НЕ-Я

НЕ-Я

НЕ-Я
противополагаемый ‘Я’ один из членов второго основоположения наукоучения Фихте, гласящего: ‘Я’ полагает ‘Н.’ или ‘Я’ полагает ‘Н.’ в ‘Я’. Исходным требованием всей философии Фихте является осуществление акта самополагания (‘Я’ полагает само себя’), следствием которого становится необходимость для ‘Я’ определить самого себя, а значит — отличить себя от всего другого, противоположного ему, того, что является ‘H.’ (‘H.’ не есть ‘Я’). Так как только ‘Я’ полагается первоначально, то и противополагать можно только этому ‘Я’; более того, только само ‘Я’ есть то, что противополагает, и таким противополагаемым ‘Я’ есть ‘Н.’. Данное положение наукоучения не должно трактоваться в том смысле, что ‘Я’, полагая ‘H.’, творит тем самым природу и мир вне человека — т.наз. ‘вещи в себе’. Фихтеанское ‘Н.’ не есть вещь вне нас, не есть нечто такое, что находится вне нашего сознания. Фихте совершенно отказывается от кантовской ‘вещи в себе’, полагая, что ‘Н.’, даже будучи отличным от ‘Я’, полагается ‘Я’ не где-нибудь, а именно в сознании (отсюда: ‘Я’ полагает ‘Н.’ в ‘Я’), т.е. ‘Н.’ само является только чем-то представленным в сознании, в ‘Я’, его содержанием и не более. В определенной мере отношение ‘Я’ и ‘Н.’ может быть выражено через категории субъекта и объекта, в качестве двух необходимых первичных противопоставлений, содержащихся в акте самосознания и мыслимых только по отношению друг к другу. Как субъект не может мыслиться без объекта, так и объект немыслим без субъекта. Дальнейшее развитие этого взаимоотношения (‘Я’ и ‘Н.’) осуществляется у Фихте через категорию взаимодействия, выражающую взаимное определение ими друг друга. Так формулируется третье основоположение фихтеанского наукоучения: ‘Я’ противополагает в ‘Я’ делимому ‘Я’ делимое ‘Н.’, из которого следует затем разделение всего наукоучения на практическое и теоретическое. Так как ‘Я’ и ‘Н.’ оба полагаются в ‘Я’ и через ‘Я’, как ограниченные друг другом, то соответственно их объединение предполагает их одновременное взаимное ограничение, в котором с необходимостью содержатся два действия: 1) либо ‘Я’ определено ‘Н.’ и между ними складывается причинное отношение основания и ‘Я’ оказывается теоретическим; 2) либо ‘Н.’ определено ‘Я’ и между ними складывается причинное отношение цели и действия, а ‘Я’ оказывается практическим. Соответственно, системы теоретического и практического наукоучения становятся двумя координированными рядами, образующими связанное целое, в котором реальность ‘Н.’ может быть уяснена только из теоретического ‘Я’, а необходимость последнего — из практического ‘Я’. Таким образом, Фихте преодолевает кантовский дуализм и обосновывает единство теоретического и практического ‘Я’, показывая основополагающую роль практически-деятельностного отношения к миру.

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»