ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ это:

ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ

ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ
(от греч. член Ареопага, судебной коллегии в античных Афинах) — христианский неоплатоник 5 или начала 6 в., представитель поздней патристики. Наиболее известными мыслителями, ассоциировавшимися с П.-Д.А., выступали: Петр Ивер (412—488), Север Антиохийский и др. Главное сочинение П.-Д.А. — ‘Corpus Areopagiticum’ — включает четыре трактата (‘О божественных именах’, ‘О небесной иерархии’, ‘О церковной иерархии’, ‘О мистическом богословии’) и десять посланий. Труды П.-Д.А. (в переводе на латинский язык, осуществленным Иоанном Скотом Эриугеной) стали известны на Западе с 9 в. и стали предметом комментариев Фомы Аквинского, М.Фичино и др. Сочинения П.-Д.А. написаны от имени персонажа новозаветных ‘Деяний апостолов’ (17, 34) — образованного гражданина Афин, обращенного в христианство в 1 в. проповедью апостола Павла, первого христианского епископа своего города. (Данная точка зрения просуществовала до 16 в.) Первая полемика по поводу трудов П.-Д.А. датируется 533 (дискуссия между православными богословами, отрицавшими их аутентичность, и адептами монофизитства). В дальнейшем сомнения в подлинности ‘Corpus Areopagiticum’ высказывали Л.Валла, Эразм Роттердамский и др.: ряд особенностей трактатов и посланий П.-Д.А. (стилистика, культовые реалии, текстуальные заимствования из Прокла) требуют датировать их периодом не позже второй половины 5 в. В основании миропредставления П.-Д.А. лежит неоплатоническое представление о принципиальной неописуемости и неопределимости Бога наряду с идеей об условной осуществимости богопознания посредством построения иерархии аналогий. (Так, по мысли П.-Д.А., Бог неизречен, ‘Божественный мрак’ таинственен, ‘Божественный свет’ недосягаем ‘по причине преизбытка сверхсущностного светолития’ и незрим ‘по причине чрезмерной ясности’.) Иерархическая онтология, присущая неоплатонизму, апплицируется П.-Д.А. на сопряженную социальную проблематику: ‘церковная иерархия’ выступает прямым продолжением ‘иерархии небесной’. Так, по версии П.-Д.А., мировая лестница выглядит так: ‘пресветлый мрак’, единый Бог — серафимы, херувимы, престолы; господства, силы, власти; начала, архангелы, ангелы (это строение ‘небесной иерархии’). Далее — епископы, священники, диаконы; монахи, члены христианской общины, оглашенные. Ниже церковной иерархии — остальной мир: разумные существа, живые неразумные существа, безжизненные тела. Образ церкви у П.-Д.А. акцентированно статичен: иерархия людей — прямое продолжение иерархии ангелов — суть цепь отражений чистого света в ничем незамутненных зеркалах. Эта последовательность, согласно П.-Д.А., и задает стройный распорядок таинств святой церкви. (Эстетическая интерпретация П.-Д.А. картины мира как иерархии света оказала значимое воздействие на средневековую эстетику.) Учение П.-Д.А. как система философской теологии включало в себя три рода теологии: катафатическую (Бог, ‘будучи Всем во всем и Ничем в чем-либо, всеми познается из всего и никем из чего-либо’), символическую и мистическую (в ее рамках: апофатическую теологию и теологию сверхумного экстаза как высшей формы познания Бога). Для раскрытия божественной природы П.-Д.А. предлагались два пути богословствования: апофатический (по отношению к божественной единичности) и катафатический (по отношению к божественной троичности). Благодаря этим двум методам выявляется бесконечная степень абсолютно всех мыслимых предикаций ‘божественного мрака’ Единого, так что Он может именоваться, к примеру, различающимся тождеством подвижного покоя. Сверхмыслимый Бог, по П.-Д.А., заключает в себе черты плотиновской благой единицы и бесформенной ‘умной материи’. Христос же выступает наподобие неоплатонического числа, ‘утверждая согласие между частями и целым’. При неоплатонической категории простой математической единичности Бога слова бессмысленны и в поэтическом космосе вовсе не нужны. Поэтому, по мысли П.-Д.А., умный экстаз Плотина есть бессловесное ‘упрощение’ до числовой единицы. Только в Троице, замечает П.-Д.А., которая при этом по своей божественной фигуре геометрически равна одному, обретает деятельное (энергийное) значение любая словесность, выявляющая сущности. Отсюда катафатическое богословие, созерцающее Троицу, призвано исследовать любые имена, фиксирующие сущность предметов; следовательно, божественные Имена являются основным ее предметом. На основании этого П.-Д.А. утверждал, что благодаря пресвятой Троице ‘все рождаемое на небесах и на земле получает бытие и наименование’. Бог включает в себя все умные потенции и энергии, поэтому зло не участвует в действительном протекании сущего. Оно есть лишь оскудение и недостаток добра: ‘злу даруется бытие по воле случая, и проявляться оно может только в чем-то ином, поскольку не имеет собственного бытия’. Абсолютного зла не может быть вовсе, т.к. оно есть полнейшее отсутствие божественного Блага. В традиции, заложенной П.-Д.А., специфическую трактовку получили понятия ‘трансцендентный’ и ‘имманентный’. Трансцендентным человеческому мышлению считается восхождение от дольнего мира к миру горнему, что составляет предмет апофатического метода богословствования, имманентный же — нисхождение от горнего мира к дольнему, что составляет предмет апофатического метода богословствования. Учение П.-Д.А. обрело официальный статус в православии византийского канона благодаря его интерпретации Максимом Исповедником.

