РИККЕРТ

РИККЕРТ

РИККЕРТ
(Rickert) Генрих (1863—1936) — немецкий философ, виднейший представитель Баденской школы неокантианства. Преподавал философию в Страсбургском (1888—1891), Оренбургском (1891—1915), Гейдельбергском (с 1916) университетах. Основные сочинения: ‘Предмет познания’ (1892), ‘Границы естественнонаучного образования понятий’ (1896), ‘Науки о природе и науки о культуре’ (1899), ‘Философия истории’ (1904), ‘Логика предикатов и проблема онтологии’ (1930), ‘Основные проблемы философской методологии, онтологии и антропологии’ (1934) и др. Философские взгляды Р. претерпели серьезную эволюцию, в силу чего они часто выходят за пределы идей его духовного предшественника — Канта, оформляясь то в фихтеанство, то в неогегельянство, то в своего рода синтез его первоначальных построений и феноменологии. Р. продолжил и развил далее представления Виндельбанда о философии как науке о ценностях, которые образуют ‘совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта, мир трансцендентного смысла’. Философия, по мнению Р., должна представлять собой систему, базирующуюся на анализе взаимных отношений между действительностью и ценностями, составляющих так называемую мировую проблему; выявить их возможное единство. Р. проводит существенное различие между философией и специальными науками; цель последних заключается в познании лишь части действительности, в то время как философия пытается постичь ее целое — то, где действительность сочетается с ценностью и что неумолимо ускользает из ведения частных наук. Отсюда главной задачей философии становится разработка чистой теории ценностей, что предполагает разграничение их различных видов, выявление специфики и взаимоотношения между собой. Все эти проблемы Р. относит, главным образом, к культуре и истории и считает, что они должны предшествовать решению упомянутой мировой проблемы. Однако философия не растворяется им только в истории и, более того, не исчерпывается исключительно понятием чистой теории ценностей. Ее последней проблемой провозглашается все-таки проблема единства ценности и действительности, суть которой в отыскании так называемого третьего царства, объединяющего две эти области. В роли такого посредника Р. и провозглашает ‘царство смысла’. Ценность всегда проявляет себя в мире как объективный смысл, который, согласно Р., связан с реальным психическим актом — суждением, с которым, однако, не совпадает, далеко выходя за границы непосредственного психического бытия (в отличие от оценки, в которой смысл проявляется, и которая представляет собой такой реальный психический акт). Смысл, по Р., указывает на ценность, и именно она придает этот имманентный смысл акту оценки; без царства ценностей не было бы никакого смысла. Большое место в философии Р. занимает гносеологическая часть, с которой но сути он и начинает возводить все здание своей философии. Цель гносеологии, согласно Р., — ответить на вопрос о возможности появления трансцендентных ценностей в этом имманентном мире, а также показать возможность перехода от имманентного к трансцендентному. В конечном счете, все эти сложные вопросы оказываются ни чем иным, как специфической формулировкой Р. одной из традиционных проблем гносеологии. Речь идет о том, откуда познание приобретает свою объективность, или, иначе, что представляет собой независимый от субъекта предмет познания. Однако поиски трансцендентного объекта не дали Р. ответов на искомые вопросы, так и оставив загадочной тайну соединения имманентной действительности с трансцендентной ценностью. Не отказываясь от идеи единства этих двух ‘царств’ (ибо ее отрицание приводит к утрате смысла самого познания), Р. в поздних своих работах вновь возвращается к проблемам гносеологии, которая постепенно трансформируется в своего рода онтологию, согласно которой целое действительности предстает в виде совокупности четырех взаимосвязанных сфер: чувственно воспринимаемого мира (физического и психического); интеллигибельного мира — ценностей и смысловых образований; мира необьективируемой субъективности, в свободных актах которой соединяются ценность и сущее. Три эти сферы бытия (‘посюстороннего’ в терминологии Р.) дополняются и объединяются четвертой, постигаемой с помощью религиозной веры, — миром ‘потустороннего’ бытия, в котором сущее и ценность полностью совпадают. (см. также ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ (РИККЕРТ).)

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "РИККЕРТ" в других словарях:

  • РИККЕРТ — (Rickert) Генрих (1863 1936) нем. философ, один из основателей баденской школы неокантианства. Основные работы: «Науки о природе и науки о культуре», «Границы естественно научного образования понятий», «Философия истории», «Философия жизни». Р.… …   Философская энциклопедия

  • РИККЕРТ — (Rickert) Генрих (25.05. 1863, Данциг 28.07.1936, Гейдельберг) основатель (совместно с В. Виндельбандом) баденской школы неокантианства, представитель трансцендентального идеализма, оказавший влияние на формирование теоретико методологических… …   Энциклопедия социологии

  • Риккерт — (нем. Rickert)  немецкая фамилия. Известные носители Риккерт, Генрих (1863 1936)  немецкий философ. Риккерт, Генрих (1833 1902)  немецкий политик …   Википедия

  • РИККЕРТ —         (Rickert) Генрих (1863 1936) нем. философ и культурфилософ, один из основателей баденской школы неокантианства. Филос. позиция Р. претерпела сложную эволюцию. Отвергая вслед за Виндельбандом с позиций неокантианства “вещь в себе”, Р.… …   Энциклопедия культурологии

  • РИККЕРТ — (Rickert) Генрих (1863 1936), немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства. Устраняя кантовскую вещь в себе , сводил бытие к человеческому сознанию. Понимал философию как учение о ценностях. Противопоставлял метод… …   Современная энциклопедия

  • РИККЕРТ — РИККЕРТ(Rickert) Генрих (1863 1936) немецкий философ, виднейший представитель Баденской школы неокантианства. Преподавал философию в Страсбургском (1888 1891), Фрейбургском (1891 1915), Гейдельбергском (с 1916) университетах. Основные сочинения:… …   Новейший философский словарь

  • Риккерт — (Rickert)         Генрих (25.5.1863, Данциг, ныне Гданьск, Польша, 30.7.1936, Гейдельберг), немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства (См. Неокантианство). С 1894 профессор Фрейбургского, с 1916 Гейдельбергского… …   Большая советская энциклопедия

  • Риккерт Генрих — Риккерт (Rickert) Генрих (25.5.1863, Данциг, ныне Гданьск, Польша, ‒ 30.7.1936, Гейдельберг), немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства. С 1894 профессор Фрейбургского, с 1916 ‒ Гейдельбергского университетов.… …   Большая советская энциклопедия

  • РИККЕРТ (Rickert) Генрих — (1863 1936) немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства. Понимал философию как учение о ценностях. Противопоставлял метод естествознания, направленный на общее (закон), методу исторических наук, выясняющему единичные,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Риккерт, Генрих — РИККЕРТ (Rickert) Генрих (1863 1936), немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства. Устраняя кантовскую “вещь в себе”, сводил бытие к человеческому сознанию. Понимал философию как учение о ценностях. Противопоставлял метод …   Иллюстрированный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»