ‘О построении слов’ (4 кн.), ‘Введения к двусмысленностям’ (5 кн.), ‘Пособия по рассуждениям и оборотам’ (5 кн.), ‘К Агафону, или о последовании вопросов’, ‘Об умозаключении и связанной или связанных посылках’, ‘О заключениях’, ‘О рассуждениях с заключением’, ‘О первичных недоказуемых умозаключениях’, ‘О разрешении умозаключений’, ‘Об умозаключениях по ложным фигурам’ (5 кн.). ‘О предположениях’ (3 кн.), ‘Предположительные рассуждения в теоремах’ (2 кн.), ‘Рассуждения по образу ‘Лжеца’, ‘О лжеце’ (6 кн.), ‘Ответ полагающим, что в ‘Лжеце’ есть как истина, так и ложь’, ‘О софизме ‘Никто’ (8 кн.), ‘О диалектических неразрешимостях’ (5 кн.) и др. Философия, по X., имеет три вида: логику, физику и этику. Если сравнивать философию с плодоносным полем, то ограда вокруг него будет соответствовать логике, земля и деревья — физике, а урожай — этике. Логика подразделяется на риторику (искусство красноречия) и диалектику (искусство спора или науку об истинном, ложном и ни том, ни другом). Та, в свою очередь, распадается на две области: означаемое и звук. Область означаемого имеет следующие разделы: представления, возникающие из них суждения, подлежащие и сказуемые, прямые и обратные высказывания, роды и виды, рассуждения, свертывания и умозаключения, софизмы. К разделам области звука относятся части речи, неправильные обороты и слова, поэтичность, двусмысленность и т.д. Логика для X. имеет физические корни, всякое рассуждение оказывается возможным лишь благодаря наличию в мире причинности. Все тела распределяются по четырем категориям — это субстрат; качество; состояние, определенное изнутри; состояние, определенное извне. Каждая предыдущая категория раскрывается в последующей. Принципом, оформляющим сущее по категориям, выступает ‘пневма’, разумное дыхание или воздухоогонь. Пневме имманентно присущ разум (логос), поскольку в ней одновременно осуществляется движение внутрь и наружу — движение, присущее только логосу. Этот особый вид движения называется тоническим, т.е. ‘напряжением’. Напряжение есть сосуществование движения и покоя в одной и той же сингулярной системе. По мысли X., именно таким специфическим движением обеспечивается единство космоса, т.к. в его результате происходит экспансия мельчайших количеств вещества в область более крупных количеств, вследствие чего любое место, занимаемое каждым из них, занимается ими вместе. Если пневма представляет собой действующий принцип каузальных отношений, то логос выражает конкретные причины. Тоническое же движение предоставляет причинности возможность осуществляться в каждом единичном случае. В субстрате пневма еще мало проявляет себя, тогда как в качестве имеется некая пропорция воздухоподобной и огнеподобной сущностей, а в состоянии, определяемом извне, уже полностью раскрывается существо каузальности. Благодаря наличию в мире причинности — суждения могут быть истинными или ложными. Помимо простых суждений, состоящих из одного подлежащего и одного сказуемого, бывают суждения составные, включающие два и более простых. Виды простых суждений: отрицательные (‘день не стоит’), неопределенно-отрицательные (‘никто не ходит’), ограничительные (‘не добрый он человек’), утвердительные (‘Дион гуляет’), указательные (‘он гуляет’), неопределенные (‘некто ходит’). Виды сложных суждений: условные (‘если стоит день, то светло’), утвердительно-условные (‘поскольку стоит день, то светло’), соединительные (‘и день стоит, и светло’), разъединительные (‘или день стоит, или ночь’), причинные (‘так как стоит день, то светло’), сравнительные к большему (‘день больше, чем ночь’), сравнительные к меньшему (‘ночь меньше, чем день’). В логике X. наибольшее значение имеет трактовка условий истинности условного суждения. Данный вид суждения считается, согласно X., истинным только в том случае, если противоположность заключению противоречит началу. Так, в суждении ‘если стоит день, то светло’ ‘не светло’ противоречит ‘стоит день’, следовательно, высказывание истинно. Рассуждением (логосом) X. называет сочетание большой посылки, малой посылки и вывода. Если противоположность выводу противоречит посылкам, то о рассуждении говорится, что оно имеет заключение. Истинным рассуждение считается тогда и только тогда, когда вывод образуется из истинных посылок. Всякое рассуждение с заключением предполагает пять недоказуемых рассуждений. Во-первых, ‘если первое есть, то и второе есть; но первое есть; стало быть, и второе есть’. Во-вторых, ‘если стоит день, то светло; но стоит ночь, стало быть день не стоит’. В-третьих, ‘Платон не может быть сразу и жив и мертв; но Платон мертв; стало быть, Платон не жив’. В-четвертых, ‘есть или первое, или второе; но есть первое; стало быть, нет второго’. В-пятых, ‘или день стоит, или ночь; ночь не стоит; стало быть, стоит день’. Для сведения всех рассуждений с заключением к одной из перечисленных фигур существовали четыре определенных ‘правила’ (‘темы’). Сохранились свидетельства только о двух ‘темах’. Во-первых, ‘если из двух высказываний следует третье, то из наличия одного из них при наличии противоположного заключению следует противоположное другому высказыванию’. Во-вторых, ‘если из двух высказываний следует третье и если есть другие высказывания, из которых можно вывести одну из посылок, то другая посылка вместе с этими высказываниями требует вывода (третьего высказывания)’. По параметрам системной целостности и логичности философских построений X. можно сопоставлять, среди античных мыслителей, лишь с Аристотелем, в логике же X. превосходит даже и его. По словам современников, ‘если бы боги занимались диалектикой, они бы занимались диалектикой по Хрисиппу’. Именно уроженец Сол явился создателем первой системы пропозициональной логики, которая обладала большими выразительными возможностями, чем силлогистика Аристотеля.

