НАТОРП это:

НАТОРП

НАТОРП
(Natorp) Пауль (1854—1924) — немецкий философ, представитель марбургской школы неокантианства. С 1885 преподавал в Марбургском университете на кафедре философии. Работы Н. можно условно подразделить на три больших блока, посвященных главным образом: 1) историко-философской, 2) логико-психологической и 3) социально-педагогической тематике. Особенно велик круг его работ, посвященных историко-философским проблемам, среди которых основополагающее значение принадлежит исследованию античной философии: ‘Исследования по истории проблемы познания в древности. Протагор, Демокрит, Эпикур и скепсис’ (1884), ‘Этика Демокрита’ (1893), ‘Государство Платона’ (1898). Главная работа в этом цикле — ‘Учение Платона об идеях’ (1903). В центре философских интересов Н. находятся главным образом вопросы теории познания у античных мыслителей, которых он рассматривает как во многом непосредственных предшественников кантовского критицизма. Среди идей, предваряющих неокантианство, Н. располагает и гносеологические взгляды Декарта, которому он посвятил значимую работу своего историко-философского цикла — ‘Теория познания Декарта. Этюд из предыстории критицизма’ (1882). В своем анализе античных философов Н. избыточно осовременивал их взгляды, приближая их в своем истолковании к философским системам Нового времени и, в особенности, к системе идей Канта. Очень характерной в этом плане оказывается и трактовка Н. античного скептицизма, рассматриваемого как учение, непосредственно примыкающее к критическим идеям Канта. Аналогичной оказывается и интерпретация Н. философии Платона, с изучения которой ученый и начал, по сути, свой творческий путь в философии. К такой аберрации Н. привела осуществленная им подчеркнуто оригинальная интерпретация платоновской ‘идеи’, которую Н. лишил онтологического статуса как существующую независимо от мышления и трансформировал в исключительно логический закон, выражающий единство в многообразии и постоянство в изменчивости. Этот закон, по мысли Н., представляет собой ‘метод’, при помощи которого мышление и формирует свой предмет. В своей философии Н. ориентировался на математику, которая, так же как философия, на взгляд Н., исследует логическое начало. По Н., математика ищет лишь частные проявления этого закона, философию же интересует окончательное единство всякого мышления, проявляющееся в логической функции. При этом саму философию Н. отождествлял с логикой — не формальной, а с учением, исследующим в духе Канта и Когена априорные условия единства точных наук. Как и Коген, Н. стремился использовать математику для обоснования своей беспредпосылочной гносеологии, рассматривая функциональные отношения в математике как такие, источник которых находится не в реальности и не зависит от субъекта; они, по Н., положены самой мыслью и восходят к априорным условиям мыслимости любых объектов и любых их связей. В последние годы жизни Н. приходит к идее т.наз. общей логики, отступая при этом от некоторых идей Канта и приближаясь к логицизму скорее гегелевского толка. Кроме гегельянских в его творчестве начинают звучать отголоски и более ранних мыслителей — Гераклита, Платона, Николая Кузанского. Это проявилось в поисках т.наз. изначального единства ‘трех высших понятий’ — мышления, бытия и познания. С позиций этого единства, всякое мышление оказывается мышлением бытия, а всякое бытие — бытием мысли. Эту точку зрения первичного единства, будто бы возвышающегося над мышлением и бытием, Н. называет ‘простым полаганием’, или ‘тезисом’. Вместе с ним впервые возникает мышление, логос. Это первоначальное полагание, в котором и обнаруживается изначальное единство мышления, бытия и познания, гласит: es ist, или ‘нечто есть’. В своей общей логике, которая, хотя и занята всеми этими проблемами, Н. использует многие достижения классического идеализма. Так, у Гегеля Н. заимствует тройственную структуру процесса полагания: полагание, противополагание и полагание единства различенных противоположностей. Сформулированный Н. закон совпадения гласит: простое полагание и его отрицание совпадают в синтезе, составляя тем самым триаду логического развития: (1) мышление как безразличное тождество отрицает себя, выступая в качестве собственной противоположности — бытия (2), и воссоединяется с самим собой через познание (3). Этой тройственности у Н. соответствуют — ‘безразличие’, ‘дифференцирование’ и ‘совпадение’. Закон совпадения предполагает принятие противоречия в истинный логос. То, что противоречит, существует не в обычном смысле понятия существования, это — ‘небытие’, и оно в конечном смысле есть несуществование логического бытия. Но бытийный смысл небытия оказывается более содержателен, по Н., чем смысл простого бытия. И если в ‘бытии’ небытия утверждение одерживает победу, то одерживает оно ее только потому, что оно полностью признает право отрицания. Все эти идеи явно выводят позднего Н. из рамок неокантианской философии. Ряд работ Н. — ‘Философская пропедевтика’ (1911), ‘Социальная педагогика’ (1911), ‘Культура народа и культура личности’ (1912) посвящены т.наз. социальной педагогике, главная идея которой — идеал неограниченного господства духа и направленное на пробуждение в каждом человеке сознание внутренней свободы. Н. стремился создать целостную систему воспитания, целью которой была бы гармония индивидуального и социального начал в человеке. Осмысление Н. в качестве предмета философии финального единства мышления, выводимого им из методологически артикулированной платоновской ‘идеи’ (переосмысление Платона в духе ‘панметодизма’, по самооценке Н.), позволило ему наметить контуры новой философской интерпретации единства как мышления, бытия и сознания, равно фундированных логическим ‘первоначалом’, так и философии, логики и математики, ориентированных на постижение различных сторон логического начала как первоначала. Н. сыграл значительную роль в становлении гносеологической концепции марбургской школы неокантианства.

