ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ это:

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

’ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ’
марксистская интерпретация фундаментальной проблематики, фундирующей философское знание, а именно — проблемы соотношения бытия и сознания. Конституирование категориальных средств философии как рациональное осмысление и экспликация содержания универсалий культуры объектного, субъектного и субъект-объектного рядов (см. УНИВЕРСАЛИИ, ФИЛОСОФИЯ) задает мировоззренческую размерность философской проблематике: проблема места человека в мире артикулируется в философии как проблема соотношения бытия и сознания. Именно в проблемном контексте ‘О.В.Ф.’ был впервые эксплицитно сформулирован в рамках французского Просвещения; в философии Гегеля осмыслен как ‘разрешение противоположности между бытием и сознанием’. В целом, немецкая философия конца 18 — середины 19 в. рассматривала фокусируемую ‘О.В.Ф.’ проблему как фундаментальную для философской традиции: ‘вся история философии вращается вокруг вопроса... об отношении духовного к материальному’ (Фейербах). Однако важно, что означенная постановка ‘О.В.Ф.’ в домарксистской философии не лишает его логического статуса проблемы, т.е. не деформирует специфику философского мышления как мышления по определению проблемного, организующего себя в качестве интеллектуального движения в пространстве непреходяще значимых (и в этом смысле — ‘вечных’), культурно аранжированных, т.е. по-новому ставящихся каждой исторической эпохой (и в этом смысле — ‘нерешаемых’), проблем. В рамках марксизма ‘О.В.Ф.’ приобрел принципиальный смысл и аксиологическую нагруженность. В его содержании было выделено два аспекта (‘две стороны ‘О.В.Ф.’): генетический аспект соотношения материи и сознания (так называемый вопрос о первичности) и функциональный (вопрос о познаваемости мира). Аксиологическая акцентировка марксизмом материализма — в генетическом, а также гносеологического оптимизма — в функциональном планах ‘О.В.Ф.’ имплицитно задают артикуляцию последнего именно как вопроса, т.е. такой логической формы, которая в отличие от проблемы предполагает возможность не только исчерпывающе финального, но и правильного ответа (см. соответствующее придание инвективной семантики самим понятиям идеализма и скептицизма в марксизме). Такой подход к философии инспирирует ее редукцию к доктринальному учению, продуцируя такие модусы ее существования, как программно-концептуальные кодексы и вопросно-ответная катехитика: от первых ее моделей у Энгельса до классического варианта в посвященном философии разделе ‘Краткого курса истории ВКП(б)’ у И.Сталина. (см. СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ.) В проблемной же своей постановке ‘О.В.Ф.’ сохраняет свое конститутивное значение: в ответ на сформулированную К.Глюксманом оценку его позиции на конференции в Клюни (1970) как ‘недооценивающей, чтобы не сказать отменяющей борьбу материализма и идеализма’, Деррида возражает в том плане, что ‘значение этого невозможно переоценить’. Наряду с этим, постмодернизм существенно трансформирует содержание ‘О.В.Ф.’ в русле характерного для постмодернистской парадигмы отказа от референциальной концепции знака и ориентации на ‘игровой принцип’ аргументации (Деррида) и ‘игры истины’ (Фуко). Так, по формулировке Фуко, ‘основной вопрос философии, понимаемый как вопрос о духовности, заключается в следующем: что представляют собой преобразования, совершаемые в бытии субъекта, необходимые для достижения истины?’ При условии, что философия как таковая трактуется как ‘форма мысли, которая... задается вопросом, что позволяет субъекту постигать истину’ (Фуко). Однако, в целом, в философии постмодернизма с ее презумпцией отказа от линейного типа детерминизма центральным объектом аналитики становится отдельное ‘событие’ (Фуко), ‘сингулярность’ (Делез), ‘интенсивность’ (П.Вирилио) и т.п. Принципиально единичные и уникальные события обладают особым статусом бытия, не предполагающим их артикуляции ни в качестве материальных, ни в качестве идеальных, — статусом ‘эффекта’ (Фуко): ‘событие всегда производит эффект и является эффектом’. В этом отношении ‘философия события’, с точки зрения Фуко, ‘должна была бы двигаться в парадоксальном направлении, — в направлении материализма бестелесности’. В этом контексте радикального постмодернистского отказа от метафизики и универсальной номадологической ориентации происходит смещение в акцентуации содержания ‘О.В.Ф.’. В русле установок постмодернистски истолкованной генеалогии Фуко определяет в качестве центрального ‘вопроса философии’ вопрос ‘о настоящем’. По определению Фуко, ‘вопросом философии долгое время было: ‘В этом мире, где все гибнет, — что есть не-преходящего? Что мы суть — мы, которые должны умереть, — в отношении к тому, что не проходит? Мне кажется, что начиная с XIX века, философия непрестанно приближается к вопросу: ‘Что происходит теперь, и что такое мы — мы, которые, быть может, суть не что иное и не более, чем то, что происходит теперь?’. Вопрос философии — это вопрос об этом настоящем, которое и есть мы сами’. (см. также НОМАДОЛОГИЯ, ГЕНЕАЛОГИЯ, НАСТОЯЩЕЕ, ЭОН.)

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Смотреть что такое "ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ" в других словарях:

  • Основной вопрос философии — Основной вопрос философии  метафилософская и историко философская концепция в философии марксизма, согласно которой основной, если не единственной[источник не указан 156 дней] проблемой философии на протяжении всей её… …   Википедия

  • ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ —         вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному вообще. То или иное решение этого вопроса (материалистическое, идеалистическое, дуалистическое) образует основу каждого филос. учения. «Философы, писал Ф. Энгельс,… …   Философская энциклопедия

  • ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ — марксистская интерпретация фундаментальной проблематики, фундирующей философское знание, а именно проблемы соотношения бытия и сознания. Конституирование категориальных средств философии как рациональное осмысление и экспликация содержания… …   Новейший философский словарь

  • ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ — марксистская интерпретация фундаментальной проблематики, фундирующей философское знание, а именно проблемы соотношения бытия и сознания. Конституирование категориальных средств философии как рациональное осмысление и экспликация содержания… …   История Философии: Энциклопедия

  • Основной вопрос философии —         вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному вообще. Составляет исходный пункт философского исследования, в силу чего то или иное решение этого вопроса (материалистическое, идеалистическое, дуалистическое) образует… …   Большая советская энциклопедия

  • Основной вопрос философии — Как устроен наш мир? Другого основного вопроса у философии быть не может …   Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

  • ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ — вечная проблема соотношения двух реальностей: 1) реальности, которую человек способен воспринимать при помощи своих органов чувств ( видимого мира ) и 2) реальности, принципиально не доступной внешнему опыту людей ( сверхчувственного, скрытого… …   Современный философский словарь

  • ОСНОВНОЙ (ЦЕНТРАЛЬНЫЙ) ВОПРОС ФИЛОСОФИИ — вопрос об отношении мышления к бытию, сознания в природе: в зависимости от его решения трактуются определенным образом и все остальные вопросы мировоззрения. Принято различать две стороны этого вопроса: 1) что является первичным по происхождению… …   Тематический философский словарь

  • Вопрос — Вопрос  форма мысли, выраженная в языке предложением, которое произносят или пишут, когда хотят что нибудь спросить, то есть получить интересующую информацию. В русском языке, если вопрос произносят, то используют вопросительную интонацию, а …   Википедия

  • Определение философии — «Мыслитель», Огюст Роден Философия (др. греч. φιλοσοφία  «любовь к мудрости», «любомудрие», от φιλέω  люблю и σοφία  мудрость)  наиболее общая теория …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»