Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.


УИЛЬЯМ ОККАМ

Перевод
УИЛЬЯМ ОККАМ

УИЛЬЯМ ОККАМ
(Ockham, Occam) (около 1285— 1349) — английский философ, логик и теолог, монах-францисканец. Философские трактаты, сочинения по логике и комментарии к ‘Сентенциям’ Петра Ломбардского были написаны им в так называемый оксфордский период; ‘Сумма логики’ — в Авиньоне; политические трактаты — в последнее десятилетие его жизни в Мюнхене. Противоречивые интерпретации У.О. как видного представителя схоластической традиции, с одной стороны, и как ее разрушителя — с другой, обусловлены тем, что в его учении обрели свою логическую завершенность почти все основные проблемы схоластики. Так, У.О. уделил внимание разработке концепции ‘двух истин’: сфера разума и область веры должны быть разграничены. Теологические истины (их источником является Священное Писание), по У.О., невозможно доказать с помощью философских аргументов, и наоборот — научные истины не зависят от богословия, ибо они опираются на разум и опыт, а не на веру. Иррационализация теологии осуществляется У.О. на основе критики схоластического реализма. С точки зрения У.О., существование Бога как бесконечной актуальности недоказуемо вне теологии, так же, как и существование общих идей всего сущего в Божественном уме (например, идея сотворения мира, которая должна была существовать в уме Бога до самого сотворения — это исходное допущение universale ante rem, но только в области теологии). Сфера же человеческого познания всегда имеет дело с единичными вещами и следует принципу universale post rem (по мнению У.О., если общего нет в Божественном уме, то нет его и в вещах). Однако столь радикально рациональные допущения получают у У.О. не менее радикальные мистические выводы: очевидная недоказуемость религиозных догматов — с точки зрения человеческого разума — только укрепляет веру, поэтому ‘научить Богу’ может только Откровение. Последовательное стремление У.О. отделить разум от веры, а логику и теорию познания — от метафизики и теологии обеспечивают рациональный характер и логическую обоснованность его номинализма. Спор об универсалиях выходит за рамки теологии, а вместо умозрительно-онтологической картины мира ранних номиналистов (Абеляр, Росцелин) У.О. предлагает аналитически-гносеологическую ее трактовку. Прежде всего У.О. различает две разновидности знания (что вытекает из различия между душой чувствующей и душой разумной): интуитивное знание (notitia intuitiva), основанное на внешнем восприятии единичных вещей и его переживании, и абстрактное знание (notitia abstractiva), которое можно непосредственно постичь в уме (и в этом смысле оно также интуитивное), его сущностной характеристикой является способность отвлекаться от единичных вещей (существующих или несуществующих). В любом случае абстрактное познание всегда базируется на познании интуитивном — в таком ключе интерпретируется знаменитая ‘бритва Оккама’, выражающая позитивистский принцип экономии мышления. В обобщенной формулировке ‘Сущностей не следует умножать без необходимости’ этот принцип постулирует приоритетность понятий, выводимых из интуитивного познания. Эмпирический пафос учения У.О. базируется на признании У.О. реально существующими только единичных вещей. Однако вещи познаются с помощью понятий, или терминов, образование которых обусловлено потенцией — устремлением человеческой души на предмет познания. Термин — это простейший элемент знания, всегда выражаемый словом. У.О. рассматривает ‘естественные’ понятия, относящиеся к самим вещам — ‘термины первой интенции’, и искусственные, условные понятия, которые имеют значение, относимое не к одной конкретной вещи, а ко многим вещам, отношениям между ними, — ‘термины второй интенции’. Наука имеет дело с вещами и поэтому пользуется терминами как орудиями знания. ‘Термины второй интенции’ становятся объектом рефлексии в логике, которую интересуют значения слов (форма), а не физические состояния вещей (содержание терминов). Универсалии же представляют собой понятия о понятиях, ибо они утверждают нечто о многих других терминах и не могут обозначать вещи. Универсалии есть просто знаки вещей и являются результатом деятельности разума. У.О. использовал даже особое понятие ‘суппозиция’, которое выражало замещающую, знаковую функцию термина. Учение У.О. о понятиях (‘терминизм’) отличается высокой степенью абстракции, и оно существенно повлияло на развитие логики и семиотики. Независимость мышления У.О. проявилась не только в его философских и логических идеях, но также и прежде всего в его политических трактатах, открытой полемике с папой, в критике любых авторитетов. Он примыкал к радикальному крылу францисканского ордена (‘спиритуалы’) и отстаивал идеал евангельской бедности, выступал против претензий папы на светскую власть, за приоритет мнения общины самих верующих (consilium sapientium) перед авторитетом папы в вопросах веры, предлагал вполне ‘демократическую’ систему избрания Вселенского собора. Не случайно Климент VI называл У.О. ‘ересиархом, князем еретиков’. Этико-социальная доктрина У.О. представляла собой индивидуалистическую концепцию общества и морали человека. У.О. полагал, что благо всего общества не означает блага его членов — отдельных индивидов. В 14—17 вв. сочинения У.О. были хорошо известны: Реформация использовала идеи У.О. в борьбе с католической церковью, на него ссылался Лютер, его труды по логике и философии оказали влияние на Ф.Бэкона, Локка, Юма. Распространение идей У.О. в средневековых университетах Европы способствовало оформлению такого направления как терминизм (‘оккамизм’).

