АПРИОРИ это:

АПРИОРИ

АПРИОРИ
(лат. a priori, букв. — из предшествующего) — философский термин, имеющий важное значение в теории познания, в частности, в философии Канта. Означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально. Априорное знание противоположно апостериорному. Уже Аристотель различал познание вещей из их причин: из тех, которые составляют их предпосылку (целевая, формальная причина) — это познание А. и познание причины из ее действия — апостериорное познание. Лейбниц изменил смысл термина ‘априорное’, предположив, что познание вещей из их причин полно только тогда, когда оно восходит к последним и высшим причинам, которые он называл ‘вечными истинами’ и приравнивал познание А. к умозрительному, беспредпосылочному, самоочевидному для разума знанию. Благодаря Вольфу, понятие А. вошло в немецкую философию и было принято Кантом. Так, уже во введении к ‘Критике чистого разума’, говоря о сущностном происхождении наших знаний, Кант писал: ‘...хотя все наше познание и начинается с опыта, вместе с опытом, отсюда не следует, что оно целиком происходит из опыта’. Кант считал, что аффицируя нашу чувственность, вещи пробуждают одновременно и некую внутреннюю активность человеческого познания, поэтому даже опытное знание ‘складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша познавательная способность (только побуждаемая чувственными впечатлениями) дает от себя самой...’. Проявлением этой активности познания и является человеческая способность совершать не только опытное, но и внеопытное познание. Такое познание Кант и называет априорным. В дальнейшем Кант будет считать априорными только те знания, которые, безусловно, не зависят от всякого опыта, а не от того или иного конкретного опыта. И, наконец, из всех априорных знаний Кант выделит ‘чистые априорные’ — те, к которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое; более того — те, которые имеют всеобщий и необходимый характер. Кант относил к ним сравнительно большую совокупность главным образом научных знаний, получение которых стало высшей целью и задачей человеческого познания вообще — законы, принципы и т.п. Чаще всего, по Канту, они начинаются со слов: ‘все’, ‘вся’ и т.д., утверждая некоторые положения и принципы относительно определенных целостных классов вещей. Эти априорные, всеобщие и необходимые знания, согласно Канту, нельзя получить эмпирическим путем, они формулируются каким-то иным — доопытным или внеопытным образом. Но априорны эти знания лишь по своей форме, их же содержание проистекает из опыта. Суть кантовского априоризма заключалась, таким образом, в акцентировании того факта, что каждый человек, начиная процесс познания, как бы заранее обладает некими существовавшими уже до него формами, которые и придают его знанию характер искомого идеала — необходимости и всеобщности. Кант различал априорные формы чувственности — пространство и время и априорные формы рассудка — чистые рассудочные понятия или категории, разделенные им на 4 класса: количества, качества, модальности и отношения. Априорные формы чувственности и рассудка организуют, придают связность и упорядоченность хаотическому знанию, полученному из опыта с помощью чувств. В современной методологии науки к априорным формам знания относятся исходные постулаты науки, хотя при этом признается в их выборе момент условности и конвенциальности.

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Синонимы:

Смотреть что такое "АПРИОРИ" в других словарях:

  • априори — априори …   Орфографический словарь-справочник

  • АПРИОРИ — [лат. a priori из предшествующего] 1) независимо от опыта, до опыта. Противоп. АПОСТЕРИОРИ; 2) филос. в теории познания: знание о фактах, полученное до изучения их на опыте; знание, изначально присущее сознанию; 3) разг. заранее, предварительно.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Априори — (лат. а priori әуелден, бастан) – таным теориясында білім апостериориден өзгеше, тәжірибеге дейін және одан тәуелсіз алынатын, әуел бастан санаға тән дегенді білдіретін термин. Басқаша айтқанда адам білімі тәжірибеден тәуелсіз, одан бұрын пайда… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • АПРИОРИ —         см. Апостериори и априори. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. АПРИОРИ …   Философская энциклопедия

  • априори — заранее Словарь русских синонимов. априори см. заранее Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • АПРИОРИ — АПРИОРИ, нареч. (от лат. a от и prior предшествующий) (филос.). Независимо от опыта, ант. апостериори. Судить о чем нибудь априори. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Априори — от лат. a priori из предшествующего А. Независимо от опыта, до опыта. Б. Заранее, наперед, предварительно. В. Знание о фактах, полученное до изучения их на основе опыта. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • АПРИОРИ — (от латинского a priori из предшествующего), знание, предшествующее опыту и независимое от него; понятие теории познания, противоположное апостериори …   Современная энциклопедия

  • АПРИОРИ — (от лат. apriori из предшествующего) понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него; введено в средневековой схоластике в противоположность апостериори. В философии И. Канта априорное знание… …   Большой Энциклопедический словарь

  • АПРИОРИ — (лат. a priori, букв. из предшествующего) философский термин, имеющий важное значение в теории познания, в частности, в философии И. Канта. Означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально. Априорное знание… …   Новейший философский словарь

Книги

Другие книги по запросу «АПРИОРИ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»