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Смотреть что такое "НАТОРП" в других словарях:

  • Наторп — Наторп, Пауль Герхард Пауль Герхард Наторп Paul Gerhard Natorp Дата рождения: 24 января 1854( …   Википедия

  • НАТОРП —         (Natorp) Пауль (24.1.1854, Дюссельдорф, 17.8.1924, Марбург), нем. философ идеалист. Наряду со своим учителем Когеном глава марбургской школы неокантианства. Кантонское понятие «вещи в себе» трактуется у Н. лишь в качестве «предельного… …   Философская энциклопедия

  • НАТОРП — (Natorp) Пауль (1854 1924), немецкий философ, один из главных представителей марбургской школы неокантианства. Разрабатывал философию культуры на основе трансцендентального метода, с позиций которого интерпретировал историю античной философии (в… …   Современная энциклопедия

  • НАТОРП — (Natorp) Пауль (1854 1924) немецкий философ, представитель марбургской школы неокантианства. С 1885 преподавал в Марбургском университете на кафедре философии. Работы Н. можно условно подразделить на три больших блока, посвященых главным образом …   Новейший философский словарь

  • НАТОРП — (№atorp) Пауль (24.1.1854, Дюссельдорф, 17.8.1924, Марбург), нем. философ, теоретик социального воспитания. После завершения (1876) университетского образования (Берлин, Бонн, Страсбург) был домашним учителем, преподавателем гимназии в Страсбурге …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Наторп — (Natorp)         Пауль (24.1.1854, Дюссельдорф, 17.8.1924, Марбург), немецкий философ идеалист, наряду со своим учителем Г. Когеном глава марбургской школы неокантианства (См. Неокантианство). С 1885 профессор Марбургского университета.… …   Большая советская энциклопедия

  • НАТОРП — Бернгард Христиан Людвиг, известный педагог (1774–1846); священник в Эссене, 1808 советник консистории в Потсдаме, 1819 генерал суперинтендент в Мюнстере; кроме многих других, не относящихся к музыке, сочинений, издал руководства для пения в …   Музыкальный словарь Римана

  • НАТОРП (Natorp) Пауль — (1854 1924) немецкий философ, один из главных представителей марбургской школы неокантианства. Разрабатывал основные идеи Г. Когена; видел задачу неокантианства в создании философии культуры на основе трансцендентального метода. С позиций… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Наторп Пауль — Наторп (Natorp) Пауль (24.1.1854, Дюссельдорф, ‒ 17.8.1924, Марбург), немецкий философ идеалист, наряду со своим учителем Г. Когеном глава марбургской школы неокантианства. С 1885 профессор Марбургского университета. Кантовское понятие «вещи в… …   Большая советская энциклопедия

  • Наторп, Пауль — НАТОРП (Natorp) Пауль (1854 – 1924), немецкий философ, один из главных представителей марбургской школы неокантианства. Разрабатывал философию культуры на основе трансцендентального метода, с позиций которого интерпретировал историю античной… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Избранные Работы, Наторп Пауль. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 2005 года (издательство"Издательский дом… Подробнее  Купить за 1300 руб
  • Наторп, Пауль Герхард, Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Па?уль Ге?рхард На?торп (нем. Paul Gerhard Natorp, обычно… Подробнее  Купить за 1125 руб
  • Избранные работы, Наторп Пауль. Пауль Наторп (1854-1924) является одним из столпов марбургской школы неокантианства - цитадели"чистой философии".В Германии конца XIX - начала ХХ вв. Современному читателю, если он не историк… Подробнее  Купить за 1099 руб
Другие книги по запросу «НАТОРП» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»