ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ это:

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ и ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ
(лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы) — термины схоластической философии, фиксирующие специфику трактовки теизмом бытия Бога Как непостижимого при помощи человеческих способностей и имманентно человеческого и получившие впоследствии широкое употребление в классической и неклассической философии благодаря Канту. В заключительном разделе Введения к ‘Критике чистого разума’ Кант называет ‘трансцендентальным’ ‘всякое познание, занимающееся не сколько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori’. При этом Кант придавал этим терминам чисто гносеологическое звучание: в философии Канта трансцендентальное — это все то, что относится к априорным (т.е. вне или до-опытным) условиям возможности познания, его формальным предпосылкам, которые организуют опыт. (Отсюда и названия разделов ‘Критики чистого разума’ — ‘трансцендентальная эстетика’ как исследование априорных форм чувственности; ‘трансцендентальная аналитика’ как изложение чистых рассудочных знаний и принципов, без которых нельзя мыслить предмет, и т.д.) Позднее Гегель упрекнет Канта в использовании последним этого ‘варварского школьного термина’, но Канту он нужен был для того, чтобы: 1) резче очертить суть своей философии, показать, что она нацелена не на сами предметы, а на нечто, выходящее (перешагивающее) за пределы опыта, обозначая тем самым переход нового в систему знаний и конструирование нашей познавательной способностью условий возможности опыта; 2) противопоставить трансцендентальное (как имманентное) трансцендентному — такому знанию, которое переступает за границы человеческого разума и является в этом смысле недоступным теоретическому познанию, становясь исключительно предметом веры. Трансцендентное — это все то, что выходит за пределы возможного опыта, например, Бог, бессмертие души и т.п. В ходе последующего философского развития термин ‘трансцендентальное’ получил широкое использование в системах Фихте и Шеллинга, неокантианстве (особенно в Марбургской школе), обозначая главным образом гносеологическую направленность этих учений на поиски условий или чистых возможностей познания; в феноменологии Гуссерля трансцендентальное становится противоположным всему эмпирическому (так, целью феноменологической редукции является выход на уровень ‘трансцендентального сознания’ — т.е. сознания, очищенного от всех элементов опыта). Соответственно, ‘трансцендентальный субъект’ в феноменологии превращается в автономный источник всех своих переживаний. Термин ‘трансцендентное’ также фигурирует в целом ряде послекантовских теоретико-познавательных концепций (особенно в Баденской школе неокантианства), обозначая здесь вне и независимо от сознания существующий предмет — либо вообще недоступный познанию, либо познаваемый лишь исключительно спекулятивным образом. В философии постмодернизма оппозиция трансцендентного и трансцендентального снимается посредством введения понятия ‘трансгрессия’. (см. ТРАНСГРЕССИЯ.)

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Смотреть что такое "ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ" в других словарях:

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ — (от лат. transcendent, transcendentalis перешагивающий, выходящий за пределы) возникший в средневековой философии фундаментальный филос. и теологический термин, претерпевший за свою историю существенные изменения в значении. Первоначально Т.… …   Философская энциклопедия

  • трансцендентальное —         ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ (от лат. transcendens, transcendentalis перешагивающий, выходящий за пределы) возникший в средневековой философии фундаментальный философский термин, уходящий своими корнями в античность и претерпевший за свою историю… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Трансцендентальное — Кантианство …   Википедия

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ — см. ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ …   Новейший философский словарь

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ —     ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ (нем transzendentale Einheit der Apperzeption) понятие философии Канта, введенное им в “Критике чистого разума” Апперцепцией вообще Кант называет самосознание, разделяя эмпирическую и первоначальную… …   Философская энциклопедия

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ОЗНАЧАЕМОЕ — фундаментальный термин постмодернистской текстологии, фиксирующий в своем содержании якобы стоящий за текстом внетекстуальный референт как онтологический гарант определенности текстовой семантики. Понятие ‘Т.О.’ введено Дерридой в контексте мета… …   История Философии: Энциклопедия

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ —     ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ (relati transcendens, relatio transcendentalis) в средневековой философии особый вид “перешагивающих” отношений, которые отличаются как от реальных и рациональных, так и категориальных (предикаментальных)… …   Философская энциклопедия

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЧИСЛО — ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЧИСЛО, см. ЧИСЛО ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ — (трансцендентальный синтез способности воображения, трансцендентальная способность воображения, продуктивная способность воображения, творческое воображение, чистое воображение, чистая способность воображения a priori и т.п.) одно из наименее… …   История Философии: Энциклопедия

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ — в философии Канта единство самосознания, производящее чистое наглядное представление ‘я мыслю’, данное до всякого мышления и в то же время не принадлежащее чувственности; представление, которое должно иметь возможность сопровождать все остальные… …   История Философии: Энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»