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Смотреть что такое "ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ" в других словарях:

  • Псевдо-Дионисий Ареопагит — Школа/традиция: патристика Значительные идеи: апофатическое богословие Оказавшие влияние: платонизм …   Википедия

  • ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ — (Dionisios Areopagi tus, т.е. член Ареопага, древней судебной коллегии в Афинах) христианский мыслитель 5 или нач. 6 в., представитель поздней патристики. Трактаты и послания П. Д. А. написаны от имени персонажа новозаветных «Деяний апостолов»… …   Философская энциклопедия

  • Псевдо-Дионисий Ареопагит — (т. е. член Ареопага, древней судебной коллегии в Афинах), христианский мыслитель V или начала VI в., представитель поздней патристики. Трактаты и послания П. Д. А. написаны от имени персонажа новозаветных «Деяний Апостолов» (17:34) образованного …   Энциклопедия культурологии

  • ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ — (от греч. член Ареопага, судебной коллегии в античных Афинах) христианский неоплатоник 5 или начала 6 в., представитель поздней патристики. Наиболее известными мыслителями, ассоциировавшимися с П. Д.А., выступали: Петр Ивер (412 488), Север… …   История Философии: Энциклопедия

  • ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ — (Dionysios Areopagites) представитель восточной патристики V или нач. VI в., соч. к рого написаны от имени Д. А., упоминаемого в Библии. Настоящее имя не установлено. Опираясь на философско теологические доктрины предшествующего этапа патристики… …   Эстетика: Словарь

  • ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ —         см. Псевдо Дионисий Ареопагит. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ …   Философская энциклопедия

  • ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ — ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ, христианский мыслитель 5 в. или начала 6 в., представитель поздней патристики, которому приписывается так называемый Ареопагитический корпус (смотри Ареопагитики ). Авторство Дионисия Ареопагита подвергалось сомнению (отсюда… …   Современная энциклопедия

  • Дионисий Ареопагит — ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ, христианский мыслитель 5 в. или начала 6 в., представитель поздней патристики, которому приписывается так называемый “Ареопагитический корпус” (смотри “Ареопагитики”). Авторство Дионисия Ареопагита подвергалось сомнению… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Дионисий Ареопагит — Псевдо Дионисий Ареопагит христианский мыслитель 5 или нач. 6 в., представитель поздней патристики. Ареопагический корпус включает 4 трактата ( О небесной иерархии , О церковной иерархии , О божественных именах , Таинственное богословие ) и 10… …   Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

  • Дионисий Ареопагит — В Википедии есть статьи о других людях с именем Дионисий. Мученичество святых Дионисия Ареопагита, Рустика и Елевферия. Миниатюра из Минология Василия II. Дионисий Ареопагит  афин …   Википедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»