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

См. также в других словарях:

  • Уильям Оккам — William of Ockham Род деятельности: английский философ, францисканский монах Дата рождения …   Википедия

  • УИЛЬЯМ ОККАМ (около 1285- 1349) — английский философ, логик и теолог, монах францисканец. Философские трактаты, сочинения по логике и комментарии к Сентенциям Петра Ломбардского были написаны им в так называемый оксфордский период; Сумма логики в Авиньоне; политические трактаты в …   История Философии: Энциклопедия

  • Оккам — Оккам, Уильям Запрос «Оккам» перенаправляется сюда; о языке программирования Оккам см. Occam. Уильям Оккам Дата рождения: 1285(1285 …   Википедия

  • Оккам Уильям — Уильям Оккам William of Ockham Род деятельности: английский философ, францисканский монах Дата рождения …   Википедия

  • Оккам У. — Уильям Оккам William of Ockham Род деятельности: английский философ, францисканский монах Дата рождения …   Википедия

  • ОККАМ — Уильям см. УИЛЬЯМ ОККАМ …   Новейший философский словарь

  • Оккам, Уильям — Запрос «Оккам» перенаправляется сюда; о языке программирования Оккам см. Occam. Уильям Оккам Дата рождения …   Википедия

  • ОККАМ Уильям — (Ockham или Occam, William) (ок. 1284 ок. 1350), английский философ схоласт, известный сегодня главным образом благодаря предложенному им принципу экономии мышления ( бритва Оккама ). Родился ок. 1284 в местечке Оккам (графство Суррей, Англия).… …   Энциклопедия Кольера

  • Оккам Уильям — (ок. 1285 1349) наиболее яркий представитель номинализма направления в средневековой философии, которое получило свое полное развитие в XIV в. В XIII в. наибольшим влиянием пользовались учения Фомы Аквинского и Дунса Скота. Одновременно возникла… …   Великие философы: учебный словарь-справочник

  • ОККАМ — (Ockkam, Occam) Уильям (ок. 1285 1349) англ. философ, логик и церковно политический писатель, представитель поздней схоластики. Монах францисканец. Учился и преподавал в Оксфорде. В 1323 в связи с обвинением в ереси был вызван папой Иоанном XXII… …   Философская энциклопедия

Книги

  • Оккам, Уильям, Джесси Рассел. High Quality Content by WIKIPEDIA articles!Уильям О?ккам (англ. William of Ockham; ок. 1285(1285), Оккам, графство Суррей — 1349, Мюнхен) — английский философ, францисканский монах из Оккама,… Подробнее   Купить за 1125 руб
  • Уильям Оккам. Избранное, Уильям Оккам. Во впервые переведенных на русский язык фрагментах сочинений великого английского философа Уильяма Оккама, основателя номиналистического направления в поздней схоластике, представлен весь… Подробнее   Купить за 502 руб