ТРЕНДЕЛЕНБУРГ это:

ТРЕНДЕЛЕНБУРГ

ТРЕНДЕЛЕНБУРГ
(Trendelenburg) Фридрих Адольф (1802—1872) — немецкий философ и логик. С 1833 — профессор Берлинского университета. Глубокомысленный критик системы и метода Гегеля, Т. в своем учении примыкал к философии Аристотеля. Метафизика Т. представляет попытку обновить аристотелизм на почве новейших философских учений Канта, Шопенгауэра и др. Основные сочинения: ‘Элементы аристотелевской логики’ (1836), ‘Логические исследования’ (1840), ‘Исторический вклад философии’ (в трех томах, 1846— 1867), ‘Естественное право на основе этики’ ( 1860) и др. Т. разработал своеобразный и плодотворный способ изучения истории философии как историческое исследование отдельных понятий. Т. принадлежит также ряд любопытных работ историко-культурного содержания: ‘Афинская школа Рафаэля’, ‘Ниоба’, ‘Кельнский собор’ и др. В главном произведении Т. — ‘Логические исследования’ — излагается его философская система, ценная преимущественно своей критикой умозрительного метода. Т. придавал большое значение тому, что философские проблемы возникают на почве опыта. Именно размышление над тем, что дано в эмпирическом познании, ведет, по его мнению, к философии. Т. выступил на философском поприще в эпоху самого разгара увлечения гегельянством. В рамках критики диалектического метода Т. обращал особое внимание на ‘коренные ошибки’ гегельянской логики: 1) Гегель, описывая процессы ‘чистой мысли’, упускает из вида неустранимость из этого процесса элементов созерцания и движения, без коих диалектическая эволюция мысли невозможна и которые втихомолку ‘забегают вперед и прислуживают’ этому развитию; 2) стимулом для развития диалектического процесса является у Гегеля логическое отрицание, смешиваемое с реальным противоположением, между тем как то и другое представляют между собой лишь аналогию; 3) непрерывность и равномерность диалектического процесса в логике Гегеля нарушается тем, что в его изложении нередко новый круг мыслей сильно отстает от старого; 4) историко-философская периодизация применительно к диалектическому методу не соответствует хронологической эволюции идей в истории философии. Т. заключает свою критику замечанием, что диалектика Гегеля, подобно диалектике Прокла в древности, знаменует собой философское декадентство. Т. начинает развивать свою собственную точку зрения указанием на важность ‘движения’ для бытия и мышления. Движение, по Т., — основной фактор в природе, покой объясним из движения, но не наоборот. Равным образом, в области психической все перемены предполагают смену образов — различение и сочетание, которые немыслимы без идеального движения. Пространство, время и причинность уже предполагают движение. Анализируя интуиции пространства и времени, Т. подвергает критике учение Канта о трансцендентальной идеальности этих элементов познания. Согласно Т., необходимо, наряду с движением, при объяснении мировых явлений принять понятие цели, на которую направлено движение. В то время как Кант не придавал понятию цели объективного значения, Т., наоборот, осмысливает целесообразность как реальное мировое начало: ‘в основе самих вещей лежит мысль, направляющая силы и руководящая ими’. В понятии цели, по Т., причинное отношение меняется местами: целое становится прежде частей, действие — прежде причины. Если движение воли определяется мыслью о цели, то и в материальной природе Т. находит нечто аналогичное, т.к. он считает невозможным объяснить органические явления, не придавая понятию цели правомерности в области естествознания. Наше мышление способно усмотреть ослабленные и преломившиеся в игре цветов лучи, но этим ведь оно не отвергает чистого света, служащего источником этих лучей. Основные факты, общие для бытия и мышления, которые служат посредниками между обоими и делают возможным согласование познания и действительности, по мысли Т., — это движение и цель. Этическое есть высшая ступень органического. Пространство и время являются одновременно формами познания и бытия: логическую форму нельзя отделять от содержания, понятие от созерцания. Задача философии, по Т., состоит в том, чтобы не отрицая существенных результатов критической философии, указать возможность познания бытия, как бытия внешнего, противоположного мысли. Трактовка Т. философских категорий носит телеологически-аристотелевский характер, причем он считает, что категории должны составлять единство на базе категории ‘движения’ и ‘органического’ мировоззрения. Гибкости диалектических связей Т. противополагает четкость и устойчивость связей формально-логических. Тем самым Т. по сути дела ратовал за отказ от диалектического метода, подметив слабости идеалистической системы Гегеля. Т. критикует диалектику Гегеля именно в тех ее звеньях, в которых идеалистический принцип тождества бытия и мышления и недооценка Гегелем всеобщности действия формально-логических законов в познании деформировали рациональное ее содержание. Т. признается одним из первых серьезных критиков гегелевской философии.

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Смотреть что такое "ТРЕНДЕЛЕНБУРГ" в других словарях:

  • Тренделенбург — Тренделенбург, Адольф Адольф Фридрих Тренделенбург нем. Friedrich Adolph Trendelenburg Дата рождения …   Википедия

  • ТРЕНДЕЛЕНБУРГ — (Trendelenburg) Фридрих Адольф (род. 30 нояб. 1802, Эйтин – ум. 24 янв. 1872, Берлин) нем. философ и логик; профессор с 1833. Противник Гегеля, сторонник Аристотеля, в духе идей которого создал телеологическое «органическое мировоззрение»,… …   Философская энциклопедия

  • ТРЕНДЕЛЕНБУРГ — Фридрих (Friedrich Trende lenburg, 1844 1924), крупнейший германский хирург антисептической эры и эпохи начала и расцвета асептической эры. Мед. образование начал в Англии, где посещал лекции крупнейших ученых, в том числе Листера, Спенсера,… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Тренделенбург — (Adolph Trendelenburg) нем. философ (1802 1872). С 1833 г. был профессором в Берлинском унив. С 1849 по 1851 г. действовал на политической арене, примыкая к консерваторам. Т. не создал оригинальной философской системы. Его метафизика представляет …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ТРЕНДЕЛЕНБУРГ (Trendelenburg) Фридрих Адольф — (1802 72) немецкий философ и логик. Выступал против гегелевского учения о развитии, критиковал Гегеля за нигилистическое отношение к формальной логике …   Большой Энциклопедический словарь

  • Тренделенбург, Адольф — Адольф Фридрих Тренделенбург нем. Friedrich Adolph Trendelenburg Да …   Википедия

  • Тренделенбург Адольф — Адольф Тренделенбург: критик гегелевской диалектики     Адольф Тренделенбург (1802 1872) сформировался как филолог, изучал Платона и Аристотеля. Из его работ отметим следушие: «Elementa logicae Aristoteleae» (1836), «История теории категорий» в… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Тренделенбург Фридрих Адольф — (Trendelenburg) (1802 1872), немецкий философ и логик, неоаристотелик. Критиковал Г. В. Ф. Гегеля за нигилистическое отношение к формальной логике. * * * ТРЕНДЕЛЕНБУРГ Фридрих Адольф ТРЕНДЕЛЕНБУРГ (Trendelenburg) Фридрих Адольф (1802 72),… …   Энциклопедический словарь

  • Тренделенбург, Карл — архитектор и рисовальщик в Стрельне; р. 1810, † 1834 г. 3 июня. {Половцов} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Тренделенбург Адольф — …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «ТРЕНДЕЛЕНБУРГ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»