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ХРИСИПП" в других словарях:

  • ХРИСИПП — (Chrisippos) из Сол (ок. 280/277 ок. 208/204 до н.э.) крупнейший представитель раннего стоицизма, ученик и преемник Клеанфа. По скудным сведениям, X. уже в молодые годы приехал в Афины, где слушал Клеанфа, академиков Аркесилая и Лакида. Обладал… …   Философская энциклопедия

  • Хрисипп —     Хрисипп, сын Аполлония, родом из Сол (или из Тарса, как пишет Александр в Преемствах ), ученик Клеанфа. Сперва он был бегуном дальнего бега7 79, потом сделался слушателем Зенона или (как говорит Диокл и большинство писавших) Клеанфа; но еще… …   О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

  • Хрисипп — (ок. 280 ок. 204 гг. до н.э.) философ, ученик Клеанфа, сформировал канон стоического учения, из Сол (Киликия) Кто раскрывает таинства непосвященным, тот кощунствует. Но первосвященник именно раскрывает таинства непосвященным. Стало быть,… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Хрисипп — Хрисипп, Chrysippos, из Солои, ок. 277 ок. 208 гг. до н. э., греческий философ, вероятно, семитского происхождения. Родители Х. прибыли на Кипр из Тарса в Киликии. Как сообщает Гален, греческому языку он научился позднее, отсюда ошибки в его… …   Античные писатели

  • ХРИСИПП — (ок. 280 208/205 до н. э.) древнегреческий философ, главный систематизатор раннего стоицизма; разрабатывал логику высказываний, ввел двузначности принцип …   Большой Энциклопедический словарь

  • ХРИСИПП — (Χρύσιππος), в греческой мифологии сын Пелопа и нимфы Аксиохи. По одной версии мифа, его похитил и соблазнил Лай; опозоренный X. наложил на себя руки, а Пелоп проклял Лая и весь его род (Apollod. Ill 5, 5; Schol. Eur. Phoe. 1760). По другой… …   Энциклопедия мифологии

  • хрисипп — сущ., кол во синонимов: 2 • стоик (11) • философ (63) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Хрисипп — 3 мая (20 апреля) – праведный Xрисипп, пресвитер Иерусалимский. День Ангела. Справочник по именам и именинам. 2010 …   Словарь личных имен

  • ХРИСИПП —     ХРИСИПП (Χρύσιππος) из Сол (ок. 278 ок. 205 н. э.), третий схоларх Стой и крупнейший представитель стоицизма, ученик и преемник Клеанфа.     Жизнь. Единственное определенное хронологическое свидетельство «Хроники» Аполлодора (SVF II 1 = D. L …   Античная философия

  • ХРИСИПП — (281/278 208/205 до н. э.) Греческий философ, стоик. Диоген Лаэртский писал о нем: «Слава его в искусстве диалектики была такова, что многим казалось: если бы боги занимались диалектикой, они бы занимались диалектикой по Хрисиппу» …   Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»